Илья Репин Дуэль

Алина Алексеева-Маркезин
   Илья Репин.Дуэль. 1896 .Холст, масло. 52 ; 104 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

      «Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на 27-й передвижной выставке. Также была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

      Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы.

        Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

        А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы»

         Картина представляет собой большое полотно с несколькими фигурами.События происходят на опушке темного леса, тени от фигур длинные, закатные, так мы понимаем, что дело происходит вечером. Композиционно фигуры людей слегка смещены в сторону.

         Действие происходит после дуэли, когда все важные события уже произошли. Мы видим последствия конфликта – раненого или умирающего поддерживают секунданты, победивший на дуэли отвернулся от происходящего и смотрит в небо. Загублена молодая жизнь, да и второму участнику поединка тоже не позавидуешь. Дуэли запрещены, и его ждет ссылка в места, где смерть будет ходить за ним по пятам – на Кавказ или в Туркестан.

        Фигура офицера в сером обращает на себя внимание не только тем, что она выделена цветом. Это явно старший не только по возрасту, но и по чину офицер. К нему очень выразительно обращается один из секундантов, вопрошающий, как им следует дальше поступить. В этой недоговоренности и заключена основная интрига полотна.
Работа вызвала бурное обсуждение в прессе.

     ОТЗЫВЫ О КАРТИНЕ.

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

"Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести».

А. П. Ланговой вспоминал:

«Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?»

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

"И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму."