Образовательные нестандарты

Михаил Желамский
Эссе

     Это может показаться странным, но свои последние сообщения я действительно пишу «для памяти», чаще всего в форме "эссе" - взгляд на проблему - во-первых из – за катастрофического дефицита времени,  а более всего чтобы не забыть, не упустить из внимания важные, как мне  кажется, обобщения, появляющиеся в ходе выполнения текущих проектов. Мне все кажется, что потом, уже скоро появится, наконец, свободное время, и я возьмусь за глубокую переработку всех моих написанных материалов… На все воля Божья, время покажет, а пока – еще одна мысль обеспокоила меня…
     Довелось мне здесь писать недавно некий аналитический материал на тему «Сравнение зарубежных и отечественных образовательных стандартов». Есть такие нормативные документы, оказывается, утверждаемые сначала на федеральном уровне, а потом и ниже должны бы, в регионах, да нет пока такого - которые определяют:  как учить, кого, чему и зачем, и что из этого должно получиться. За рубежом, понятно все уже давно готово, по каждой специальности, как федеральные, так и региональные стандарты действуют в интересах повышения конкурентоспособности тех государств. Ну а нам, как обычно, конкурировать не с кем, так как все давно вперёд убежали, но и тут наверху наши отцы – командиры застыдились полного отсутствия, и начали было тоже писать по образу и подобию, но – «хотели как лучше…» - не продолжаю, все знают…
     Однако, хотя и количество специальностей в связи с этим начинанием сократили в разы по сравнению с советским союзом (я помню!), и регионам дали полный карт – бланж  (carte blanche – полная свобода действий (фр.), не путать с бытовым «бланш» - синяк под глазом), но завершенных и утвержденных на федеральном стандарте отечественных  стандартов высшего образования мне удалось найти только несколько. Но и этих документов оказалось достаточно, чтобы увидеть некие новые тенденции в нашем отечественном подходе к высшему образованию, которые я здесь и пытаюсь зафиксировать.
     Я смотрел стандарты по аспирантуре, как завершающему уровню образования. Но, во-первых, оказалось, что не везде и те так, как везде, он является завершающим. Я с большим интересом, и даже с трепетом уяснил для себя из этой работы, что за рубежом давно уже существуют всего три ступени высшего образования – бакалавр, магистр и доктор. Причем, все три являются звеньями одной, заранее установленной и продекларированной образовательной последовательности – человек абитуриентом поступает в выбранный ВУЗ, и в рамках этого одного образовательного заведения последовательно, в ходе нормального обучения, приобретает все три указанные позиции, которые все три причисляются к ученым степеням. То есть, еще раз – поступил абитуриентом, закончил доктором наук. Единая линия образования, ясная и четкая. Мало сказать, что у нас не так. У нас совсем наоборот – еще сохраняется позиция инженера, но все они – бакалавр, инженер и магистр учеными не считаются, а ученые степени вынесены за пределы образовательного процесса в область мистически – коррупционного влияния, и добавлена промежуточная ученая степень «кандидат», которой за рубежом именуют аспиранта (а там все аспиранты), который лишь начал писать свою докторскую диссертацию, завершив прослушивание положенных курсов. За рубежом я – доктор, мои многочисленные зарубежные коллеги так ко мне и обращаются - Dr. Zhelamskij, а здесь я кандидат, хотя докторскую диссертацию написал. Короче – как всегда бардак, и сплошное недоразумение. Но даже не это самое главное, что я хочу сказать…
       Изучение отечественных федеральных образовательных стандартов показало две удивительных особенности, отражающих, видимо, дух времени – текущий момент.
     Во-первых, от наших аспирантов стали требовать преподавательской практики. Такого никогда не было, я знаю и помню. Исследовательская практика одобрялась, но от оперативных ученых ведомственных институтов преподавания не требовали. Теперь требуют преподавательской, а об исследованиях речи нет!   
     И еще одно – теперь защита ученой степени в России происходит в форме научного доклада. Что это значит? А то, что мы, раньше, писали диссертации, так называемый «кирпич», которые у меня и сейчас хранятся оба, и в библиотеках тоже. Это был труд, монография по сути, большая работа. Теперь диссертации никому не нужны. Научный доклад – это тезисы, заключение обычной диссертации, несколько страниц, и всё.
     Как все это понять? А просто – конец Российской науке, ибо в таких условиях никому теперь в России никакие исследования и диссертации не нужны, прочел перед комиссией несколько страниц «научного доклада», выполненного без исследования, и иди преподавай, так как другой миссии не дано. Иди учи студентов как обслуживать единственную трубу с нефтью и газом, или как добывать алмазы из-под земли. И никаких исследований! И в этот раз это не шутки, а уже действительность.
     Весь этот пассаж надо обязательно запомнить, так как он реально означает начало качественного перехода в системы высшего образования – если раньше власти всего лишь несколько иронизировали над отечественной наукой, то теперь предприняты реальные шаги к её полному закрытию. Откуда что возьмется? Будем ВВП удваивать? Ага, только за счет диаметра трубы.
     Вот такие дела…

СПб,
Март 2018