Жадный кошелек

Лариса Веселкова
   Недавно я ездила в гости к сыну. Я не очень люблю поездки. Поезд меня немного волновал своей песней. Было что-то в этой песне тревожное и одновременно успокаивающее. Но уснуть я не могла. Попутчик мне попался спокойный. Он все время смотрел в окно и мне показалось, что он в мыслях где-то далеко.

   Проехали мы уже две станции, но мужчина не проронил ни одного слова. В руках он держал кошелек. Он был немного странный. Сейчас таких кошельков не делают, да и ни один взрослый мужчина не пользуется таким кошельком. Застежка была с двумя шариками.

   Мужчина посмотрел на него с нежностью.

   Видно ему самому хотелось мне что-то рассказать, но он боялся что это мне будет не интересно. Видно что-то, что связывало его с этим кошельком было ему дорого.

   - Простите, вы не подумайте, что я вышел из ума. Просто это кусочек моего детства. Я еду от мамы, гостил у нее три дня, и вот она сделала мне этот подарок, она нашла его и сохранила   … Я никогда не думал, что он мне будет так дорог.

   - Расскажите. Мне уже интересно, - сказала я и уселась поудобней. Я поняла, что рассказ будет интересным.

   Давно это было. Тогда я бегал по улице босиком, ходил в садик. Страшно завидовал старшему брату, которого мама, иногда, посылала в магазин по хлеб или соль. Мне казалось, что это очень серьезное дело, ему давали денежку и вот он приносил покупки. Магазин был в соседнем доме, не надо было переходить дорогу. И вообще я часто играл с мальчишками в этом дворе, но вот мне мама никогда не доверяла деньги и не посылала в магазин за покупками.

   Но однажды брата не было дома и мама послала меня в магазин. В кулачок она вложила двадцать копеек и сказала, что бы я купил хлеба, мне продавец даст сдачу.
 
   - Иди, не бойся. У тебя все получится.

   Я зажал этот клад в руке так, что стало больно пальцам и отправился выполнять важное задание.

   Продавец взяла мои монетки и дала сдачу по две копейки каждая. В руках я держал хлеб.

   Я нес его, как самую ценную вещь. От хлеба шел очаровательный аромат, и мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы не откусить эту корочку.

   Когда я принес хлеб домой я был гордый, что все получилось. Я не потерял денежку, не потерял сдачу, а еще и принес хлеб домой.

   - Молодец! – сказала мама. – А это тебе за труды и четыре копейки остались у меня.

   Я не знал, что можно на них купить, считать я не умел тогда, но понял,что это богатство мне может пригодиться.

   В доме я нашел пустую спичечную коробочку и спрятал туда монетки.

   После этого случая меня мама часто отправляла в магазин за мелкими покупками. Иногда она давала мне ровно столько, сколько стоит хлеб или булочка, но иногда сдача перекочевывала ко мне в карман. Вскоре у меня спичечная коробочка стала тяжелее и я радовался, когда туда добавлял монетку.

   Я попросил брата и он научил меня считать до ста. Показал где какая копейка и я научился считать. Спичечеую коробочку я прятал подальше от посторонних глаз. Боялся, что кто-то заберет мое богатство.

   Конечно же родители знали, где я храню их, но никогда и никто не взял оттуда ни одной монетки. Иногда я ходил с мамой на базар и хотя я ничего не покупал, но денежки брал. А вдруг увижу что-то, что мне захочется купить.

   Когда мне исполнилось четыре года, мама мне подарила кошелек. Он имел трудную застежку, чтобы его открыть или закрыть надо было приложить усилия. Теперь я был уверен,что я денежку не потеряю. Главное, чтобы кошелек был цел.

   Проходило время, кошелек толстел. Я туда денежки клал, но очень редко, что покупал. Мне было жаль их тратить Я всегда придумывал оправдание почему я не смог купить. Я говорил, что кошелек плохо открывается. Мне казалось, что это уважительная причина.  Но тем не менее каждый вечер я открывал кошелек и пересчитывал монеты. Вот у меня двадцать шесть копеек, а через некоторое время там уже было пятьдесят две копейки. Я чувствовал себя богачом. Мог купить и мороженное и выпить газированной воды. Но я редко это делал. Мне хотелось, чтобы там лежал целый рубль – это сто копеек. Нельзя тратить деньги по пустякам.

   Теперь я осмелел и пока доносил хлеб домой, съедал корочку. Тогда эта корочка  хлеба был слаще, чем шоколад. Я его отгрызал почти весь. Мама меня немного ругала, отрезала поврежденную корочку и отдавала мне.

   Мол, ешь сколько угодно, но по - человечески.

  По - человечески было не так вкусно, как прямо с буханки.

   Однажды мы отправились на базар. И у мамы не хватало одной копейки. Она знала, что я хожу с кошельком и попросила у меня в долг одну копейку.

    Я вытащил кошелек, с трудом его открыл и дал копейку. Когда мы пришли домой, мама полезла в шкаф, но копейки не нашла. Она протянула мне три копейки.

   - Я брала у тебя в долг. У меня нет копеечки, но есть три. Так что я даю тебе три копеечки, вместо твоей одной.

   Через некоторое время за обедом, я напомнил маме, что она брала у меня в долг одну копеечку и не вернула.

   - Но я отдала тебе вместо одной три, я отдала тебе долг.

   - Нет, ты брала одну копеечку и должна вернуть ее.

   Она рассмеялась, полезла в кошелек, но там не было копеечки. Она вытащила пять копеек.

   - Сынок, эта монета все равно, что пять твоих копеечек. Теперь я тебе ничего не должна.

   Я нахмурился и сказал, что когда отдашь копеечку, тогда будем в расчете.

   - Отец, кажется у нас растет жадина, - рассмеялась мать.

   Отец полез в кошелек и отдал мне копеечку. Но я на следующий день маме напомнил опять за копеечку.

   - Но ведь тебе отец дал копеечку.

   - То папины деньги, а в долг брала ты.

   Через день мама отдала мне копейку и сказала, что это была плохая идея с кошельком.

   -  С этого момента ты сдачу всю возвращаешь. Я не хочу, чтобы ты вырос жадным.

   К этому времени у меня в кошельке был один рубль и двадцать шесть копеек.
 Сдачу у меня забирали и кошелек больше не пополнялся. Я его спрятал. Первое время я их пересчитывал, но оттуда никогда не брал и не тратил. Я его спрятал надолго.  А потом, забыл куда спрятал.

   И вот прошло сорок лет и мать мне отдала этот кошелек в нем и сейчас лежит один рубль и двадцать шесть копеек. Кошелек никому не отдал ни одной копейки, он оказался или слишком жадным, или экономным.

   После этого мужчина лег на полку и замолчал. Утром он спал и улыбался во сне. В руке он держал жадный кошелек со странной застежкой.
                март, 2018 год