Подвиг командира

Пётр Васильевич Качур
              - "Офицер погиб, прикрыв срочника от гранаты: подвиг Владимира Чупина".
               «Ротный по-другому поступить не мог».
              - «Трагедия произошла на полигоне в Грайворонском районе Белгородской области. В войсковой части 25624 шли занятия по метанию боевых гранат. Один из срочников выдернул предохранительную чеку и, растерявшись, выронил гранату. Стоящий рядом офицер, оттолкнув военнослужащего, прикрыл ее своим телом".
               "О герое — Владимире Чупине рассказали «МК» его коллеги, одноклассники и друзья. 22/03/2018».

              - Читая эту заметку в газете «Московский комсомолец» от 23.03.2018 года, я думал о героическом поступке офицера, командира роты, о том, что это далеко не первый случай в воинской службе: совсем недавно в СМИ рассказывали о таких подвигах полковника Серика Султантабеева, который чудом остался жив, и майора Сергея Солнечникова, и я вспоминал нашего командира роты майора Анатолия Ивановича Голева, который совершил подобный героический поступок, и только благодаря случаю всё обошлось, и никто не пострадал, только землёю нас в траншее от взрыва гранаты немного присыпало…
             
             А случилось это также на полигоне при обучении нас, курсантов МКВОКУ им. ВС РСФСР (Московского Краснознамённого Военного Общевойскового Командного Училища имени Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). По программе у нас на полигоне проводились занятия по тактике оборонительного боя «Оборона стрелковых подразделений …», практически, по метанию боевых гранат, ибо всё остальное мы уже знали и умели ещё с первого курса, когда обучение первокурсников было организовано в мотостреловвом полку, чтобы они всё знали и умели на уровне сержантских должностей, а уже на других, старших, курсах - на уровне офицерских должностей,  … И мы полностью были на всём солдатском: обучение полковыми сержантами и офицерами, распорядок, форма, довольствие, ... Но потом такую программу обучения первокурсников в 1959 году (ввели в 1958 году) отменили.

              Занятия по метанию боевых гранат проводились по расписанию, …
              Метать боевые гранаты первым должен был наш первый взвод …

              Нас вывезли на полигон в Подмосковье, по всем правилам и боевым командам стрелковой тактики мы разместились в стрелковых ячейках боевой траншеи и приготовились к обороне по всем правилам Боевого Устава…
              И вот началось обучение по метанию боевых гранат. Обучал сам командир нашей роты майор Анатолий Иванович Голев участник войны с Японией в 1945 году. Было много инструктажей, тренировок на учебных гранатах, волнений и переживаний, …
              Подошла и моя очередь, и я успешно выполнил упражнение по метанию боевой гранаты и расположился в соседней стрелковой ячейке.
              После меня к тренировке приступил наш товарищ из нашего отделения.            
              У меня была хорошая возможность наблюдать со стороны. Командир был занят обучением нашего товарища.
              Вот курсант прошёл все приёмы обучения, взял боевую гранату, выдернул чеку, … Оставалось только размахнуться и метнуть гранату подальше …
             Но с курсантом что-то случилось … Он растерялся, вошёл в какой-то ступор. Видимо сработало нервное напряжение … Никто ничего не понял …
             Вместо того чтобы размахнуться и бросить гранату подальше курсант как-то вяло отпихнул её от себя и граната упала на бруствер окопа …
             Всё решали доли секунд …
             «Ложись!» - громко скомандовал наш командир, подмял под себя курсанта и упал на него …
              Все мгновенно выполнили его команду …
              Раздался взрыв …
              На наши спины посыпалась земля … 
              Начали подниматься, осматриваясь и отряхиваясь …
              Поднялся и наш командир …
              Оказалось, что, скорее всего, граната за те две-три секунды, что оставалось до взрыва, скатилась на наружную сторону бруствера (насыпи). И осколки от взрыва никого не задели … А ведь граната могла скатиться в траншею ... На нашего командира ...
              Наш командир роты продолжил занятие. Что стоило ему пережить эти секунды ожидания взрыва и, возможно, смерти, известно только ему одному …

              И ещё я вспомнил случай, не относящийся к подвигам, а о том, как мне повезло когда-то, как я, будучи совсем молодым лейтенантом, проводил занятия по тактике с курсантами Учебного Центра РВСН в городе Котовск Одесской области. Чтобы как-то разнообразить занятия по тактике стрелковых войск, я взял несколько взрывпакетов и, поджигая специальный огнепроводный шнур, бросал их, имитируя огонь «вражеских миномётов» по нашим «наступающим подразделениям» …             
             И один из таких пакетов взорвался у меня в руке, когда я поджигал шнур … Видимо, по неопытности, я не проверил качество и безопасность взрывпакета и шнура ... Не знал, что при использовании взрывпакетов следует придерживаться определенных мер и правил безопасности, что в результате длительного хранения, смесь внутри огнепроводного шнура может потерять свои свойства и взрывпакет может взорваться преждевременно.
             Кисть руки почернела от пороха, въевшегося в неё, отекла, сначала онемела, потом сильно болела, …
             Не подавая виду подчинённым и не показывая обожжённую руку, после занятий, чистки и сдачи оружия в оружейной комнате, я пошёл в медпункт части. Рука почернела, окаменела, потяжелела, вся была в поршинках. Доктор долго выковыривал порошинки из кисти руки, смазал какой-то мазью, перевязал.
             А я потом долго, выковыривая оставшиеся порошинки из ладони, вспоминал нашего командира роты и послевоенное время, когда многие ребята были покалечены, а некоторые погибли при попытках разобрать или выплавить тол из найденных в поле снарядов, взрывателей и патронов, и думал о том, что и мне в очередной раз  повезло, что всё ограничилось рукой, не было открытой раны, и, самое главное, не пострадали лицо и глаза … В "очередной раз", потому что ещё в детстве в Северо-Енисейске Красноярского края, когда мы, балуясь наполняли бутылки карбидом и водой, закрывали плотно и отойдя ждали взрыва, а у меня однажды бутылка взорвалась в руках, но никаких повреждений ни рук, ни глаз, ни лица я не получил ... Так вот повезло ...

*) На фотографии наш взвод МКВОКУ им.ВС РСФСР на ротных учениях 1961г. В центре фотографии позади всех стоит наш командир роты майор Голев Анатолий Иванович (профиль). Рядом с ним командир 3 взвода нашей роты капитан Лошманов и заместитель командира нашего взвода В.Кобылко. Они втроём о чём-то беседуют.
А я  (на переднем плане в центре) на этих учениях был назначен командиром нашего взвода.