О любознательности и любопытстве

Протоиерей Артемий Владимиров
Любознательность  — это любопытство ко спасению. А любопытство не ко спасению — это желание знать всё и вся вокруг себя с вредом для собственной души. Духовная любознательность заключается в том, чтобы изучать учение Христово и вникать в Писания Святых Отцов, в толкование Священного Писания, чаще бывать у святынь, отправляться в паломничества. В простом мирском смысле слова любознательность расценивается как положительное качество ребенка, желающего познавать мир; ученика, который не ограничивается материалами учебника, но хочет постичь суть предмета.  Самообразование, в конечном счете, является основным фактором расширения умственных горизонтов. Все выдающиеся люди культуры и науки — это те, кто имели любознательность и соединяли с ней прилежание и усердие.

Слово «любопытство» имеет оттенок отрицательного значения. Это можно сказать о человеке, которые зыркает глазами, придирчиво осматривая одежду окружающих, всю энергию души сосредоточивая на том, чтобы выведать чужие секреты. Это настроение кумушек, судачащих у подъезда, кто с кем чего и как. Но мы, христиане, в этом смысле существа богобоязненные, мы отсекаем все неполезные для нас разговоры, которые часто сводятся к осуждению, вспоминая прекрасное назидание преподобного Амвросия Оптинского: знай себя (то есть изучай себя, познавай свое сердце, борись со своими страстями) и довольно с тебя. Есть еще одно хорошее русское присловие: сиди, лягушка, в своей луже да не квакай, чтоб не вышло чего хуже.

Христианам должна быть свойственна особая культура немногословия: не говори, если тебя не спрашивают, умей больше слушать (в этом отношении блюди скромность в общении со старшими). А главное, умом и сердцем устремляйся «во области заочны», молись с терпением и постоянством Господу Богу об очищении своих страстей, об исцелении души, и Господь раскроет тебе тайну слов пророка, говорившего от имени Господа Бога: На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2).