Разум, увенчанный гением

Дмитрий Ромашевский
               

                «Что значит аристократия  породы и богатства               
                в сравнении с аристократией пишущих талантов?»
                А. Пушкин               

   Говорить о музыке – это совсем не то, что её слушать, слышать её не значит понимать. Не каждому это дано; но каждый соприкасается с ней, и в душе каждого живёт та или иная музыка.
  Музыка. Что это? Только ли звуки?.. Но почему они иногда так волнуют нас и даже грустные или трагичные вызывают наслаждение?


     В 1756 году, в Зальцбурге, в семье австрийского скрипача и композитора Леопольда Моцарта родился мальчик. Его  назвали Вольфгангом Амадеем. Ещё ребёнком прославился он как композитор, клавесинист-виртуоз, импровизатор, скрипач и дирижёр.
В тринадцать лет он уже был концертмейстером придворной капеллы.
  Австрия тогда входила в состав Священной Римской империи. Габсбурги бессменно занимали её трон с 1438 года, власть их распространилась на Чехию и Венгрию. Так в Дунайско-Карпатском бассейне образовалось государство, частично расположенное вне  империи.
  Уже в раннем детстве Моцарт легко усваивал музыкальную литературу, импровизировал.   Первая  монография о нём, написанная на русском языке, принадлежит  А. Д. Улыбышеву . Впервые она вышла на французском языке в 1843 году.

    Чудо-ребёнок импровизировал в манере разных композиторов. В музыкальном мире засветилась новая звезда, началась «эпоха Моцарта». Развитие способностей Вольфганга Амадея шло, благодаря не только его способностям, но и усилиями его отца. Семья музыканта не была богатой, более того, она постоянно нуждалась в деньгах, и ребёнок с детства начал приносить в неё пусть и небольшие, но заработки. Но более всего отец заботился о развитии способностей сына. Леопольд Моцарт был  композитором, теоретиком музыки. С.М. Танеев  называет его величайшим мастером многоголосной музыки.
  Отец Великого Моцарта (его полное имя – Иоганн Георг Леопольд) был сыном переплётчика и первым учителем и наставником своего ребёнка, который начал ему подражать с раннего детства. Удивительно то, что скоро они поменялись ролями – отец оказался под влиянием сына, который в тринадцать лет уже был концертмейстером капеллы  в Зальцбурге.
    На талантливого подростка оказывал влияние и органист  Иоганн Михаэль Гайдн – младший брат великого мастера венской школы.

   Католическая церковь придавала огромное значение музыке. С 1772 г. княжеством правил архиепископ Иероним. Он  навязывал 16-летниу музыканту свой вкус и запретил поездки. Сделаться свободным Моцарт смог только, когда ему было уже 25 лет.

      «История музыкального искусства не знает примеров столь раннего овладения всеми видами профессиональных навыков,  которые можно было бы сравнить с творческим созреванием Моцарта», - пишет Игорь Бэлза.
  Ещё подростком Моцарт удостаивался академических дипломов, был возведён в дворянское достоинство.
  В свои отроческие годы он – уже автор опер. Его произведения стали известны в Австрии, Италии, Франции и даже Англии.

 В своей книге «Возвышенное и земное» английский писатель Дэвид Вейс представляет нам Моцарта живым человеком, то весёлым, то охваченным горькими переживаниями, высокообразованным, прекрасно знающим немецкий, французский и итальянский языки.
Этот весёлый, общительный молодой человек быстро становился мудрым, он стал понимать, что с изменениями окружающего мира меняется и искусство.

  Летом  1782 года в Вене состоялась премьера  комической оперы Моцарта «Похищение из Сераля»*. Это был зингшпиль* по мотивам  неоднократно использованной в литературе и переработанной пьесы венского комедиографа Бретцнера. Премьера прошла с триумфальным успехом, а Моцарт стал первым композитором, не связанным службой при дворе. И.  Бэлза пишет: «Моцарт охотно принял бы придворный пост, соответствующий его рангу мастера. Но «чудо-ребёнок», гением которого некогда восторгались чуть ли не все столицы Европы, был забыт». Теперь же, после премьеры, он привлёк к себе  внимание любителей музыки и, к сожалению, зависть. Отца молодого композитора предупреждали об интригах против его талантливого сына. Встревоженный Леопольд Моцарт писал в одном из своих писем дочери: «Сальери и вся его свора опять попытаются перевернуть небо и землю». Один из его чешских друзей сказал, что против его сына  плетутся интриги.
   В творениях Моцарта поднимались этические проблемы, а императору Иосифу ближе была танцевальная музыка и маскарады. Моцарт получал очень небольшое жалованье. Первым музыкантом империи считался Сальери.
  Иосиф Хормайер* назвал Моцарта «Шекспиром музыки». Опера «Дон Жуан» подтвердила это его мнение.
  В Праге у Моцарта было много друзей. В беседах с ними, посещая масонские ложи, он чувствовал нарастающую тревогу. Начиналась эпоха патриотически-просветительского  движения. Идеи братства и равенства людей, проповедуемые масонами, были близки молодому композитору. Он даже сам предпринял попытку создать  такую ложу; но ему не суждено было  прожить ещё несколько лет.

  Последние годы жизни его проходили в нужде. Его мучили интриги. Он писал  свою оперу «Волшебная флейта» и закончил её незадолго до смерти. Символика оперы близка к  масонской.
  Иосиф II всё благожелательней и внимательней присматривался к композитору. Завистников становилось больше.
   На торжество возложения на Леопольда II  чешской короны в Прагу приехал и Моцарт. Это была его последняя поездка в Чехию. Во время коронации  исполнялись две его оперы: «Дон Жуан» и « Милосердие Тита».
  1791 год был наиболее плодотворным. Композитор возвращается в Вену. Его угнетает атмосфера недоброжелательности и зависти. Он даже подумывает переехать в Россию.  Граф Андрей Кириллович писал  князю Потёмкину, что Моцарт «имея основания быть недовольным», вероятно, согласится приехать в Россию, если ему поступит такое предложение. Но этому не суждено было случиться: Моцарт умер 5-го декабря 1791-го года. Лейб-медик Леопольда II-го констатировал, что композитор был отравлен. Ему было 35 лет.
  Похоронили его как-то наспех, вероятно боясь инфекции. Он  скончался без причащения, гроб с телом не вносили в храм для отпевания, помолились за упокой в часовне и оставили в мертвецкой, на следующий день сторож закопал его наскоро во рву.
Никого из провожавших на месте захоронения не было.


______________________________

* Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - нац. нем. и австр. разновидность комич. оперы 18 в. с разговорными диалогами

* Иосиф Хормайер - австрийский историк,  государственный  деятель.