Тайны заброшенной библиотеки Часть 3

Юрий Панов 2
Как нам найти администрацию?  Нет ничего проще. Трехцветный флаг виден издалека над одноэтажным домиком. Неужели нам здесь помогут? Стеклянная дверь открылась с трудом, а за ней – таинственный полумрак.
- Электричество у нас обрезали за долги вчера. Компьютер не работает.  Глава уехал в район, разбираться, наверное, только к вечеру вернется, - объяснила нам миловидная секретарша.
Увидев красную печать с иероглифами на нашей книге, она вздохнула
- Про трубный завод я ничего не скажу,  а вот ветеранов знаю, сходите к М.И., он недалеко живет. Тридцать лет  на заводе отработал.
Действительно, домик ветерана мы нашли быстро. Домик был крошечный, обшитый досками, с завалинками. И вот странно, увидев нас у калитки, хозяин выскочил на крылечко. Выскочил, налегке, без пальто, в клетчатой рубашке и позвал гостеприимно за собой в сени, заставленные коробками, через кухню с грязной газовой плитой и котом на лавке в единственную комнатку.  Разглядывая  нашу красную печать, старичок явно расстроился.
- А я думал комиссия из района приехала. Письмо я туда  написал, чтобы пенсию прибавили и вот жду.
- М.И, а вы библиотеку заводскую помните, - впервые подал голос Матвей
- Нет, ребята, не помню, слаб я глазами книжки читать.
- А рабочие из Китая на заводе работали?
- Китайцы?
- Нет, русские, приехавшие из Мукдена  после войны
- Нет, ребята, никого из Китая на заводе не было
Обескураженные мы вышли на улицу
- Какие будут предложения, - спросил я у ребят, уж больно покорно шли они за мной, как ведомые
- Раз ищем книгу, идем туда, где книг много, в библиотеку, - наконец предложил Сергей
Прохожие объяснили нам, как найти библиотеку -  в клубе.  Клуб поселка тоже виден был издалека, новое красивое здание с широкими дверями на входе.  А вход в библиотеку был сбоку, через маленький скверик с голыми деревьями. За более скромной  дверью  сразу начиналась крутая,  узкая, деревянная  лестница на второй этаж
- А как же пенсионеры в библиотеку ходят, - удивился Сергей
- Пенсионеры в библиотеку не ходят, у телевизоров сидят, - уверил его Матвей
- А кто же ходит?
- Наверное,  ученики и учителя, - улыбнулся я
- Это все же лучше, чем старая трестовская библиотека у нас. Она на  четвертом этаже была!
В библиотеке было светло (электричество не отключили!), чисто и тепло, а библиотекарей  две женщины – пожилая и молодая.
Рассмотрев красные иероглифы, пожилая библиотекарь улыбнулась,  прошлась вдоль стеллажей и принесла несколько книг. На книгах были точно такие печати!
- Никаких китайских рабочих у нас в поселке точно не было, а почти все книги  с такими печатями поступили из библиотеки трубного завода после его закрытия, но и у нас до этого такие попадались.
- А ваши откуда?
- Все из области, из профсоюзной библиотеки
- Придется и нам в город ехать. А что это у вас в соседней комнате? Не книги, а самовары в щелку видны? Можно посмотреть?
- Конечно.  Это у нас музей народного быта
В комнате по размерам еще большим, чем для книг сверкали на белоснежных кружевных скатертях не меньше десяти самоваров, медных и серебряных. На полках стояли десятки утюгов разных древних моделей, на полу выстроились в ряд прялки.
- А прялки у вас рабочие, можно покрутить?- воодушевился Матвей
- Крутите, они у нас все на ходу.
- А что за календарь экологический у вас на стене?
- Это наша гордость. Все праздники отмечаем. Все лето бегали со школьниками гоняли машины на газонах, листовки под дворники каждой досталось. Проект защитили и новый сквер начали засаживать кустами и многолетниками. А еще у нас в этом году был конкурс на лучший цветник у подъезда, а с ребятами искали самые старые и красивые деревья поселка. Лучшей стала яблоня,  ее наш ветеран после войны посадил, как из армии вернулся.  Вся школа эту яблоню рисовала и фотографировала.
Возвращались мы в электричке,  когда начало темнеть. Смотрел я на березовые колки в поле за окном, вспоминал библиотекарей и завидовал им. Если в России поэт больше, чем поэт, то и библиотекарь больше, чем библиотекарь. Это учителя стоят часами у классной доски, как у  станка, выполняют стандарты и программы. Библиотекари – свободные люди. Вот у кого настоящая духовная жизнь.
А ребята уже строили планы поездки в город.  Тайна китайской печати ждала раскрытия