Трус не играет в хоккей

Анатолий Комаристов
               
В июне 1972 года я отдыхал в Крыму в санатории Ракетных войск СН «Фрунзенское». Однажды на двери в столовую появилось объявление: «Сегодня в клубе санатория состоится встреча с хоккеистами команды ЦСКА».

Не пойти на такую встречу я, поклонник этой команды, естественно, не мог.

Клуб в санатории был открытый, без крыши. Вместо кресел стояли обычные лавки, но  свободных мест не было - полный аншлаг. На встречу с отдыхающими приехали Владислав Третьяк, Валерий Харламов, Владимир Лутченко и Александр Волчков. Все они играли в сборной команде Советского Союза.

Хоккеисты выступили перед отдыхающими, ответили на многочисленные вопросы. Дольше всех выступал и очень бойко отвечал на вопросы Владислав Третьяк.
Как говорили отдыхающие «язык у него подвешен хорошо». Остальные хоккеисты были гораздо скромнее и менее разговорчивыми. Валерий Харламов вообще говорил очень тихо и недолго.

После встречи хоккеисты должны были идти на ужин в столовую санатория, но их плотным кольцом окружили отдыхающие. Все хотели сфотографироваться с ними и получить автографы.

Мне и юному болельшику, жителю поселка, удалось сфотографироваться с Третьяком и получить у него автограф. Лутченко и Волчков были не так популярны у отдыхающих, как Третьяк и Харламов, и я без проблем получил их автографы. А вот пробраться к Харламову оказалось не просто. Его плотным кольцом окружила толпа отдыхающих, задававших вопросы и просивших автограф. Мне удалось прорваться к нему.
 
Блокнота или бумаги у меня не было, и я подал Харламову санаторную книжку, открытую на чистой последней странице. Он посмотрел на меня и, улыбаясь, спросил:
– Вам же её надо сдавать?
Я ответил, что последний лист книжки оторву, и при убытии из санатория сдавать не буду.

Этот пожелтевший листок с автографами четырех хоккеистов сборной команды СССР я сохранил в своем архиве до сих пор.

Когда я отдыхал в санатории «Архангельское» (там была база ХК ЦСКА) на тренировке, которой руководил Константин Локтев, видел всю команду, в том числе Михайлова, Петрова, Рагулина, Фирсова, Харламова и других. Но занимались они на площадке, огороженной высокой сеткой, и подойти к ним отдыхающие не могли. В конце тренировки они с азартом играли в футбол ничуть не хуже, а может быть и лучше, чем настоящие футболисты.

Ещё раз я видел Валерия Харламова в Главном военном клиническом госпитале имени Бурденко. Наше учреждение, в котором я служил, располагалось на территории госпиталя.
 
Это было летом 1976 года. Харламов лечился в травматологическом отделении по поводу травм, полученных в ДТП. Он сидел около бюро пропусков. Держал на коленях тогда ещё маленького сына. Они о чем—то говорили и весело смеялись.

После выздоровления Харламов продолжал играть в команде ЦСКА. Трагически погиб в автокатастрофе в 1981 году.
* * *
С 1969 года во Дворце спорта в  Лужниках ежегодно проводился международный турнир по хоккею на приз газеты "Известия".
 
Придумал этот турнир и его эмблему - Снеговика - спортивный обозреватель газеты Борис Александрович Федосов (1931-1989). 

Сколько раз мы ходили с женой (с 1976 года и до ухода на пенсию она работала в редакции газеты "Известия") на хоккейные матчи этого турнира - я не помню.

Билеты и сувениры (шайбы, фарфоровые статуэтки, маленькие клюшки с автографами хоккеистов, буклеты) жене давал Борис Федосов.

Накануне открытия соревнований мы всегда ходили на великолепные закрытые вечера для нашей команды с участием А.Райкина, И.Кобзона, И.Козловского, Л.Лещенко, Г.Хазанова, В.Толкуновой и многих других знаменитых артистов в киноконцертном зале «Варшава» у метро «Войковская». Концерты вели Борис Брунов и Николай Озеров.

Фото из архива автора: Слева - В.Третьяк,справа - А. Комаристов