Мир одного атеиста. Г4. Язык и паттерны

Логинов Дмитрий
Полную версию можно найти (лучше скачать и читать в word) по ссылке
 
https://yadi.sk/d/4IxlxVqI3SWcmV


ЧИТАЛ:

a. «Призрак в доспехах» Мамору Осии
b. «Введение в буддологию» Торчинов Е.А
c. К. Хорни, Э. Эриксон, Фрейд, Фромм, Юнг.


  Человек не свободен. Принятие этого факта –
единственный доступный человеку акт свободы.

  Как и многие теории, «табула раса» содержит в себе зерно истины, истину предельного перехода. Человеком во время жизни усваивается и структурируется огромное количество информации. Вдобавок, он в силу своей структуры как обучающейся, а потом и разумной системы, взаимодействуя с миром, сам производит ее в больших количествах. В итоге, сравнивая взрослого сознательного человека и того ребенка, кем он был, вполне уместно сказать, что это два качественно разных существа. Но, как и в любом качественном переходе, между этими состояниями нет четкой границы, а есть только количественные различия. Взрослость и сознательность - это условности.


  На начальной стадии развития, человек проявляет себя как обучающаяся система. Отличие от приматов на этой стадии - только в уникальной эффективности нашей системы. Затем как разумная система человек с помощью индуктивных обобщений производит новые гипотезы и проверяет их на практике. Но изменения мировоззрения не могут передаться потомству через гены. Поэтому для закрепления и развития результата необходима следующая стадия практически не доступная животным - социальная. Она заключается в усвоении человеком накопленного опыта через язык (культуру) и в развитие языка через жизнь человека.


  Язык - система символов объектов и явлений, с возможностью обмена ими между людьми. Один и тот же символ у двух людей настолько имеет одинаковое значение, насколько опыт усвоения и использования данного символа у них тождественен. Человек выступает теперь не как объект эволюции, а как платформа для изменения языка. Эволюционирует не биологический вид Человек Разумный с характерной ДНК, а язык. Изучение человека с этой стадии неразрывно с изучением языка.


  Язык – устойчивая, живая, обучающаяся система, структура которой закреплена в (1) психике контактирующих между собой людей, в (2) их произведениях (картины, книги, кино, музыка и пр.), и в (3) инструментах (предметы быта, орудия труда и др.). Взаимодействие с окружающим миром и накопление жизнеспособности происходит через жизнь человека. Как конкретный организм со своим уникальным набором генов является проверкой ДНК своего вида, так и психика конкретного человека является проверкой языка своего общества. Плодовитостью в этом случае будет количество психики, переданное другим индивидуумам, не только своим генетическим потомкам. Т.к. язык - эволюционирующая система, то существенной характеристикой при его анализе является баланс наследственности и изменчивости.


  Наследственность.

  Психика, как и ДНК при половом размножении, передается частично. Единицей наследственной информации выступает психологический паттерн, комплекс, дхарма. Паттерн – сложная программа поведения, устойчивое в конкретном обществе психическое образование, результатом работы которого является мотив (цель действия человека) и соответствующее ему напряжение (количеству отданных информационных импульсов). Оно пропорционально активности паттерна, которая поддерживается как внешними источниками (другими программами, людьми), так и вниманием. Сумма целей от различных паттернов приводит к поступку. Паттерны усваиваются или, правильнее сказать, воссоздаются в психике индивидуума в ее контакте со структурированным окружающим миром. В этом процессе важны обе составляющие: текущее состояние психики и конкретная ситуация.


  Первые паттерны, которые усваивает ребенок (любовь к родителям, осознание себя через свое тело, осознание другого и пр.), не встречают никакого внутреннего или внешнего сопротивления, т.к. с одной стороны в психике ребенка еще нет паттернов, которые могли бы противоречить им, и с другой – этому способствует поведение родителей, отточенное и закрепленное эволюцией. Эта благоприятная комбинация определяет невероятный прогресс ребенка на первых годах жизни. Воссоздание подобной ситуации, когда имеются и внутренний мотив, не противоречащий другим руководящим паттернам, и конкретные источники обучения, дает схожий результат и во «взрослой» жизни. Неизбежность оценки вновь поступающей информации первыми паттернами определяет их значимость: в какой мере и в какой модификации они были усвоены.


  Паттерны следующих поколений для их воссоздания и существования в психике индивидуума (и в языке в общем) должны быть оценены уже усвоенными паттернами, и, противоречие, если имеется, может быть преодолено с приложением некоторого усилия по одному из трех сценариев: доработка и/или пересмотр, невротический и шизофренический способы.


  Устойчивость паттерна определяется суммарной реакцией других паттернов (внутренних и внешних) на поступок человека. Внешняя реакция имеет двойственную природу: от общества к человеку (оплата деньгами, одобрение, лишение свободы, казнь, продвижение по службе и пр.) и от человека к обществу - количество копирования этого паттерна другими людьми (что, по сути, также является одобрением). Если реакция в целом положительна, то паттерн продолжает существовать в активной части языка (1) и закрепляться в пассивной части (2) и (3). Если отрицательна – вытесняется из активной части и со временем остается только в пассивной.


  Паттерны, оцененные отрицательно в конкретной ситуации для экономии энергии и времени, могут впоследствии тормозиться на биологическом уровне в схожих ситуациях, что соответствует невротическому сценарию. Предрасположенность психики к усвоению или к игнорированию некоторых паттернов в конкретных ситуациях приводит к ограничению возможных путей роста личности и форм взаимодействия с окружающим миром. (Решение базального конфликта, Хорни -- усвоение некоторых ролевых моделей -- закрепление в виде исторически устойчивых, цельных типов личностей - архетипов, Юнг -- игры, поддерживающие данную конституцию психики, Берн). Такая модель может в итоге привести к невозможности установления новых связей, что в зависимости от типа личности может ощущаться и выражаться в различных, но схожих паттернах: цинизм, депрессия, игры, меланхолия, фатализм, самодовольство, тревога и пр. Одним из возможных выходов из такой ситуации является процесс реинтеграции личности – вскрытие одной (нескольких) из руководящих, стержневых вн/вн связей, уменьшение ее влияния и формирование новых, «облегченных» алгоритмов принятия решений. Я, «Эго», «базальный конфликт», архетипы, игры - собирательные переоцененные явления, описывающие некоторые стадии личности. Теории, построенные на таких определениях, тяготят к статичному описанию человека, что не удивительно, ведь психологам свойственно работать с людьми с психологическими заболеваниями, которые суть невозможность меняться.


  Разница во внутренних и внешних паттернах заключается в скорости взаимодействия между ними и, следовательно, в их отношении к поступку. Т.к. скорость обмена данными между внутренними (нейронными) связями существенно больше, то в промежуток времени, отведенный на решение задачи, задействуются многие внутренние паттерны. Внешние же - из-за своей медлительности обычно выступают только как оценка поступка. Границы личности, а именно набора внутренних паттернов, как и любой другой системы (Солнечная система, молекула, организм, государство и пр.), размыты и определяются условно по характерной скорости протекания процессов (Постоянной времени).


  Хирург и скальпель во время операции – одно: скальпель подчиняется мозгу с «хирургической точностью», и наоборот – малейшее изменение в сопротивлении ткани скальпелю «моментально» находит свое отражение в психике врача и приводит к принятию решения.


  Изменчивость.

  Изменчивость в первую очередь реализуется через сам механизм передачи паттернов индивидууму. Каждый человек не просто обучается паттерну. Он воссоздает его в цикле (паттерн - поступок - реакция ситуации - сравнения с ожиданиями -
 корректировка п. - ..): усваивает и сразу применяет его на практике, тут же получает оценку на свой поступок от окружающего мира и вносит изменения в сам паттерн в соответствии с этим. Т.к. жизненные обстоятельства у каждого человека уникальные, то и самые базовые паттерны, как любовь к маме, у всех получаются разные. При этом они, связанные с ситуацией, постоянно находятся в развитии.


  Кроме вышеописанной «субъективной» составляющей изменчивости, зависящей от жизни конкретного человека, есть еще и «объективная». Она заключается во внутренней логике самого паттерна. Несмотря на то, что паттерны воссоздаются в конкретной ситуации и применяются в основном в ситуациях, схожих с первоначальной, в основе каждого паттерна лежит некоторое обобщение, которое распространяется за ее пределы. Каждый паттерн, таким образом, имеет потенциал к расширению своего спектра ситуаций. Не сдерживаемый другими конкурирующими паттернами он заполняет своей логикой все новые и новые ситуации: как в реальности, так и в модельном пространстве. Дерево науки, растущее из корней-аксиом; человеческая жизнь, растущая из любви к родителям.


  С позиции изменчивости языка какая-либо система представляет ценность, прежде всего, как возможность ее изучения через взаимодействие, потенциал обогатить наше понимания мира, сам язык. С этой точки зрения, ключевым при оценке важности системы является фактор уникальности ее связей (ускоритель частиц, черная дыра, «Братья Карамазовы», «Мона Лиза», аномалии и пр.). Человек как обучающаяся, разумная система имеет большой потенциал к уникальности, но оценить его очень проблематично. В таких случаях как травмы мозга, аутизм и пр. человек теряет свой потенциал к уникальности разума, но иногда может получить потенциал к уникальности биологической аномалии. Т.к. на реализацию потенциала влияет множество частично не изученных и частично не контролируемых факторов, и нет возможности создания критериев уникальности разума, потому что они были бы созданы разумом, человеческая жизнь имеет очень высокую, но не абсолютную ценность.


  Язык полностью отражает эволюцию человеческой цивилизации. Он изменяется, усложняется, специализируется. Из рычания первобытного человека и вавилонского приспособления к окружающей среде естественный язык развивался последовательно через Гомера, Аристотеля, Пушкина, Ньютона и пр. до современного уровня. Он специализировался под конкретные задачи, которые со временем стали искусством, религией, войной, философией, науками, производством и пр., позволяя, таким образом, ставить новые вопросы и углублять понимание процессов.


ЧИТАТЬ: лингвистику (узнать, что это)