Роль музыки в жизни человека

 Часть седьмая.  Роль музыки  в жизни человека.               
      В  десятой школе  уроки  пения  вел  Валерий  Симонян. Он же  аккомпанировал  на баяне  хору, которым руководил  Григорий Антонович Симонян,его    отец, участник Великой  Отечественной войны.
                После шести уроков  нас, учеников  средних  и старших  классов, собирали в спортзале, где мы  готовились к  смотру  художественной самодеятельности.
                Петь  в хоре  очень нравилось.                Если сначала  мы  как – то с прохладцей относились  к этому занятию, то потом, когда уже наизусть знали тексты песен, их мелодии, привыкли  к требованиям   очень уважаемого дирижера,  мы воодушевлялись.                Хоровые песни  о Родине ( А. Пахмутовой,  Э. Колмановского,  Я. Френкеля и  др.,  композиторов ), о ее  великих   сынах  и дочерях  поднимали настроение поющих и слушающих (это было видно, когда выступали перед  зрителями  в Д.К.)                Да и дирижировал хором  необыкновенный человек.                Это был уже пожилой мужчина, слепой музыкант, но  высокий профессионал  и очень требовательный  к себе и к  другим,   чувствовавший  малейшую фальшь и заставлявший нас   от нее избавляться.                Пока  Григорий Антонович не добЪется   от нас чистоты  и правильности   исполнения  песни, нас  не отпускали  с хора, поэтому мы старались  в дальнейшем  сразу  схватывать  мелодию, прислушиваться  к     замечаниям  руководителя  хора.  А об\яснял  он очень мягко, тактично, доходчиво.
                Вскоре  хор был уже монолитным,  дисциплинированным   коллективом, получавшим  большое удовольствие от  исполнения  музыкальных  произведений.  Участники хора  становились увереннее :  чувствовали  единение,  силу, мощь  коллектива.   Трогательные  и проникновенные  слова песен, музыка    очень сильно  на нас   воздействовали.                Песня  вела нас за собой,  обогащая  наши души, взращивая наши лучшие чувства, а потом мы все свои эмоции выплескивали  на      слушателей.  Стоявшая в первом  ряду  хора, я видела, как  на  нашем концерте  взрослые  утирали слезы, с каким  воодушевлением  зрители  аплодировали.  И не удивительно, что на смотрах   хор  нашей  школы  занимал  первое место.
                Не знаю, как другие, а мы с одноклассницами  после  хоровых песен чувствовали   какой – то  особый  подЪем     настроения: хотелось действовать,ликовать, летать- чувствовали  необыкновенную силу.   Даже домой, бывало и такое, шли с песней.
                А недавно  попалась  информация о том, что  российскими учеными было проведено социальное исследование, которое показало, что  «занятия  в хоре  оказывают положительное воздействие,  как на детей, так и на взрослых.                Занятия в хоре    улучшают  общее состояние  здоровья, способствуют правильному физическому  развитию,   способствуют  развитию памяти, речи,  повышают коммуникабельность, умение работать в коллективе,  повышают общий культурный уровень,  в том числе способствуют  закреплению  и сохранению  культурных традиций,  формируют высокую самооценку,  уверенность в собственных силах, нацеленность на результат,   способствуют развитию  социальной толерантности, в том  числе развитию милосердия.»
       Думаю, что если бы возродили  уроки музыки, хоровые занятия в школах, то  избежали бы многих проблем, какие сейчас там существуют.06.02.2018.

 Сейчас только прочла статью Михаила Казиника, выдающегося скрипача, педагога, культуролога, который так убедительно сказал о влиянии музыки на учащихся, что не согласиться нельзя: он подытожил мои многолетние наблюдения.
- Детям катастрофически не хватает уроков музыки. Я далёк от мысли, что каждый, кто обучается музыке в детстве, обязательно станет музыкантом. Но то, что это будет гармонично развитая личность, думающий человек с широким кругозором — это точно. Когда я был приглашён музыкальным экспертом Нобелевского концерта (это одна из трёх составляющих нобелевской недели наряду с вручением премий и нобелевским ужином. — Прим. ред.), я решил задать лауреатам один вопрос: была ли у вас в детстве музыка? «Сплошная музыка и была», — отвечает мне выдающийся химик, а потом с сияющими глазами благодарит за потрясающий концерт Дворжака. За ним выходит другой лауреат — по физике. И он мне отвечает, что его родители — тоже учёные — с самого детства готовили к Нобелевской премии: «Поэтому я, как и Эйнштейн, начинал со скрипки. Как без скрипки что-то открыть в физике?» Практически все лауреаты в детстве занимались музыкой. Поэтому школьные уроки физики и математики нужно начинать с фуг Баха. Как сказал Лейбниц, музыка — это скрытые арифметические упражнения души, которая вычисляет, сама того не зная. Сначала вычисление идёт на подсознательном уровне благодаря великим композиторам, а потом математика хватается на лету. Как примечание к Баху.

На занятиях не развивают парадоксальность мышления. Когда мой сын был маленький, ему задали сочинение по картине Васнецова «Богатыри». Сочинение по вопросам. И сын подходит ко мне с первым заданием: «Папа, как вглядываются вдаль три богатыря?» Вот вся нынешняя школа в одном вопросе: «Как?» Ты отвечаешь: «Зорко». Чёткий, нормальный, правильный ответ. Солдатский. «Так точно. Есть» И поворот на носках. Такие вопросы не требуют размышления, парадокса, фантазии…

Выступая как-то перед представителями Федерального собрания, я привёл простой пример со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Я спросил: о чём сказка? Мне ответили — о жадной ненасытной старухе, которая не умеет довольствоваться тем, что у неё есть, и которая поплатилась за свою жадность. Помнят со школы. Но я уверен, что Пушкину писать об этом было бы неинтересно. Это сказка о любви — безусловной любви несчастного старика к своей единственной старухе, какой бы сварливой она ни была. И когда вы перечитаете сказку с этой мыслью, многое встанет на свои места. 


Рецензии
Добрый день. Роль музыки нельзя переоценить в жизни человека. Музыка- это вечность.

Василий Зиновьев   24.01.2019 12:31     Заявить о нарушении
Василий,Вы правы, согласна с Вашим мнением.

Валентина Товпегина   05.03.2019 16:00   Заявить о нарушении