Этери. Глава 7

Валентина Карпова
          События десятка последующих дней настолько закружили Женьку в своём водовороте, что у неё совсем не оставалось времени для того, чтобы сделать хотя бы короткую запись в дневнике. Являясь вынужденной виновницей торжества, ей приходилось целыми днями находиться под пристальными взглядами целого сонма совершенно незнакомого народа. Особенно трудным показался первый день. Второй и все последующие воспринимались уже несколько легче, хотя и они не отменяли устойчивого желания сбежать, спрятаться, оказаться как можно дальше от всех этих, одетых по большей части в чёрное, жующих, поющих, гомонящих непонятно о чём людей, которые и встречаясь, и прощаясь соблюдали словно священный ритуал обнимание, как друг друга, так и её саму, не обращая внимание на нескрываемое нежелание гостьи следовать их странному для неё обычаю. Немного облегчал участь «блохи под микроскопом» Леван, который то ли по собственному хотению, то ли по просьбе отца, постоянно находился рядом, объясняя, поясняя, вводя в курс.

          - Понимаешь, у нас так заведено! – ответил он ей на высказанное недоумение по поводу повальных обнимашек и поцелуев – В Грузии целуются все, особенно если встречаются после разлуки, даже совсем непродолжительной. Целуются родственники и школьники после каникул, целуются даже парламентарии перед началом заседаний! Мужчины целуют друг друга так же часто, как это делают женщины. Само по себе действо совершенно обыкновенно и обыденно, оно как способ приветствия для обоих полов. Но ты не могла не заметить того, что всё происходит слегка наигранно, отлично от просто поцелуев: целуя кого-то при встрече, следует прикасаться к нему не губами, а щекой к щеке, чмокая при этом воздух!

          - Да, я обратила на это внимание и даже ощутила на себе! - кивнула Женя
– А скажи, почему женщины сплошь в чёрном? Не логичнее ли было бы носить светлое в таком жарком климате?

          - Знаешь, я как-то мало задумывался об этом, хотя, конечно, объяснение есть. Как рассказывали в школе на уроках истории, наша страна очень часто оказывалась вовлеченной в самые различные военные конфликты в качестве объекта нападения и захвата. Мужчины гибли. Население пребывало в нескончаемом трауре. Женщины обязаны и теперь носить его по умершему мужу до конца своих дней. Точно так же они делают и по братьям, и по собственным детям. Традиция, обычай – назови, как хочешь.

          - Ох, как… Вы настолько религиозны?

          - Дело даже не в религиозности как таковой, а в приверженности к традициям, хотя, да – люди в большинстве своём очень набожны, особенно к старости.

          - Всё у вас как-то слишком, что ли…

          - Что ты имеешь в виду под «слишком», дае?

          - Ещё одно новое слово… дае – это что?

          - Сестра… всего лишь сестра, патара.

          - Маленькая. Ну, не такая я уж и маленькая, как может показаться. А как будет «брат»? Мой разговорник в комнате остался…

          - Дзмас.

          - Язык сломать можно… Ну, да ладно, это дело десятое. В конце концов, вы все замечательно понимаете мой родной русский. Что я имела в виду под определением «слишком»? Поверь, я не о том хорошо оно или плохо, но мы более сдержаны в проявлении чувств, даже можно сказать - скрытны. Наши вдовы тоже носят чёрные одежды и платок какое-то время. Не скажу точно, но кажется, строго и обязательно сорок дней и до года, но потом… Это нельзя считать, что они перестали горевать, но мало кто продолжит ходить в трауре дольше трёх лет. Только ты пойми меня правильно: я нисколько не осуждаю, просто пытаюсь понять…

          - О чём ты? Какие обиды? И в мыслях не было. Но, да – Грузия вот такая, какая есть: у нас всё от души, чего бы то ни касалось! Любить, так любить, ненавидеть, так ненавидеть…

          - Да уж… Даже в приготовлении еды и то…

          - Так, а с едой-то что не так?

          - С едой? Знаешь, мне кажется, что у вас у всех желудки просто из железобетона сделаны…

          - Почему?! Вот это вывод… С чего бы только?

          - Ну… зачем столько перца в каждом блюде? Ведь за его горечью вкуса остального не разобрать… Настоящий пожар во рту... Не, не для меня… Но в хачапури я просто влюбилась – вкуснятина!

          - Наоборот, слушай! Что за еда без специй? Они только подчёркивают… Ну, ладно – спор ни о чём. Однако вот почему твоя тарелка постоянно пуста, хотя на столе много чего есть и не столь острого. Вот, к примеру, это! – и положил на тарелку перед ней что-то непонятное вовсе – Попробуй, должно тебе понравиться!

          - Да?! А что это? – недоверчиво рассматривала Женя предложенное братом, не решаясь положить в рот хотя бы кусочек какой-то на вид фрикадельки насыщенного зелёного цвета.

          - Не бойся! Это пхали. Только не спрашивай состав – не отвечу, хотя и знаю… - причмокивая от удовольствия, с полным ртом, проговорил Леван – И, вообще, со всеми кулинарными расспросами обращайся или к женщинами, или к главному ресторатору – отцу!

          - Вахтангу?! Почему?

          - Мне всё ещё странно, что ты вот так запросто называешь его по имени, но ещё более странно то, что ты до сих пор не знаешь, кем является наш отец!

          - Для меня как раз в этом нет ничего странного… Ты с ним знаком с самого рождения. Не так ли? А моё знакомство только начинается, так что… Он много чего рассказывал о Грузии, о всех вас, но почти ничего о себе… И кем же является Вахтанг Чаидзе на самом деле?

          - Ну, хорошо… Он – очень известный ресторатор. Долгое время работал шеф-поваром, обучался и проходил практику во Франции, Италии, путешествовал по Америке, имел свой ресторан в Кутаиси…

          - Ни фига себе… - выдохнула Женька – А теперь? Разорился, что ли?

          - Нет, с чего ты это взяла? Совсем нет, просто теперь он курирует и является хозяином сети небольших кафе с национальной кухней. Это такое семейное дело, бизнес, если хочешь.

          - В нём принимают участие все?

          - Кроме меня, ну, вот и тебя, пока… Стоять у плиты или сновать с подносами между столиками – совсем не моё! Хотя вкусно покушать я не прочь! – рассмеялся Леван.

          - Интересно… - задумчиво отозвалась Женя – Получается, что и старшие братья у нас тоже повара?

          - Нет! С чего ты это взяла? Совсем нет! Они организовали туристическое агентство, как принимающая сторона. Установили тесные контакты с московскими и питерскими такими же компаниями и обмениваются группами туристов, разработав несколько интересных маршрутов. Но об этом ты лучше с ними поговори, я знаком лишь в общих чертах.

          - Хорошо! А почему, с чего вдруг ты захотел стать лётчиком?

          - Слушай, а давай сбежим отсюда? Как мне кажется, собравшимся уже совсем не до тебя…

          - Давай! – легко согласилась Женя-Этери – Я только за!