Морячек прибрежного плавания

Александр Дед
    Работа, на жабодаве типа « Волго-Балт», позади. Один из знакомых, с кем был дружен в то время, работал в круинге (контора по найму моряков) частной судоходной  компании. Он и предложил мне работу у него. Жена моя, только что родила, и я согласился. Рейсы были короткими, около месяца всего, с заходами в Питер.И это меня вполне устраивало.  Небольшой контейнеровоз прибрежного плавания.

Команда состояла из 8 человек-Дед, электромеханик и моторист. На мосту-Мастер, старпом и 2-ой помощник. Плюс боцман и шеф-повар. Судно только что купили и экипаж полностью не сложился. Единственно штурманы были одного года выпуска. Тоже макаровцы, как и я, но постарше на три года. Мастера звали Игорем,он был из Мариуполя родом, весел и с волосами до плеч. Себя и свое пароходство, называл Махновцами.


 У нас было с ним много разговоров и «за Ейск и за Ростов». Запомнилась его история о том, как они на рейде Ейска стояли. Напротив их якорной стоянки была свиноферма. Огорожена она была только со стороны берега. Со стороны моря не охранялась. Моряки спускали шлюпку и высаживались на берег. Свинье скармливалась буханка хлеба, из которой была вытащена середина. Вместо нее, залита бутылка водки, и отверстие залеплено мякишем. Пьяную в сисю свинью затаскивали в шлюпку, она даже хрюкнуть не могла. И к ужину, моряки собирались на корме у мангала, шашлычков поесть. После того, как уперли третью хрюшу, хозяева начали строить забор вдоль берега.

 
 Деда был из рыбаков. А «рыбак,он трижды моряк!»  Списывал его Мастер. И списывал не за профнепригодность, а за пьянство банальное и беспробудное. Профпригодность проверить не удалось, Дед был запойным. Потреблением алкогольных напитков на судне, вряд ли кого удивишь. Но Дед –удивил. Как принято, команда дружно отметила выход в море, и судно взяло курс на славный город Роттердам. Весь рейс всего-то, около месяца. Команда ,покряхтывая после бодуна и матерясь, приступила к выполнению своих обязанностей. Все, кроме Деда. У того еще, как говорится,  «еще было». Пил он в одиночку. Наконец закончилось и около недели его видели трезвым. Но около недели. И через неделю Дед пошел к Мастеру, у него заболел зуб. «Дай спирту, ваточку намочу и на зуб ее положу. Болит,сил нету»-попросил Дед. «Неси бутылочку, из канистры отолью»-ответил Мастер. «Нету бутылочки, давай канистру, я из нее ваточку мочить буду»-предложил Дед. И Мастер отдал канистру. И Деда и  пяти литровой канистры шила, он больше не увидел до самого Питера…
Так что дела пришлось мне принимать, без лишних комментариев от сдающего.


       Второго помощника звали  Костя или Костас, по-судовому. Был он русским, но вырос в Ферганской долине, поэтому водку любил пить не из рюмки, а из чайной чашки. Как из пиалы. Вы пили когда-нибудь водку из чайной чашки? Я-пил. Отвратительные ощущения, надо признаться. Причем разнообразием тары для питья меня вряд ли удивишь. Портвейн из баночки из под майонеза втроем в телефонной будке на Невском ,из вазочки для салфеток ,водка из пивной кружки. Ну,а банальные рюмки, фужеры, стаканы, те вообще не в счет. Но из чашки, это пипец для меня, полный.


     Костас был старше меня на три года. При первом знакомстве, меня сразу смутил его нос. Нос, который выдает человека, мимо рюмки не проходящего. Был Костас спивающийся интеллигент. Эрудированный, но…. Сколько светлых голов водка срубила.
Была у него еще одна фишка. И фишка очень неприятная. Любил он, стоя в ночную вахту, рюмку и на вахте махнуть. И приснуть там же на диванчике. Меня менял электромеханик и, как правило, мы пили с ним кофе в пересменок. Пока я возился с кофе, электромеханик поднимался на мостик осмотреться. Если у него возникали неоднозначные подозрения, он просил меня, где-то через час, подняться на мост и пнуть Костаса. Сам сделать это смущался.


Ночь. Вокруг судна, идущего «Полный Вперед», огни снующих в Северном море рыбаков. На мосту –темень и тишина. Судно идет на автомате. В случае, если упрямый рыбачок с полным тралом попадется по курсу-кранты ему. Крадусь к дивану и рявкаю: «Спишь,сука!». Костас шарахается от моего вопля, вскакивает и бормочет: «Вообще Дед охренел ,орать так? Сигареты где-то завалились под диван, ищу» . «Заснешь, прибью!»-обещаю я, и иду в каюту. И так не один раз.
Мастер, старпом и второй штурман, как я говорил ранее, были с одного выпуска. Над Костей шутили, поджаливали и здорово не гоняли. Считали его чудаковатым и постоянно подшучивали.


Мастер меняет второго. Курс-прямая линия, море спокойное. Каждый час на карте отмечен точкой и общие расстояния, пройденные за вахту, фактически совпадают. У всех, кроме Кости. Мастер измеряет вновь и вновь и понимает, что расстояние у Кости меньше где-то на час. Идут вопросы: «Что было?, Мы попали в черную дыру?, Это были инопланетяне?» и т.д. Ответы Костаса уклончивы: «Ну…,так получилось..., Я не хочу рассказывать..., Юра…,пойми, но в другой раз…».
Наконец, дотошливый Мастер, выясняет следующее. Поддатого Костю подрезал маленький рыбак с тралом.  И Костя  очень обиделся. Перешел на ручное управление и гонял бедного рыбачка на его катере битый час по Северному морю, пока тот не сбросил трал. И только после этого лег на проложенный курс.


Работа в той компании была достаточно нервной для нас всех. Постоянно ходили на перегрузе. Для местных властей судно заваливалось на противоположный борт, чтобы показать грузовую марку. Потом крен выравнивался. Да и возили не поймешь что. Груженые контейнеры, как порожняк, непонятные машины поверх контейнеров. Один раз взяли с 15 одно-двух летними тачками в угоне. Мне повезло, я был в отпуске. А Мастера и второго(грузового) помощника закрыли в Голландии на несколько дней в тюрьму. Потом выпустили под залог до суда и ребята благополучно вернулись в Россию. «Ага, ждите меня в Голландском суде, прилечу завтра»-ржал Мастер, получивший повестку. Он знал, что тачки левые, но за перевозку каждой, ему платили хорошие деньги.


Выход из Питера. Все, сдали лоцмана.  Вперед, в Голландию! Отходная рюмка и уставшая команда расходится по каютам. За короткую стоянку несколько перешвартовок. Ломоносов-Питер-Кировский завод, снова Ломоносов. Укладываюсь спать и я,  но через пару-тройку часов трясут за плечо. «Погранцы эстонские»-будит меня моторист. Какие к черту эстонцы? Мы идем без заходов  сразу в Голландию. Матерно обложив его, и пообещав ввалить люлей, если это шутка, спускаюсь в столовую. Судно стоит и не слышно шума Главного двигателя.
Нет, не шутка. В столовке мрачные погранцы и проверка паспортов. Точно, эсты. Какого черта, что случилось?  Судно стоит в море.Народ тоже ничего не понимает. Проверка закончена, нас отпускают. Команда заводить мотор и мы продолжаем движение. «Объясню завтра»-бурчит Мастер на мой вопрос.


Оказывается, Костас опять приснул, и мы пролетели место поворота и влетели к эстонцам. Их пограничный катер догнал нас, долго кричал на всех языках, чтобы мы дали «Стоп машина», но все крепко спали. Этакий «Летучий Голландец» летит на всех парах в неизвестность.  Наконец, они вроде ,как бахнули из чего-то предупредительным. Нам повезло, бахнули под окнами каюты Мастера и тот, оценив ситуацию, влетел на мост.


Вроде  Мастер со старпомом Костаса не били. Но всем очень хотелось это сделать.
День, море, лето. Мастер, старпом и второй что-то обсуждают на мосту. Не замечают рыбака и шуруют по его сетям. Рыбак возмущенно гудит, но наши, показывают ему характерный знак-на  согнутой в локте правой руке, левую. Тот, машет рукой, что «Сейчас!» и спускается в каюту. Возвращается с ружьем и бахает по стеклам рубки. Мажет! Прицеливается снова. Судно резко кладет на борт и поворачивается кормой. Уходим. Если бы попал в стекла рубки, была бы полная ЖПО. Найти их в Питере проблема, да и дорогущие они.


  Лихие годы, лихие хозяева и лихое судно с лихими ребятами. Контрабанду или «контрабас», возили и хозяева и мы. Принцип работы один- время судна в пути. Как ты выполняешь это правило, никого не волновало. «Судно должно плыть». Поэтому и выпивали мы часто. Мне эти три года запомнились тем, что почти ежедневно, и я и остальные, были слегка навеселе .