О парусах. часть 4

Димитрий Морозов-Никифоровский
Морские шлюпки в Форте Росс

В Сан Франциской газете «Русская жизнь» я прочитал, что группа энтузиастов будет передвигаться из Форта Росс в Сан Франциско с выставкой «Россияне в Калифорнии». Было указано, что у них две морские шлюпки Ял-4 традиционной российской постройки.

Наш младший сын Сергей на машине повез Жень-Шень и меня в Форт Росс.
По карте это 142 км на север от Сан Франциско по мосту Золотые ворота над Заливом и далее вдоль берега Тихого океана.
По местным отличным дорогам можно доехать за два часа.

Географические названия Русская речка, город Себастополь напоминали, что раньше здесь жили россияне.

Форт Росс (Россия) был создан для обеспечения Русской Аляски продуктами сельского хозяйства. Здесь для этого подходящий климат.

В этот выходной день как раз торжественно отмечали праздник Форта.
Американские волонтеры были одеты в старинные русские национальные костюмы. Были открыты все музейные помещения. На открытой площадке посреди форта читали лекцию. Даже стреляли из двух старинных пушек.

Форт, огражденный деревянным частоколом со сторожевыми башнями, расположен на высоком берегу. К океану спускается извилистая грунтовая дорога.

Там около ручья расположилась живописная морская команда, пара палаток и шлюпки.

Позднее я прочитал, что руководителя этой группы Джона описал мой давний друг Александр Судец.
Цитирую:  «Океанские сны» том 1. 2-е издание 2015 г стр.205-206:

« И мы ушли на Сан-Франциско. .. Два дня в нашем кубрике шел Джон Мидлтон, заместитель директора Форта Росс, молодой человек лет тридцати с небольшим. Чудесный, славный, мягкий, интеллигентный парень, одетый в форму русского морского офицера времен Шелехова и Баранова, весьма неплохо говоривший по-русски. Он рассказал нам историю реставрации Форта Росс и создания там в 1973 году знаменитого музея.» …

«… Заодно и, что называется «на тему», как человеку, связанному с историей русского флота, я прочел Джону небольшую лекцию о психологических, гуманитарных, социальных и, в некоторых случаях, санитарных особенностях такого лингвистического инструмента общения, как русский мат. И за два дня, проявив изрядную долю терпения, кое-чему качественно его научил.

Моряк – и без мата? Это противоестественно! В мировом флоте русский мат идет вровень с английским языком. Тут по значимости полный паритет. И прижился мат в морской среде со стародавних времен.»…

«… Ну, вот я и решил приобщить Джона к нашим лингвистическим изыскам.  Он был несколько смущен их кружевными хитросплетениями, но – любишь меня, люби и мою собаку – уроки учил с тщанием…»


В тот день мы вернулись домой, а на следующий день с утра я один отправился в Форт Росс.
Скоростные шоссе в Калифорнии в отличном состоянии дорожного покрытия.
 
Пересечения с другими дорогами обычно  в виде мостов или под основной магистралью. Много указателей и дорожных знаков.

В какой – то момент я догнал грузовик, на кузове и на прицепе были корпуса спортивных яхт класса Лазер.
Еду в левом соседнем ряду, разглядываю яхты.

Вдруг впереди увидел указатель нужного мне поворота на Себастополь. Это съезд со скоростного шоссе вправо и нужно под этим шоссе попасть на другую дорогу.

Чтобы дальше ехать налево, сейчас нужно свернуть направо.

Наверно, нужно было притормозить, зайти в корму этому грузовику с прицепом.

 А я сдуру рванул вперед, сделал «поворот на курсе» и ушел со скоростного шоссе на этот нужный съезд.

Скорость получилась выше рекомендованной для этого закругления.

В «Памяти мышц» я уже заметил, что в минуты опасности голова начинает соображать быстрее.
Может, Ангел-хранитель берет управление на себя.

Центробежная сила из-за превышения рекомендованной скорости на этой петле съезда  начинает прижимать машину влево.

 Бордюрный камень ( или поребрик по-питерски) на краю дороги может подсечь по колесам, и тогда гарантировано несколько оборотов арабского сальто через левый борт.

Тормозить нельзя – поступательное движение можно замедлить. Но на центробежную силу тормоза не влияют.

 У этой машины передний привод. Остается одно - не убавлять обороты, и даже, чуть прибавляя скорость, нежно поворачивать руль вправо.

 Ангел-хранитель плохого не посоветует.

Пластиковые декоративные диски на левых колесах ободрал, но не до стального колесного диска.

 Даже сейчас не хочется представлять себе, что было бы при контакте стали с бордюрным камнем.

Доехал до высокого обрывистого берега Тихого океана.
Остановился передохнуть и успокоиться.
Но, видимо, мыслями еще не ушел от пережитого.

Пока доставал фотоаппарат для съемки лежбища тюленей на островах в устье речки, то порывом ветра с машины унесло в океан вымпел. Это цветная тряпочка со схемой Черного моря, изображением парусной яхты и надписью Кубок Черного моря 1985 год. Хотел показать вымпел этим русским американцам.

 А получился подарок Тихому океану от Черного моря.

Когда добрался до шлюпочной команды, то занялся ремонтом паруса. Они пытались наложить на дырку две заплаты с двух сторон – получалось до трех слоев в одном месте.

Я привез российские трехгранные парусные иглы. Сделал вместо дырки аккуратное квадратное отверстие. Наложил квадратную заплату размером побольше, и прошил оба контура - наружный у заплаты, и по краю отверстия. Получилось как в учебнике яхтенного рулевого.

Когда лагерь к вечеру стали свертывать, оказалось, что на следующую точку шлюпки не пойдут своим ходом по океану. Их погрузили на автомобильные прицепы, и по отлогой, но извилистой дороге увезли на плоскогорье в Форт Росс.

Я еще два раза приезжал к команде Джона Мидлтона на Залив. Один раз из Саусалито переправились катером на остров Ангелов. Там шлюпки на веслах и команда участвовали в костюмированой инсценировке каких-то военных действий. Даже со шлюпки стреляли из пушечки.

В следующий визит лагерь базировался в Сан Франциско около Музея старых кораблей на улице Рыбацкой верфи (Fisherman’s Wharf).

Я предложил походить под парусом на закрытой волноломами акватории  (Maritime National Historical Park) Приморского Национального Исторического Парка.

При подготовке к спуску на воду Ял-4 сразу выявились разные подходы у Джона и у меня. Началось с мелочи : как класть в шлюпку весла. Я положил лопастями в корму, а тяжелыми и утолщенными вальками в нос. Потому что, если идешь под парусом и надо перейти на весла, то в уключину вставляешь лопасть и продвигаешь весло в уключине до обитого кожей места. Весло при этом водой прижимает вдоль борта и ход не теряется. А если весло лежало лопастью в нос, то неизбежно его нужно будет разворачивать.

 Следующим спорным вопросом оказалась проводка фала в ракс-бугель.

Оба раза Джон доставал советское Наставление ВМФ по шлюпке Ял-4.

А я исходил из собственного опыта хождения на Ял-6 на Волге у Саратова.

6-весельный ял  (6.1x1.88x0.77 м) площадь парусов 20.4 кв.м
4-весельный ял (5.26x1.58x0.61 м) площадь парусов 12.3 кв.м

Официально такой тип парусов на шлюпках называют разрезной фок или рейковое вооружение.

На мачту одето стальное кольцо с крючком (ракс-бугель). На этот крючок подвешивают реёк с прикрепленными четырех угольными парусами. Нижний угол переднего паруса (кливера) крепится на носу шлюпки.

Реёк поднимается через блок на мачте веревкой (фалом), так что натягивается передний край кливера ( переднего паруса. А задний конец рейка поднимается еще выше, чем передний. В свободные нижние углы парусов ввязывают серединой шкоты (веревки, которыми можно оттянуть углы паруса к бортам.)

На морском жаргоне такие паруса называют «штаны».

Я привык рабочий конец фала, опускающийся из блока на вершине мачты пропускать внутрь кольца ракс-бугеля. Мачта к вершине по диаметру сужается. Фал при подъеме рейка не зажимает.

Джон категорически настоял, чтобы фал был снаружи от кольца ракс-бугеля.

Спорящий с начальником уподобляется писающему против ветра.

Поднять парус до места не получилось.
Фал прижимал кольцо ракс-бугеля к мачте гораздо ниже блока.
Реек оказался почти горизонтальным.
Основной задний парус грот полностью не расправился, потому что верхний его угол оказался ниже.

На борту нас трое. Я на руле. Кок на шкотах кливера. И журналистка в роли пассажира.

 Шлюпка управляется плохо - грот полощет.

В какой-то момент чуть не утопили руль.

На корме шлюпки закреплен вертикально круглый стержень. Деревянное перо руля одевается на него сверху нижней и верхней оковками. В оковках щель меньше диаметра стержня. Нормальные оковки на Ял-6 были литые, и щель была профрезерована в размер.

Эти две шлюпки Ял-4 построили на 1-й Судостроительной верфи ВМФ «Лазаревская» около Сочи на Кавказском побережьи дорогого Черного моря.

Только женщина на борту не позволила мне вслух сказать все, что я думаю о рационализаторах этой верфи, военпреде и Отделе технического контроля.

Вместо монолитной сплошной детали с нормальным запасом прочности, на руль прикрутили тонкие полоски не закаленной стали. Они просто разогнулись.

 Я попытался постучать по ним уключиной.
 Щель стала снова узкой и тут же разошлась под нагрузкой – руль снова слетел.


Вспоминаю, как в Саратовском областном морском клубе ДОСААФ однажды опытный инструктор собрал нас всех на Волге на двухмачтовом парусном баркасе.

По словарю морских терминов.
Баркас – самая большая корабельная шлюпка шестнадцативесельная, корпус деревянный с транцевой (плоской) кормой.
Предназначается для различный перевозок в порту, для учебно-спортивных целей, реже для завоза якорей.
В период парусного флота при безветрии баркасы применялись для буксировки корабля на ветер (из штилевой полосы), в бою при штиле служили для разворачивания корабля бортом на противника.

Инструктор рассказал нам, что раньше на шлюпках устраивали  парусную гонку без рулей.

 Руль снимали и клали в шлюпку. Повороты делали за счет перемещения экипажа по командам рулевого.

«Все в нос!» - корма немного всплывает и шлюпка идет круче к ветру.
«Все в корму» - приподнимается нос и шлюпка начинает поворачивать по ветру.
«Все на правую» или «Все на левую» - загруженный борт притормаживает движение и в эту сторону начинает поворачивать шлюпка.
И конечно, вынос паруса на ветер или слабина (заполаскивание, растравливание) одного паруса.

Это был очень  наглядный  и полезный урок.
И выручили меня эти знания в аварийной обстановке через 35 лет в Заливе Сан Франциско.

Пришлось Коку поработать перемещаемым балластом: « в нос», «в корму», «на правый борт», «на левый борт», «растрави кливер», «вынеси кливер на правый борт» и так далее.

 Ну и я сам, конечно, перемещался насколько позволяли мне  шкоты грота.

А у нас на парусе здоровенный двуглавый орел на фоне флага Российско-Американской Компании. И мы с такой рекламой один раз даже в стенку волнолома чокнулись без руля.

Короче, это был позор выходного дня в морской праздник.

Доброго Всем Здоровья!
ДМН