Глава4 Школа

Виктор Акулов 2
               
               
Одни из самых ярких и прочных воспоминаний о периоде жизни в Сокольниках – это школьные воспоминания, наверное, от того, что детская память очень цепкая и не завалена взрослыми проблемами. Да и по значимости для детской психики, поступление в школу это важное, волнующее событие, не только для раннего возраста, но и этапное для всей последующей жизни. Тут важно всё, и в какую школу попал, и какой там коллектив учителей, и какие товарищи сидят с тобой в классе и т.д.
   Итак, в 1950 году я пошёл в первый класс. Школа № 370, в которую меня записали, располагалась на 9-й Сокольнический улице (сейчас это 2-я Сокольническая), в те годы она была «мужской» (до 1954 года) в ней учились мальчишки с ближайших улиц – Русаковской, Сокольнической слободки, со всех Сокольнических улиц с 1-й по 12-ю и даже с Охотничей. Школа была старая, историческая, основанная Московской городской Думой в 1899 году в ознаменование 100-летия А.С.Пушкина В строительстве школы принимала участие и семья Пушкиных (сын и внук поэта). В этой же школе учился до войны Герой Советского Союза Николай Гастелло, в честь которого позднее переименовали бывшую 3-ю Сокольническую улицу. В праздничные торжества, посвященные Дню Победы, в школу приглашали маму Николая Гастелло, которая рассказывала школьникам о своём сыне.
   Хорошо помню 1-е сентября, как нас построили по классам у входа в школу (с правой стороны здания), затем учительница повела нас внутрь здания. По стёртым от времени ступеням мы поднялись в большой зал, одна сторона которого окнами выходила во внутренний двор школы, а подругой стороне располагались классы. В одном из них и началась моя школьная жизнь. Посередине стены располагался список выпускников – медалистов,  написанный крупными золотыми буквами.
Скоро мы освоили это здание. Внизу в полуподвале располагался школьный буфет. Во время большой перемены мы бежали вниз по ступеням, чтобы успеть, до образования большой очереди, купить пирожок с повидлом и стакан чаю.  Недалеко от буфета находился класс географии (у первоклашек географии ещё не было), запомнившемуся мне по висящему на стене, над картой страны, портрету И.В. Сталина.  Хозяином кабинета был пожилой армянин с чёрными усами, звали его Пармен Михайлович, фамилию я не помню. Рядом был кабинет, в который нас водили на просмотр учебных фильмов, чему мы были особенно рады.  Подвальные окна завешивали чёрной бумагой.  Мы сидели в тёмном зале, сзади стрекотал киноаппарат, а на белой стене шло настоящее кино!           На уроках пения мы разучивали песни, которые я помню до сих пор: «у дороги чижик…», «с утра сидит на озере любитель рыболов…» и конечно, песни о Сталине – «великом друге и вожде…». Но основная учёба конечно была в своём родном классе с табличкой «1Б». где наша классная учительница Анна Михайловна Тимофеева учила нас читать, писать, складывать и умножать, а самое главное - быть людьми.               
   От этого периода жизни запомнился ещё эпизод, связанный с необустроенностью городских   коммуникаций вдоль реки Яузы в районе Большой Семёновской улицы. Иногда после школы мне приходилось пешком ходить на работу к маме (троллейбусной линии, по 3-й Сокольнической улице, в то время ещё не было), которая работала в артели «Наш труд» на площади Журавлёва, недалеко от метро «Электрозаводская».  Через Яузу переходили по маленькому пешеходному мосту.  Берег был низкий, и в весенний разлив река затапливала низину, заливая водой трамвайные пути и тротуары.  Поэтому наводили деревянные мостки, по которым можно было переходить Яузу. Ходить по ним надо было осторожно.  Доски под пешеходами слегка прогибались, нарушая равновесие участников перехода, внизу плескала тёмная вода, внося в это небольшое путешествие элемент волнующей авантюры. Позже, в 1954 году с после строительства Электрозаводского моста, этот «экстрим» ушёл в прошлое.
   Уроки физкультуры в хорошую погоду мы проводили,  на расположенному неподалёку от школы, стадионе  «Труд» (сейчас стадион «им. Братьев Знаменских»).   
 Став немного старше, в  возрасте 10…11 лет, сэкономив  иногда на завтраке, я ходил на утренний сеанс в кинотеатр «Луч», около парка, где трамвай «СК» делал круг.
 Перед сеансом, в фойе, на небольшой сцене перед детьми выступала артистка, мастер художественного слова, которая  очень увлекательно рассказывала интересные истории или сказки. Эти выступления  привлекали  детей ничуть не меньше, чем последующий  фильм. Все тихо сидели около сцены и, затаив дыхание,  погружались в таинственный мир рассказа.
   С третьего класса нам стали преподавать немецкий язык. А в соседней школе, через дорогу от нашей, был английский, поэтому мы называли её «английской». Это была элитная школа с белыми колоннами.  Детей туда привозили на машинах, мы же приходили в школу пешком и к соседям относились с пролетарским пренебрежением.
       Самым главным, что я получил от школы в тот период учёбы, это любовь к чтению. Я записался в библиотеку на 2-ой Сокольнической улице напротив мелькомбината им. Цурюпы (сейчас ул. Жебрунова). Там было два зала: книги на дом и читальный зал. Я брал книги домой и ходил в читальный зал. Запоем читал всё подряд.
      С библиотекой у меня связан день  смерти Сталина, 5-е марта 53 года. В этот день я был в библиотеке. Когда  по радио объявили о смерти вождя, все предприятия и транспорт  по всей Москве включили на пять минут гудки, сирены, звонки. Я вышел из библиотеки и пошёл в сторону кинотеатра «Молот» (потом «Орлёнок»), весь транспорт на улице стоял, в том числе и паровозы на железнодорожном мосту над Русаковской и всё гудело. Люди вышли из трамваев и троллейбусов стояли, слушая этот печальный гул. На меня тогда это произвело сильное впечатление
В школе № 370 я учился до 4-го класса. В 1954 году отменили раздельное обучение и в 5-й класс меня перевели в школу №375 на Маленковской улице, и она была ближе к дому, не надо было переходить Русаковскую улицу.               
В школе № 375 нас объединили с девочками, всё было по-новому. Новая школа, новые учителя, новые друзья, новые отношения.
   Особое воспоминание, на этом этапе школьной жизни, оставило сообщение Левитана 4-го октября 1957г, о запуске первого искусственного спутника Земли.  Вечерами, в объявленное время пролёта спутника, люди выходили из домов и смотрели на участок неба, где он должен пролетать. И если удавалось разглядеть светящуюся точку, медленно перемещающуюся на темном небе, всех охватывала радость и гордость за наши достижения. Мы с ребятами, даже забирались на крышу школы, рискуя сорваться с пожарной лестницы, чтобы лучше было видно пролетающий спутник.
   Из учителей этой школы мне больше всего запомнились учительница по физике, которая очень интересно проводила свои уроки. И учительница по литературе – наш классная руководитель Лина Петровна, которая много времени потратила на мою переэкзаменовку, когда весной перед экзаменом в 7-ом классе, в результате неосторожной игры с взрывчаткой, мне почти оторвало палец, и я не мог писать, пока его не залечили. Но это отдельная история.
После 7-го класса меня опять перевели в другую школу в №364. По-моему из-за того, что в 375 школе не стали преподавать немецкий язык. Опять новые учителя, новые товарищи. Что касается иностранного языка, то немецкому тут опять не повезло. Базовыми в школе 364 были английский и французский, поэтому во время урока класс делился на три группы, и самая малочисленная была немецкая, всего шесть человек. Учителя держать для такой группы было не выгодно, и мы ходили в соседнюю школу № 366 на Сокольническом валу.               
   Зато уроки физкультуры были на хорошем уровне. Преподаватель Владимир Михайлович с должным вниманием относился к своим предметам - он вёл физкультуру и военное дело. Расположение школы около парка способствовало активному проведению занятий.               
 В парке можно было проводить занятия по бегу, зимой работали катки и лыжные базы. На 2-м лучевом просеке было 50-и метровое стрельбище с малокалиберными винтовками, где мы стреляли. В то время я входил во все школьные команды – по бегу, лыжам и стрельбе, поскольку занимал ведущие места в школьных соревнованиях. Поэтому приходилось выступать и на районных соревнованиях и даже участвовать на городских спартакиадах школьников – по бегу на стадионе «Сталинец» (сейчас «Локомотив»), в Лужниках, по Садовому кольцу. А зимой на лыжах, в нашем или Измайловском парке.
   Запомнился ещё один эпизод, связанный со школой №364. В 1959 году во время строительства Американской выставки к нам в школу пришла группа милиционеров, всех учеников построили в актовом зале и представители  МВД обратились к нам с просьбой о помощи.  Оказалось, что со стройки украли коробку со строительными  инструментами, милиция просила проявить патриотизм и оказать содействие в поиске инструмента, сообщить, если кто что знает об этом, чтобы избежать международного скандала. С этим предложением они обходили все прилегающие к парку школы. Чем всё закончилось мы, конечно не узнали.
   Потом, при открытии этой выставки был огромный ажиотаж, ведь это была первая крупная выставка США в СССР. Вдоль забора парка  по Сокольническому валу выстраивались огромные очереди за входными билетами. Люди стояли даже ночью. Начиналась Хрущёвская эпоха потепления отношений с  США. Правда затем наступил Карибский  кризис  и все  реально ожидали ядерного военного конфликта с США. Но это уже другая тема.
    В 1960году, в связи с успешным окончанием  10-го класса и получением  «Аттестата зрелости», закончился этап школьной жизни и детства. Начался новый этап – юношества и вступления во взрослую жизнь.