Летный кожан. часть первая

Станислав Винокурофф
    Летная кожаная куртка, по простому "кожан" или "кожанка". Предмет зависти и вожделения многих мальчишек моего времени, которые вечно крутились у аэропорта. Садился ли на грунтовую полосу местного аэропорта тарахтящий поршнями Ан-2, или свистящий законцовками лопастей несущего винта вертолёт Ми-8, из них неизменно выходили пилоты, обутые в чёрные ботинки, в синих форменных брюках, в синевато-сиреневых форменных рубашках с неизменным аэрофлотовским узлом на чёрных галстуках и в фуражках-аэродромах. Но всю красоту форменной одежды, на наш юный взгляд, подчеркивала именно летная кожаная куртка! Добротно сшитая из натуральной кожи, с крепким, вечным замком, с двумя нагрудными карманами и выкрашенная в  коричневый цвет. Как марочный коньяк хорошей выдержки, становящийся только лучше с годами, так и летный кожан, с годами становился только лучше и лучше, приобретая ласкающую мягкость замши и с годами становясь ярко-оранжевой по цвету . По этим двум признакам обычно судили о возрасте и опыте счастливого владельца. Как правило это были убеленные благородной сединой Авиаторы, которые заслужив свои пожилые годы, передавали свой бесценный опыт молодым коллегам, которые носили ещё не тронутые временем и обстоятельствами, почти новые кожанки, которым не было сносу. Вот и я, наравне с другими мальчишками  мечтающими о Небе и Авиации, всё мечтал, когда-нибудь прилететь на Ан-2 в родное село, так же деловито выйти из самолёта, важно поздороваться с встречающими, обойти самолёт, попинать колеса шасси и надвинув на переносицу форменную фуражку-аэродром, засунуть руки в карманы моей летной, кожаной куртки.

    Я закрываю глаза и время, с памятью наперегонки переносят меня почти на четверть века назад.
К концу первого курса, из рассказов ребят из старшего курса я понял, что если ответственно подойти к делу, то можно "зайцем" улететь в Москву и таким же макаром прилететь обратно. В то время, вся курсантская братия имеющая отношение к Авиации, летала только "зайцами"! Подвезти до нужного места "своего" никогда не считалось чем-то зазорным и постыдным у Авиаторов, и эта несомненно хорошая, добрая традиция до недавних пор вполне себе существовала. В принципе существует наверное и сейчас, но я своего крайнего "зайца-курсанта" видел лет десять назад. Правда тяжёлая экономическая ситуация в стране внесла свои коррективы в деле взаимоотношения "зайца-курсанта" и некоторых отдельных Командиров Воздушного Судна(КВС). Более старое поколение Авиаторов помнят, что в их время взять с курсанта "стеклянный билет" было делом чрезвычайным и очень редким, а то и позорным. А в лихие 90е годы мы летали за "стеклянные билеты". Но это уже тема другого рассказа с которым я вас, дорогие мои читатели когда-нибудь и познакомлю.

    Форму нам выдавали, но вот кожаные, летные куртки были нашему курсантскому брату  не положены. В них щеголяли обычно потомственные дети Авиаторов. Они гордо носили кожанки доставшиеся им по наследству от дедов, отцов, дядь или старших братьев.
У меня же, в Авиации никого, никогда и не было. Меня сюда привела Мечта детства! Следовательно про выцветший от времени, затертый в полётах, летный кожан можно было бы и забыть. Но вот однажды, старшина группы Серёга Ш. вернулся из краткосрочного отпуска домой обратно в училище . И не просто вернулся, а щеголял в новенькой, пахнущей кожей и пахучим, растительным маслом, летной кожанке. Как оказалось, Серёга где-то вычитал, узнал, что есть такой магазин ТЕХНОАВИА на Красноармейской улице, в Москве. Существует этот магазин и сейчас и всё также специализируется на продаже форменной одежды. Серёга по пути из дома, заехал и приобрёл куртку , затем зачем-то намазал куртку растительным маслом, чтобы кожа стала помягче. Это и объясняло, почему новенькая кожаная куртка пахла маслом. Где уж он услышал этот способ делать кожу мягче, об этом история умалчивает. Также он захватил с собой рекламный буклет в котором были указаны адрес и телефон магазина. Я  после очередной пары подошёл к Серёге и спросил где и за сколько он приобрёл эту вожделенную куртку. Серёга в деталях, подробно рассказал, что, где и как. А также дал адрес и телефон магазина. По тем деньгам куртка выходила в цене около пятьсот пятидесяти рублей, что было немало. Хотя я и рос не избалованным, но  единственным ребёнком в семье, то к кому, как не к родителям я мог обратиться? Мать с Отцом всегда поддерживали меня во всём, в моем стремлении стать пилотом. Поддержали меня и на этот раз. Как же, сын будущий Авиатор и без кожаной, летной куртки?! Я до конца своих лет буду Благодарен моим Родителям, далёким от Авиации людям, за их неоценимую поддержку и помощь в осуществлении моей Мечты!

    А ещё в памяти хорошо отложились кадры из всеми любимого фильма Георгия Данелия, "МИМИНО". Где главную роль играл всесоюзный любимец , Вахтанг Кикабидзе. Он полфильма был в том самом, заветном кожане. Вот такие видимо  факторы тоже сыграли роль в принятии моего решения, что я должен стать счастливым обладателем летного кожана.

     Я хорошо помню, тот момент, когда я решился на "побег" из училища. Так как училище было гражданского профиля, то особой строгости по режиму дня не было. За исключением дежурства возле телефона и в столовой, которые потом сами по себе как-то со временем отменились. Суббота и воскресенье были для нас свободными днями. Но так как мы были на первом курсе, то все-таки какой-никакой пригляд за нами был. Мысль улететь "зайцем" в Москву за курткой застала меня ярким, солнечным, майским днём по пути на Главпочтамт. Мысли мои закрутились вихрем. Я начал тщательно планировать свои действия. Сейчас, оборачиваясь назад, я поражаюсь своему упорству в достижении поставленной цели, а также малой толике отчаянной наглости. Ведь надо было быть отчаянным человеком, чтобы находясь на первом курсе, дальше Якутска не видевшим большие города, решиться на полет в столицу. Да ещё и "зайцем". Всё это, все эти действия: полет "зайцем", передвижения, поездка до магазина по Москве, покупка дорогой вещи, а также возвращение обратно в училище, мне предстояло совершить впервые.

    Поскольку я направлялся в Главпочтамт, то я решил позвонить в магазин, благо номер телефона был при мне. Позвонил, на том конце ответили, что куртки имеются в наличии, есть размеры и уточнили полную стоимость. Всё верно, Серёга не врал. Одно дело сделано. Идя по проспекту, я увидел подьезжающий автобус, который ехал в аэропорт. Быстро сообразив, что мне ещё надо узнать расписание рейсов в Москву и обратно, я рванул к остановке. Ведь не было ни сотовых телефонов, ни планшетов, ни интернета тем более. Да и рекогнесцировку местности не мешало произвести. Узнать где там проходная, где штурманская комната, где АДП.

     Вечером, в общежитии, сидя у себя в комнате и попивая чай с краюхой хлеба, я поделился своими соображениями со своим земляком, Виталей. Он незамедлительно вызвался лететь со мной. Ну что же, вдвоём веселее. Вся последующая неделя прошла в подготовке к предстоящему полёту. Мы уточняли у более опытных, старших ребят, как вообще происходит само действие, куда и как проходить, где ждать экипаж, как подходить к КВС, что говорить, что показывать, как держаться. Ведь предстояло впервые лететь "зайцем" и было важно знать все мелочи касающиеся данного мероприятия. Но в то же время, мы особо не распространялись куда и зачем собираемся лететь. Скоро близилась сессия и за ней долгожданные каникулы. Так что товарищи думали, что готовимся лететь на каникулы, домой. У ребят из соседней группы я достал настоящие лётные погоны с двумя лычками, у мастеров-художников, которые есть на каждом курсе, сделал два пропуска с красной полосой по диагонали. Осталось дело за малым, приклеить фотографии. Уверяю вас , в то время, как говорится и деревья были больше и улицы шире, а также всё было гораздо проще в части авиационной безопасности. За просто так конечно на территорию аэропорта обывателю попасть было сложно, но у нас, у курсантов, тайные места, пеньки, деревья, дырки в заборе, откуда можно было попасть на территорию различных аэропортов, передавались из уст в уста. Также, иногда на проходных сидели обычно бывшие пилоты на пенсии или бабушки имеющие отношение к Авиации и не понаслышке знающие, кто такие курсанты и с чем и зачем их пропускают в штурманскую, в АДП. Это теперь я понимаю, что они, старики всё понимали и пропускали нас по самодельным пропускам, иногда по студенческим билетам, делая вид, что видят в нас пилотов! А мы и радовались, что удалось провести бдительных дедушек и бабушек. Ну где вы видели курсанта первокурсника с двумя с половиной лычками на плечах? Это же целый Командир! Эх молодо-зелено. Наивные же мы были ребята. Спасибо вам, старики.

    В общем подготовились мы с Виталей и рано утром в субботу, вышли к трубе котельной, откуда уезжал училищный автобус в аэропорт. Было часов полпятого утра и было всё ещё темно, но лёгкий, тёплый ветерок, приятно обдувавший наши взволнованные лица, напоминал, что во дворе уже месяц Май. Несколько человек в форме кучковались у трубы и мы тоже встали молча, рядом. Из доносящихся не громких разговоров мы вдруг поняли, что рядом стоит училищный экипаж и именно они будут выполнять рейс на Як-42 до столичного Домодедово и обратно. Тут подъехал автобус и небольшая толпа, включая нас двоих, экипаж и технический состав загрузились в  ещё холодный с ночи салон. Город всё ещё мирно, крепко спал и на улицах было пустынно, только несколько ЗиЛов автополивальщиков, да наш старенький автобус, нарушали предрассветную тишину майского утра рычанием моторов и скрипом рессор. Мы с Виталей молча ехали. Трудно сказать, о чем думал Виталя, но я судорожно решал в голове две задачи. Вернее три. Первое: когда подойти к экипажу? Сейчас или там, в аэропорту. Второе: кто из них Командир? Все трое в одинаковых погонах с двумя с половиной лычками. И главное без фуражек. Были бы фуражки, по дубам я точно бы определил Командира. Наверное тот, самый крупный и бровастый. Третье: Как начать разговор? Народу хоть и немного, но посторонние уши нам ни к чему. Хотя, судя по дружеским разговорам и шуткам, чужих в автобусе не было. Вот такие задачи я сидел и решал, пока Виталя молча смотрел вперёд в пустоту, а автобус всё сокращал расстояние между принятием решения и конечной точкой, аэропортом.

     И всё-таки я решился, когда проезжали пост ГАИ на выезде из города и до аэропорта осталось ехать не очень долго. Я встал со своего места и направился к тому, самому крупному и бровастому. Подошёл, немного помялся и поздоровался: - "Здравствуйте. Извините, вы случайно не в Домодедово летите?". Бровастый оглядел меня с головы до ног и вальяжно ответил: - "Ну здравствуйте. Ну мы летим и что?". Я не сробел: - "Товарищ Командир, мы курсанты. До Домодедово не возьмёте?". Как оказалось, я угадал, это был Командир и он ответил: -" Как это? В Москву? Зачем? А как же учёба?". И я вдруг рубанул всё, как есть: - "Да вот хотим в ТЕХНОАВИА, куртку кожаную купить и если успеем с вами вернуться назад ". Командир видно не ожидал такого прямолинейного ответа, что даже присвистнул: - "Тююю! Ничего себе! Вот народ пошёл! " и повернулся к остальным: - "Ну что делать будем? Берём или как?". Те молча пожали плечами, мол ты Командир, ты и решай. Командир повернулся ко мне, о чем-то поразмыслил и выдал следующее: - "Вообщем так мужики. В аэропорту есть кафе, в кафе есть молдавский коньяк БЕЛЫЙ АИСТ называется, по два пузыря и поехали туда и обратно". Я не верил своим ушам, лечу в первый раз "зайцем" и вот вроде договорился, нас берут. Но какой-то радости я не испытал, ведь я много слышал про "стеклянные билеты" в виде сорокаградусной, но вот про коньяк ни разу. Да и стоит наверное зараза дорого. Может и не хватить. И тогда прощай долгожданная поездка и летный кожан. Я ответил, что хорошо и спросил, где их найти. Узнав, что и как я вернулся на свое место и поделился впечатлениями и услышанным условием с Виталей. Решили мы значит дойти до кафе и там решить, сопоставить наш баланс, дебет с кредитом так сказать. Дело кончилось тем, что по две бутылки БЕЛОГО АИСТА весело  булькали в наших дорожных сумках и мы сидели в штурманской комнате ожидая дальнейших ЦУ(ценных указаний). Помню я всё сидел и ерзал: хватит нам денег на проезд в автобусе и метро? А ещё хотелось погулять по Москве, походить по ВДНХ, поесть мороженого. Виталя уверенно заявил, что хватит. Пока мы сидели и гадали, хватит денег или нет, подошёл бортмеханик и сказал следовать за ним. В то время досмотра не было и мы прямиком из штурманской, минуя АДП, вышли на перрон. На перроне стоял красавец-Лайнер Як-42, раскрашенный в цвета АЭРОФЛОТА. Подойдя к самолёту, бортмеханик указал нам идти к стоящей рядом небольшой будке. Мы, как один вопросительно повернулись к нему и застыли в немом вопросе: мол, а что дальше?! Он перекрикивая шум перрона дал нам ЦУ: - "Мы пассажиров посадим, запустим двигатели и я выскочу, махну вам рукой, а вы не тормозите, бегите сразу к самолёту! Хорошо?!". Мы послушно закивали головами, что понятно, чего уж тут не понятного. Хотя совершенно было не понятно, как всё это будет происходить. Какой-то запуск двигателей, он выскочит к нам, махнет рукой, мы бежим. Странно было нам с Виталей. Ох как странно.

     Мы с Виталей стояли чуть пригнувшись за будкой и наблюдали за самолётом . Две пары глаз напряжённо следили за всем, что происходит вокруг стоящего на перроне Як-42 . Видно было, как пришли КВС, второй пилот и бортпроводники. КВС, задрав голову начал обходить самолёт, то и дело похлопывая то фюзеляж, то крылья. Попинал колеса шасси и поднявшись по автономному трапу, исчез в утробе Як-42. Вот подъехал ТЗ(топливозаправщик),подсоединили шланг и начали заправку керосином. Вот приехал цех бортпитания на базе грузовика ЗиЛ с жёлтой будкой. Две фигурки занесли по два алюминиевых контейнера с бортовым питанием. От этого вида мы вспомнили, что после вчерашнего ужина в курсантской столовой  больше ничего не ели. Захотелось дико есть. Началось слюноотделение и урчание в молодых желудках, требующих завтрака. Насчёт поесть мы вроде не договаривались. Ну да ладно. Главное улететь! Через некоторое время уехали  ТЗ и другие машины обслуживания. Только вот грузовой ЗиЛ с багажом всё никак не отъезжал. А вот и пассажиров везут. Автобус опять же на базе ЗиЛ в жёлтой, выцветшей от времени краске с эмблемой Аэрофлота на боках. Ныне и ЗиЛ превратился в раритет. Началась посадка. Пассажиры торопливо выбегают из автобуса, словно боясь, что самолёт может улететь без них, бегут к самолёту и образовалась пробка у заднего трапа . Время, казалось застыло, а мы начали внутри себя волноваться. Всё таки в первый раз летели "зайцами". Ну всё, вроде и посадка закончилась. Вот и автобус уехал, уехали грузчики и остался только выпускающий авиатехник. Как-то проще было раньше действительно. Ведь и САБовцев тогда не было особо. Градус напряжения рос, а мы всё стояли и безотрывно следили за всем, ждали, как выйдет бортмеханик и махнёт нам рукой. Но его всё не было. К нашему ужасу подняли и закрыли хвостовой трап и начали запускаться двигатели! Мы не верили своим глазам и ушам! Улетают! Без нас! У меня по крайней мере, внутри всё похолодело и горький ком подкатил к горлу, который там и застрял. Виталий громко матюгнулся. Эх прощай кожан! Черт тебя подери! Ну что нам оставалось делать? Не стоять же на полусогнутых за будкой весь день. И мы грустные, поникшие, вышли из-за будки и направились в сторону аэровокзала. Идём значит с Виталей, на самолёт уже не смотрим, а смотрим склонив головы под ноги. Представьте себе, что вы стучитесь в дверь и очень сильно надеетесь, что вам откроют, а вас мало того, что беспардонно обманули в ваших ожиданиях, так ещё и посылают по известному адресу, и вы разворачиваетесь и идёте обратно с рухнувшими надеждами. Такое было наше состояние. Значит идём мы и вдруг слышим сквозь вой двигателей отборный мат. Поворачиваем синхронно головы и буквально открываем рты от удивления и от увиденного ! Самолёт стоит, трап открыт и стоит бортмеханик и машет нам рукой, матеря нас на чем свет стоит! Так быстро я не бегал ни до и не после! Ох и бежали же мы к самолёту! По правде говоря, я видел только трап самолёта. - "Успеть, только бы успеть!" - стучала мысль в мозгах! Мы буквально взлетели вверх по ступенькам в салон! Бортпроводница испуганно махнула рукой, куда нам садиться. Сердце моё бешено колотилось и я рухнул на кресло, вернее на общую лавку, такие были кресла на Як-42. Помню, как с Виталей переглянулись. Самолёт начал руление, а у нас  от напряжения тряслись руки и ноги, пересохло в горле, но я был счастлив, ведь я и Виталий здесь, в самолёте, который уже вырулил на взлетную полосу и немного постояв словно в раздумье, начал свой разбег. Всё! Летим!  Я помню то чувство блаженства, которое овладело мной. Я сидел и радовался! Ведь это был мой первый полет "зайцем". Этих полётов потом будет много, будет ещё много приключений, которые ждали меня впереди, ну а пока, Як-42 уносил нас в звенящую синеву бескрайнего Неба!

Москва