Очередь к врачу

Александр Икрамов
 
Август - в Ташкенте всегда жаркий месяц. Даже несмотря на раннее утро, воздух уже был горячим. Но в самом здании поликлиники было ещё прохладно. Возле кабинета хирурга уже стояла очередь из четырех человек. Две женщины в возрасте сидели на стульях возле двери кабинета. Недалеко по ковровой дорожке прохаживался мужчина в шляпе и пиджаке, несмотря на жаркую погоду. У окна стоял юноша в очках.
Я подошел к кабинету и дернул ручку. Дверь была закрыта. Опять опаздывает подумал я.
-Мужчина, тут очередь вообще то – женщина солидно одетая,  в позолоченных очках, строго посмотрела в мою сторону.
-Да я это… спросить хотел… – начал я, но меня перебили.
-Все только спросить! В очередь встаньте!
-Aka. Mandan keyin bulasiz. (За мной будете) – молодой парень в очках поправил на плече сумку.
-Да я хотел узнать – медсестра не приходила? Не видели её?
-Никого ещё нет – женщина, которую я про себя прозвал «Академик» из-за её внешнего вида, и манеры держаться, поправила шикарную соломенную шляпку на голове.
Сзади подошел пожилой мужчина в тюбетейке.
-Kim oxirgi? (Кто последний?) – спросил он.
Юноша возле окна кивнул на меня.
-Вы последний? – обратился он ко мне.
-Я, наверное, не буду стоять – сказал я – держитесь за этим юношей.
Мужчина кивнул головой и сел на противоположной стороне корридора. 
Дама «Академик» снова обратилась к своей соседке, с которой вела беседу до этого:
-Так вот я и говорю - ничего они лечить не умеют. В институтах никто  не учиться, время проводят только на дискотеках, а потом получают диплом врача и идут лечить людей! Да какие это врачи! У меня, например,  давление скачет, я пошла к врачу, а молодая врач, видимо недавно окончившая институт, посылает меня  на консультацию… к кому бы вы думали? К урологу! Представляете?
Её собеседница,  женщина с большой хозяйственной сумкой и в расписном деревенском платочке,  согласно закивала головой.
-Безобразие, у человека давление скачет, а его к урологу отправляют…
-Вот именно – дама «Академик» снова поправила шляпку на голове.
-И что же, вы пошли?
-Ещё чего? К травнице своей я пошла. Та мне дала настойки разных трав и  давление вскоре стабилизировалось.
-Вот, правильно, к травникам ходить надо. Они всё могут. Дорогое, наверное, лечение у неё?
-Не дешёвое. Но я, слава Богу, благодаря своим детям, могу себе это позволить. 
-И что, с тех пор давление больше не поднималось? – спросил я у дамы «Академика» и присел на свободный стул.
-Ну, конечно, бывает. Но я приму настоечку и оно опять стабилизируется.
-И в последнее время все чаще бывает?
-Да - вздохнула дама – нервничаю, наверное, много. Так мне травница моя сказала.   
-Настойку боярышника с валерианой принимаете, наверное?
-А откуда вы знаете? – удивилась дама.
-Да, случайно – потупил я взгляд – хотя  такие настойки в любой аптеке продаются.
-Да? – уничтожающе посмотрела в мою сторону дама  - Вы что хотите сказать что она меня обманывает?
-Да нет, ну что вы. Ни в коем случае.
-Но она меня не посылала на консультацию к урологу, с повышенным давлением.
-Ну, одной из причин повышенного давления бывает нарушение работы почек. Наверное, поэтому вас и отправили к урологу.
-Откуда вы все это знаете? –  дама резко развернулась в мою сторону.
-В медицинской энциклопедии читал. А вы, все таки, сходите к урологу на консультацию. Ведь причина повышенного давления так и не установлена?
-Да, правильно вы всё говорите – вмешался мужской голос.
Небритый мужчина в старом пиджаке и потрепанной фетровой шляпе подошел поближе. От него явно исходил запах перегара. Он возмущенно жестикулировал руками и  едва не подпрыгивал на месте.
-Очень даже правильно вы говорите!  – обратился  он к даме «Академику» - эти врачи вообще лечить не умеют. Не учатся в институтах как следует, а потом лечить не умеют. Одних анализов штук сто насобирают, потом настрочат рецептик и иди себе с богом. Может выживешь, а может нет. Я вот с печенкой который месяц мучаюсь, а ведь ни черта не делают, а главное и не хотят. К ним приходишь, а они: «Вы опять пришли? Вам пить надо бросать!» Ты мне лекарство дай, что б я выздоровел, чтоб печенка не болела, а не лекции мне читай!
Возле кабинета  уже собралась небольшая толпа. Люди подходили и тихо переговаривалась, но мужчина своим голосом перекрывал все разговоры. Очередь отстраненно слушала его, но все молчали, видимо, не считая нужным вступать в спор с подвыпившим человеком.
-Это  вы точно говорите  - включился я в разговор – Это у нас такие врачи.
-Да точно я говорю – мужчина  обрадовался слушателю – Я  вот пошел к легочнику. Как его… пульмонолог что ли. Прихожу к нему на лечение от кашля, а он мне лекции читать начинает о вреде курения.
-Вот! Точно! Им жалуешься на болезнь, а он тебе про здоровый образ жизни втуляет. Вот вы сейчас к этому – я кивнул на кабинет – с чем пришли?
-Да печенка у меня болит! Меня к нему направили.
-Вот! А он вам сейчас, наверное,  лекцию о вреде алкоголя, небось, завернет. Стыдить станет, что мол пить нельзя! Было уже такое раньше?
-Было. Терапевтиха говорила пить надо бросать.
-Вот! Что я говорил! Ну, а вы бросили?
-Да нет ещё… Иногда бывает…
-И печенка продолжает болеть?
-Болит. Даже больше болит.
-Ну, ничего, скоро избавитесь от этой боли навсегда. Закопаете её в землю.
-Это как? – удивился мужчина.
-Да вы не волнуйтесь. В могилу закопаете. В свою!  Вместе с собой.
-Чего? – мужчина от неожиданности протрезвел.
-А что? Ещё годик, другой и цирроз печени. А там и могилка.
-Ты чего несешь мужик? Ты чего говоришь то? – лицо у мужчины посерело и встревожено вытянулось.
-Правду говорю.
-Но врачиха мне такое не говорила!
-Так врачу говорить такое нельзя. У них врачебная этика не позволяет. Короче сюсю – мусю  разводят. А что, действительно никто из них такое не говорил?
-Да эта… Терапевтиха говорила... Про цирроз …
-Ну вот, выходит, предупреждали.
-Ну не так же как ты. Прям обухом по голове.
-Так говорили, предупреждали. Не дошло. Не достучались. А сейчас, выходит, как обухом по голове?
-Да ну тебя – махнул рукой мужчина в шляпе – Ерунда всё.
Но лицо у него осталось встревоженным. Он задумчиво встал и отошел к окну.
-Как вам не стыдно – дама «Академик»  вновь взялась за шляпку – говорить так больному человеку. Вы ж его убьёте таким образом.
-Ну, не я его убью, а он сам себя. А я правду сказал.
-Откуда вы знаете. Вы же не врач!
-В энциклопедии читал. А врач так  и не скажет. Им не положено. А мне можно. Я же не врач. И потом эти врачи... Они ж лечить не умеют!
-С чего вы взяли!?
-Так вы ж сами говорили!
-Я говорила вообще! А вот в этой поликлинике работают замечательные врачи. Я у многих была на приеме. Только вот участковая врач у нас новая. Совсем молодая. Не доверяю я знаете ли таким молодым. Пока не доверяю. А другие очень даже грамотные и опытные врачи.
-А этот, который тут сидит – я кивнул на кабинет – ничего себе? Или как?
-У него я не лечилась. В первый раз иду к нему. Так что не знаю, посмотрим.
-Да прекрасный врач! – юноша у окна переложил сумку на плече и подошел ближе –Кандидат медицинских наук, у меня мама у него лечилась. А она, знаете ли, тоже не к любому врачу пойдет. Привереда. А его очень хвалила. И меня к нему отправила. У меня гастрит хронический. А он, говорит, поможет.
-А она с чем лечилась, как её фамилия? – задумался я.
-А вам то, что за дело какой у неё диагноз и как её фамилия? – юноша с подозрением взглянул на меня.
-Да я так… Спросил просто.
-Да? – юноша с сомнением посмотрел на меня и отошел к окну.
Наступило молчание.
-Что то медсестра опаздывает – я задумчиво похлопал себя по коленкам.
-Ничего не опаздывает – дама «Академик» посмотрела на часы - Сейчас без пятнадцати, а прием только в девять начинается.
-Опаздывает, опаздывает. Часто опаздывает. Раньше надо являться на работу, до начала приема. Подготовиться успеть.
-Слушайте, кто вы такой? Что вы на наших врачей наговариваете?
-Я наговариваю?!
-Конечно! Говорите, что они опаздывают, лечить не умеют!
-Я такое говорил?! – у меня пропал дар речи.
-Говорили, говорили – подтвердила женщина в платочке – наговаривали.
-Фамилии больных выспрашиваете, диагнозы – юноша у окна решительно поправил очки и сумку на плече.
-Разговоры разные вредные ведете – мужчина в фетровой шляпе сурово нахмурил брови.
-В очереди стоять не хотите, а сами сидите тут – мужчина в тюбетейке прищурился.
Очередь с подозрением собралась вокруг меня.
Мне стало смешно, и я уже хотел было раскрыться, но меня опередил стук каблучков. Зульфия подбежала к дверям кабинета, и увидев меня защебетала:
-Вай, assalamu alaikum (здравствуйте) доктор, извините, опять в садике воспитательница задержала. Мой то  сыночек что наделал – чуть не разбил горшок с цветами. Пока извинялась, чуть-чуть не опоздала. Ключ то я свой вчера сломала – обратилась она к очереди  - как умудрилась, сама не понимаю. Что бы дубликат сделать пришлось у доктора ключ взять. Сама чуть не опоздала, а доктор сидит, меня ждет.
Она, наконец, достала из глубин  дамской сумочки ключи и торжественно вручила их мне. Я открыл дверь  кабинета,  и Зульфия пригласила первого пациента на прием.
Бочком-бочком вошел мужчина в фетровой шляпе. Он смущенно уселся на краешек стула и тревожно посмотрел  на меня.
-Доктор, а то, что вы мне говорили – это правда?
-Да. Это правда.
-Понимаете доктор, нельзя мне умирать. Я только снова жить начал. Дочка у меня недавно внука родила. Я ведь после смерти жены всё никак остановиться не мог. Вот и вчера на радостях… Но, теперь всё, хочу закончить, чтоб перед дочкой не стыдно было. Поможете?
-Поможем. Прокапаем, проколем. Главное, ваше желание избавиться от этого – я посмотрел мужчине прямо в глаза.
-Спасибо вам, доктор.
-Рано пока благодарить.
Я вдохнул и выдохнул воздух
-Итак… Что вас беспокоит?…