Памяти М. А. Горького

Татьяна Желудовская
Памяти М.А. Горького.

Многие читали роман Максима Горького "Жизнь Клима Самгина", и - уверена, каждый из читателей воспринимал его по-своему. У кого-то роман вызывал отрицание, у кого-то гнев, депрессию, но в конечном итоге - принятие его, возможно, с чувством осадка на душе, ощущением неустойчивости мира вокруг.

Есть такая теория, что идею написания книги подкинул Горькому, как это ни странно, Сергей Есенин. За несколько лет до своей смерти он (Есенин) написал стихотворение «Черный человек» и прочитал его Горькому, и, как он сам рассказывает, Горький после этого плакал.
 
Сложный, емкий и психологически тонкий образ Самгина как представителя русской буржуазной интеллигенции на фоне социальной и духовной жизни России с конца 70-х годов XIX века до 1917 года проходит через весь сюжет романа.

Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений.
 
Он — герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: “Да был ли мальчик-то?”

Подводя итог жизни Самгина, Горький пишет: “Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда — устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”.

После прочтения книги у меня осталась масса выписанных цитат.

Вот некоторые:

" По-русски читать нечего. По-русски интересно чувствуют, но думают неудачно, зависимо, не оригинально. Русское мышление глубоко чувственно и потому грубо. Мысль только тогда плодотворна, когда её двигает сомнение. Русскому разуму чужд скептицизм, так же как разуму индуса и китайца. У нас все стремятся веровать. Всё равно во что, хотя бы в спасительность неверия. Во Христа. В химию. В народ. А стремление к вере - есть стремление к покою. У нас нет людей, осудивших себя на тревогу независимой работы мышления."

"Есть категория людей, которых я боюсь. Это - хорошие русские люди, те, которые веруют, что логикой слов можно влиять на логику истории. ...Клим, ... остерегайся верить хорошему русскому человеку. Это - очень милый человек, да! Поболтать с ним о будущем - наслаждение. Но настоящего он совершенно не понимает. И не видит, как печальна его роль ребёнка, который, мечтательно шагая посредине улицы, будет раздавлен лошадьми, потому что тяжёлый воз истории везут лошади, управляемые опытными, но неделикатными кучерами."

"...Живём во исполнение грехов и на погибель соблазнов... Не согрешишь - не покаешься, не покаявшись - не спасёшься..."

В романе отражены крах народничества и зарождение марксизма, жаркие бои революционных марксистов с политическими противниками, знаменитая Нижегородская ярмарка, коронация Николая II и кровавая Ходынка, где в безумной давке погибли тысячи людей, события революции 1905 года, мировая война, бурные дни 1917 года...
 
Роман-эпопея! Роман-драма "пустой души"!


25.03.2018.