Боевое крещение

Анатолий Комаристов
                Из цикла «Маленькие истории»

Вспомнил начало своей службы в 17 Военно-врачебной комиссии Среднеазиатского военного округа. Когда приказ о назначении меня в комиссию на должность начальника экспертизы военнослужащих состоялся, я пришел к начальнику полковнику медицинской службы Хамзе Зайнуллиевичу Зайнуллину. Между собой все офицеры и служащие комиссии  звали его кратко – «Хамза».
 
Представился ему, как положено по уставу. После поздравления и короткой беседы Хамза сказал мне:
 – Ну, что, Анатолий Ефимович? Боевое крещение! Сейчас Вам оформят командировочное предписание, и завтра Вы срочно полетите в Актюбинск. Областной военкомат готовится проводить сбор врачей районных призывных комиссий области. Вам надо будет на сборе выступить с коротким докладом и совместно с врачами областной больницы провести с участниками сбора методическое занятие по освидетельствованию призывников. Все понятно?

Я опешил.
– Хамза Зайнуллиевич! Методику освидетельствования призывников знаю и занятие проведу. Но я понятия не имею о состоянии лечебно-оздоровительной работы среди подростков и призывников в округе и Актюбинской области. Ведь у меня нет никаких материалов…

Хамза перебил меня:
– У вас впереди есть ночь и время полета в самолете. Возьмите у майора Калмыкова таблицы, данные отчетов, изучите эти документы. Не волнуйтесь. Я надеюсь, что вы справитесь с заданием. Можете идти.

Сколько тогда было районов в Актюбинской области, я не знаю. Помню, что небольшой актовый зал военкомата с трудом вместил всех врачей. На сбор из районов вызвали военных комиссаров и врачей всех специальностей, принимающих участие в освидетельствовании призывников.
 
Я чувствовал себя среди пожилых и опытных врачей, честно говоря, неуютно. Прочитал свой короткий доклад. Аудитория выслушала его с интересом.

Областной военный комиссар  обратился к присутствующим:
– У кого есть вопросы к представителю окружной военно-врачебной комиссии, прошу задавать.

И вот тут я, как говорят, поплыл. На многие вопросы ответить я не смог. Все врачи были с большим опытом работы в военкоматах и задавали очень каверзные вопросы по приписке и призыву, трактовке отдельных статей Расписания болезней. Если ответы на вопросы по неврологии и психиатрии для меня не составляли труда, то по хирургии, офтальмологии или оториноларингологии иногда не знал, что отвечать.

Но я нашел выход – сказал врачам, что запишу все вопросы и пообещал им прислать по почте подробные ответы окружной комиссии.

Затем врачи областной больницы, каждый по своей специальности, провели практические занятия с врачами из районов. На занятии группы хирургов я, без всякого злого умысла, поставил в неудобное положение хирурга областной больницы.
Откуда мне было знать, что он впервые видит угломер. Пожилой врач никак не мог сообразить, как с его помощью надо измерять объем движений в суставах. Мне даже стало неловко за него. Но для себя я сделал вывод, что объем движений в суставах хирурги в военкоматах измеряют «на глазок». А эти показатели имеют огромное значение при определении степени годности призывников к военной службе.

После возвращения из Актюбинска я подробно доложил Хамзе о результатах командировки, а врачи-специалисты комиссии подготовили письменные ответы на все вопросы, которые я привез.
                * * *
Вспомнил, как вскоре после возвращения из Актюбинска, лютой зимой Хамза срочно отправил меня в поселок Жангиз–Тобе (Георгиевка–4) с задачей проверить состояние экспертизы в небольшом госпитале.
 
Находится поселок в Семипалатинской области. Шапки перекати-поле, пастбища с отарами овец и табунами лошадей, пастухи казахи – вот типичная картина этого района. Жестокий ветер «шайтан» приносил зимой лютый холод и снежные бураны, а летом 40-градусную все иссушающую жару.
 
В Кзыл-Орду я приехал поездом. Добрался до аэропорта. В Жангиз–Тобе летал самолет У-2 («кукурузник»). Вылет долго задерживали. Была жуткая метель, пассажиры нервничали – всем хотелось попасть к ночи домой.
 
В конце концов, вылет разрешили. Чтобы не заблудиться, летчик вел самолет низко над землей, ориентируясь только по телеграфным столбам вдоль дороги.
 
Когда мы приземлились в Жангиз–Тобе, всех пассажиров быстро высадили, выбросили мешки с почтой, погрузили какой-то груз, взяли на борт несколько  человек и самолет тут же улетел. Дело шло к ночи, и метель не прекращалась.
 
Практически весь военный городок, и госпиталь в том числе, состоял из сборно-щитовых домиков. Меня поразила картина – крыши всех домов были привязаны  толстыми металлическими тросами к металлическим кольям. Когда я поинтересовался, зачем это сделано, мне рассказали, что во время сильных буранов ветер уносит крыши домов.

Спал (вернее дремал) я в госпитальной палате, которая продувалась насквозь. Печи топили круглые сутки. Обогреватели были примитивные – кирпичи, обмотанные проволочной спиралью.

Кто в свое время принял решение построить военный городок именно на этом продуваемом всеми ветрами месте – не знаю. Буквально рядом имелось более тихое место в лощине у подножия небольшой возвышенности.

…Вот так нас учил Хамза Зайнуллин. Все офицеры, вновь назначенные в 17 ВВК, на второй или третий день направлялись в служебные командировки в самые отдаленные гарнизоны с необычными и довольно сложными заданиями. Служебные обязанности по занимаемой должности осваивались не в кабинетах, а  практически  в госпиталях,  военных комиссариатах.

И все офицеры были благодарны Хамзе за эти нелегкие, но очень полезные уроки.

Фото из интернета. Поселок Жангиз-Тобе.

Продолжение цикла "Маленькие истории" http://www.proza.ru/2018/03/25/815