Дивны дела Твои, Земная Цивилизация 4, 5 гл

Михаил Павлович Медведев
Глава 1У. Сложные системы.
                Мук не принявши душа не спасется.
      
      Вряд ли найдется в мире какой либо материальный объект, процесс, который можно было бы считать простой системой. К таковой хотелось бы отнести атом водорода, состоящий лишь из одного протона и одного электрона, если бы не заглядывать внутрь структуры этих сложных микрочастиц, каждая из которых обладает собственными массой, энергией, спином, электрическим зарядом, магнитным моментом  А в целом атом существует под действием между его двумя частицами гравитационных, электрических, магнитных, ядерных сил, природа каждой из которых до конца еще не раскрыта. Такова «простота» этой элементарной частицы – атома водорода.
      Системы, состоящие из некоторого числа элементов, объектов, подсистем (автономных групп элементов и объектов), процессов, явлений, связанных между собой некоторыми силовыми полями, взаимодействующих друг с другом и всей системой, называются сложными системами.
      Силовые поля, действующие внутри сложной системы, носят двойственный характер: они удерживают систему как единое целое и разделяют систему на объекты и элементы, поддерживая таким образом  систему в равновесном состоянии.
      Условиями существования сложной системы являются: наличие пространства (области существования) и внешнего источника энергии.
      Сложная система, как и отдельные ее объекты и элементы, обладает необходимым для ее существования запасом внутренней энергии, пополняемой от внешнего источника. Каждый объект и элемент системы обладает массой, энергией и определенным набором собственных свойств – механических, химических, биологических. 
      Равновесное состояние сложной системы под воздействием  некоторых внешних и внутренних причин может нарушиться и система в этом случае переходит в неустойчивое состояние, которое может привести ее  к разрушению на составные части, не связанные друг с другом, или даже к полному ее уничтожению.
          
         
1У. 1. Земная цивилизация как сложная система.
               
      Не просто сложная, а наиболее сложная система. Ее структура:
      - ЭЛЕМЕНТ – человек с его разумом и непредсказуемой душой, с двойственным отношением к системе: с одной стороны – быть независимым от системы, с другой стороны – максимально влиять на нее и получать от нее жизненные блага;
      - ОБЪЕКТЫ – государства со своими идеями, внешней и внутренней политикой, экономикой, наукой, государственным устройством, армией;
      - ПОДСИСТЕМЫ – страны демократии и страны диктатуры, развивающиеся страны, группы государств, объединенных определенной религией;
      - ПРОЦЕССЫ – религиозные распри, негативные и позитивные явления развития и изменения общества, внутренняя и внешняя политика, экономика, наука, культура, искусство;
       - ЯВЛЕНИЯ – войны,  перешедшие в  ХХ  столетии в ранг мировых, терроризм  приобретший в начале ХХ1 столетия статус международного, сепаратизм. 
       - ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ – внешние (солнце, ветер, вода, нефть, газ, уголь, уран), используемые, добываемые, перерабатываемые созданной человечеством техникой; внутренние (продукция сельского хозяйства);
        - СИЛОВЫЕ ПОЛЯ – законы, армии, органы общественного порядка, общественное мнение, мораль.
      Каждая подсистема, каждый объект сложной системы с целью их анализа и изучения могут быть представлены как самостоятельные сложные системы со своими элементами, объектами, процессами и явлениями, например, экономика, содержащая отрасли, фабрики и заводы, средства связи, коммуникации, транспорт, валютные потоки, станки, детали и т. д., вплоть до руды.
      Земная цивилизация как сложная система имеет тенденцию к дальнейшему усложнению – к увеличению количества элементов,  массы  системы, потребляемой энергии;  к расширению жизненного пространства, опережающий рост негативных тенденций. Все это приводит к нарушению равновесного состояния системы, которое происходит все чаще и глубже. С начала ХХ1 столетия система вошла в длительное  состояние нестабильности и путей выхода из него пока не видно.
      Лауреат Нобелевской  премии, бельгийский физико-химик, один из основоположников раздела науки о термодинамических неравномерных процессах И. Пригожин  в своих трудах обосновал неизбежность возникновения нестабильности в сложных системах.
      Труды Пригожина практически неизвестны российско й общественности, видимо они не были в почете у советской элиты, поэтому неизвестно, предсказал ли ученый судьбу земной цивилизации, ее возможную гибель, и  что можно предпринять, чтобы если не исключить, то хотя бы ослабить последствия нестабильности.
      Тем не менее в его трудах все множество негативных процессов и явлений разбивается на две группы: первая группа – процессы и явления, подчиняющиеся закону эволюционного развития, они зарождаются при зарождении общества и развиваются вместе с ним. К таким процессам и относятся в том числе описанные ранее негативные тенденции развития общества. Они-то и дают основание прогнозировать печальную судьбу земной цивилизации; вторая группа – непредсказуемые, неожидаемые процессы и явления. Вызываемые  ими нестабильности могут ввергать общество в состояние хаоса, который также может приводить к разрушению сложной системы. 
      О вариантах, ожидаемых человечество катаклизм говорят мало и неохотно, экспромтом, полуофициально, в никого не обязывающих телевизионных передачах, предсказывают глобальные трагические процессы внутри человечества: всемирные забастовки, восстания  с участием всех против всех, войны цивилизаций, разгул терроризма.
      Однако нет единого научного прогноза близкой и далекой судьбы земной цивилизации, нет и вариантов такого прогноза с оценкой их вероятности.  Наука неохотно поворачивается лицом к этой проблеме, может быть именно потому, что не поощряется государством.
      Между тем отдельные ученые (Е. Абрамян, С. Капица и др.)  такие прогнозы делают и даже имеют по ряду вопросов точки соприкосновения. Сходятся, например, на том, что население земли достигнет своего критического уровня в 9 – 10 млрд. человек к середине текущего столетия; уровня, который как раз и вызовет цепную реакцию распада общества с его гибелью в течение двух-трех десятилетий. 
      Но этого может не случиться, считает Е. Абрамян, человечество может удержаться на уровне два, или даже пять миллиардов человек, если оно найдет способы регулирования возникающих катастрофических процессов, объединит свои усилия, ограничит воздействие негативных явлений.
      Весьма проблематично.
     Во-первых,  для того, чтобы объединиться, надо, чтобы что-то встряхнуло человечество очень сильно Взрывы в США, в России, в Турции, в Испании и в других местах мира  встряхнули его лишь слегка,  не все люди озаботились этими страшными событиями. Остались традиционные разногласия, которые при доброй воле легко можно устранить. Прав  А. Кончаловский, сказав,  что человека может исправить только страх.
      Во вторых, регулирование происходящих негативных процессов означает, что весь мир должен подчиниться единому регулирующему органу. При этом всем надо поступиться некоторыми демократическими свободами, суверенитетом,  ограничить ура-патриотизм и национализм .
      Демократия показала, что она неспособна защитить себя. Достигнутые демократией высокие права человека, свобода личности, демонстраций, забастовок, мнений,  пропаганды, критики властей исключают возможность демократическим странам объединиться для собственной защиты, как это умеют делать исламские государства: «ислам умеет объединяться против общего врага».
      
      11 сентября показало что ислам к такому повороту истории готов. Эта перспектива имеет некоторую вероятность, что и подтверждается распространением терроризма во всем мире и его поддержкой радикальным исламом.
      Мир сейчас в таком состоянии, что любой исход борьбы с терроризмом усилит позицию и ислама и терроризма. США завязли в Афганистане и Ираке, Россия - в Чечне, Турция – в Курдистане, гремят взрывы по всему миру. Это в конце концов ослабит демократию.
      А Россию не любит история. Москву брали татары, поляки, Наполеон, дошел до Москвы Гитлер. И сейчас Россию никто не любит, она находится в таком пространстве и в таком окружении, что будет всегда в центре событий и сама станет источником событий.
      По причине невозможности  объединения  демократии нельзя предсказать исход всех других возможных катаклизмов. Сегодня структура и состояние мира таковы, что он не может свернуть с того пути, по которому идет.
      Следовательно нет ответа на вопрос: можно ли в этой сложной системе – земной цивилизации исключить конфронтацию, достичь стабильности, продлить время ее существования?  Ответ напрашивается весьма неутешительный: надо бы! Сузить бы и упростить систему, уменьшить в ней количество элементов, сократить потребляемую ей  энергию, устранить или ослабить влияние негативных тенденций.
      Надо бы… Но уже не успеть. Круг, по которому мы идем, замкнут.
      Можно, также, утверждать, что даже если удастся объединиться, стабильности в мире трудно достигнуть. Всегда найдутся чингизханы, македонские, цезари, наполеоны, ленины, гитлеры, способные развалить мир в стремлении к мировому господству.
      И не только чингизханы и цезари. По отношению к судьбе земной цивилизации человечество можно разделить на три части. К первой из них относятся те, которые руководствуются в жизни известным принципом: «после меня – хоть потоп!»
      Эта часть людей – эгоисты. Для них общество, семья, потомство существуют лишь как средство для достижения своих эгоистических устремлений.  К этой части людей относится весь преступный мир и как ни странно, ни смешно и ни печально, -  политические, партийные, религиозные деятели и олигархи. Мир нужен этим людям лишь с точки зрения власти над ним. Власть и богатство – цель их жизни. Они не вносят в жизнь ничего положительного. Они не созидают. Они разрушают моральные устои общества, являются причиной нестабильности, потому что у них сила – военная, экономическая, политическая. Они тяжело больны мозговым недугом.  Человечество должно найти способы излечения этих людей.
      И слабая надежда здесь на вторую часть общества – реалистов, тех, которых тревожит жизнь  своего поколения в будущем, а значит и жизнь всего общества, ибо жизнь каждого человека зависит от условий жизни общества. Именно эта часть людей (думается, что она – наибольшая часть) своим общественно полезным трудом  цементирует  и  стабилизирует  общество и могла бы определить свое будущее, но она плохо организована и у нее нет силы.
      Такие организации, как давно ушедшая в историю Лига Наций, а в наше время – ООН,  не могли и не могут повлиять на мир именно потому, что у них не было и нет силы.
      Есть и третья часть людей, которая не имеет собственного мнения при оценке любых протекающих в природе и обществе процессов – это люди равнодушные, которых вопрос будущего земной цивилизации не интересует. О таких говорят: «им все по фигу». К ним можно отнести фаталистов, живущих по принципу: «чему быть, того не миновать», о которых ходит анекдот: если брюкам положено соскользнуть с бедер, то не помогут ни ремень, ни подтяжки, и не носят ни того, ни другого, в отличие от пессимистов, которые не надеясь на что либо одно, носят одновременно и ремень, и подтяжки.
      Есть и оптимистические прогнозы будущего земной цивилизации. В основу их положены примерно следующие рассуждения.
      Какое-то время экономика и наука развивались в одном направлении - вверх с некоторым опережением экономики. Но уже к 2000 году экономика стала отставать от науки. Кривая ее развития начала загибаться вниз, а кривая науки резко, по экспоненте пошла вверх. Пересечение этих кривых произойдет по прогнозу где-то в 2015 – 2020 годах. Точка их пересечения названа фазовым переходом, после которого роль знаний в обществе превысит роль экономики. А к 2030 – 2040 году кривая экономики упрется в нуль, а кривая знаний взметнется вверх до бесконечности.
      А как же человек, чем он будет питаться, что на себя одевать? Оптимисты на это отвечают, что человечество будет существовать в иной материальной форме. Какой? Этого никто не знает. Надо думать, что в форме ангелов небесных в одежде из облаков и питающихся солнечным светом.
      Наука к этому времени достигнет таких высот, что позволит человеку стать творцом новых вселенных и удобно в них расселиться. Но еще до расселения на земле образуются новые виды городов – информограды (или наукограды) – города с населением в 200 – 300 человек – ученых мужей, каждый со своими знаниями, обмениваясь которыми знания каждого возрастут во многие тысячи раз. Они-то и будут  создавать новые миры, добиваться бессмертия.
      Эти гении будут сидеть в системе «Интернет» за своими персональными компьютерами и управлять роботами, которые будут реализовывать их грандиозные идеи.
      И это все – в ближайшие 30 – 40 лет. Восторг!  Куда там Марксу со своим коммунизмом!  Его мир рядом не поставить с новыми вселенными и людьми-ангелами, управляющими миром по вселенской  информационной системе.
      Конечно, и в этих прогнозах есть вопросы, выбивающиеся из общего контекста. В течение 60 лет наука не может создать новейший источник энергии – управляемую ядерную реакцию. Освоение космоса дает людям меньше, чем требует от них. Уже поговаривают о закрытии этих работ. А сколько еще будет в мире взрывов АЭС – никому не известно.
      Но это мелочи жизни. Они преодолимы при бесконечно возросшей науке и божественных людях 
      Так считают  оптимисты  и  доказывают графиками и расчетами.
      И куда ж денешься, если временной интервал, за который происходит удвоение в науке объема знаний, все время сокращается: со 100 лет в начале прошлого века  до 15 лет в конце века. А дворники все скребут тротуары самодельными лопатами, колют лед ломом, БАМ строится почти пол-века.
      Нельзя дать количественную оценку вероятности перечисленным здесь прогнозам, можно лишь оценить качественно: этот прогноз более, а этот менее вероятен; один более подтверждается историей, другой  менее. С этой позиции позитивные прогнозы можно было бы подтвердить прогрессом науки и техники, но учитывая описанный ранее двойственный характер прогресса, а также отсутствие в этих прогнозах негативных тенденций в развитии общества и влияния порочной души человека, вероятность этих прогнозов будет  весьма мала.
      Печальные же прогнозы  подтверждаются к сожалению именно негативными явлениями в обществе, а также тем фактом, что прогресс науки и техники постепенно вытесняет людей из этих сфер деятельности. Понижается общественная значимость человека. Квалифицированные рабочие, инженеры, научные деятели идут в сферу обслуживания – дворники, уборщицы, няньки, сиделки. Появляется социальный слой лишних людей. Этот  слой и  будет базой всемирных революций, международного терроризма и сепаратизма.
      Определенную вероятность имеет под собой прогноз с полной гибелью цивилизации, так как ядерное оружие, а также другие виды оружия массового уничтожения людей продолжают распространяться по земле и могут быть массово применены в условиях нестабильности в обществе. Несмотря на это оружием торгуют налево и направо, повышая вероятность и приближая конец цивилизации.
      Эгоисты назовут печальные прогнозы и всех их авторов бредом больной фантазии и многие люди этому поверят, потому что громкие фразы имеют свойство убеждать, что в частности подтверждается ходом всех предвыборных кампаний.
      А вот прогноз о создании новых вселенных и расселении в них человечества как раз и относится к области бредовых фантазий. Если есть хоть один процент вероятности глобальных катаклизмов еще при жизни современного поколения, то можно ли спать спокойно, можно ли  лидерам современности всех идеологий продолжать политику разжигания конфронтации? А если не один процент вероятности, а тридцать, или даже пятьдесят, что глядя на современный мир нельзя отвергнуть? Значит что-то надо делать. Надо бы переводить стрелку нашему  мировому паровозу на новый путь уже сегодня
      Но нет этого пути. Он еще не только не проложен, но даже не выбирается направление его прокладки. И нет стрелочника Впрочем, стрелочники есть – это избранники народа всех государств. Они-то и должны бы позаботиться о жизни будущих поколений, они-то и должны нести  за это, как стрелочники, ответственность.
      Сейчас описанные проблемы никого не заботят, и надежда на светлое будущее постепенно угасает.
      Выходит, что у человечества есть единственная дорога, по которой оно идет. Дорога избита, разрыта, с ухабами, заграждениями, противотанковыми рвами и надолбами. Дорога, конец которой теряется в пугающей неизвестности. Дорога, по которой идут спотыкаясь огромные массы людей, ведомые вождями, каждый из которых со своими устремлениями, страстями и пороками.
      Ветхозаветный бог, разочаровавшись в собственном творении, утопил все человечество именно из-за его порочности. Может быть и нам наплевать на то, что будет с человечеством и жить по принципу: «после меня – хоть потоп!»
      Но Бог все же сохранил Ноя с семьей, не изменив, однако человеческой сути…
      Господи, почему Ты с самого начала не сотворил мир таким, чтобы пороки и страсти контролировались разумом, а не наоборот, чтобы люди верили в одного бога, чтобы преступления  карались свыше за один миг до их свершения, чтобы не было войн, революций и терроризма.
      Видимо по другому человека сотворить нельзя. Как порочный и страстный, так и непорочный человек не создадут устойчивой цивилизации. Первый потому, что тянет не туда, а второй потому, что не тянет никуда. Нужен оптимум, нужна мера пороков, страстей, добродетелей и разума, и чтобы эта четверка была запряжена в общественную телегу цугом или рядом.
      Бог сохранил Ноя с семьей и всякой  тварью по паре  видимо потому, что не мог представить себе землю мертвой, без всего живого на ней, не мог отказаться, забросить, уничтожить те красоты, прелести, блага, которыми наделена земля. Не может представить себе такого и каждый мыслящий и мечтающий человек.
      Но ведь некому будет уже сожалеть об этом, скажут эгоисты и равнодушные. Конечно, некому будет сожалеть  п о т о м.  Но будут сожалеть, страдать и гибнуть  п о с л е д н и е  и поминать недобрыми словами своих далеких и близких предков.
               
      Итоги всему ранее сказанному можно сделать такие. Земная цивилизация живет и развивается по определенным естественным законам, которые нельзя отбросить,  изменить или игнорировать. Но можно найти способы ускорения или замедления их воздействия на общество. Эти законы таковы:
      1. Естественный закон самоотрицания, гласящий, что жизнь любой живой популяции конечна.  Вместе с зарождением и развитием популяции зарождаются и развиваются  опережающими темпами негативные явления.
      2.  Происходит усложнение цивилизации – рост  населения, а следовательно потребления и экономики, что ухудшает условия обитания человека  Жизненное пространство, приходящееся на долю одного человека, сокращается.
      3.  Душевный закон накопления богатств: «чем больше имеешь, тем больше хочется иметь». Другая, официально принятая редакция этого закона: «Закон неограниченного роста потребностей человека».
      4. Человек порочен, эгоистичен, эмоционален, нервозен, субъективно воспринимает мир, всегда выдает свое восприятие за истину, настойчиво ее защищает, отстаивает и распространяет.
      5.  Основную нестабильность в мир привносят великие мира сего
      6.  Пессимистический прогноз с гибелью земной цивилизации наиболее вероятен.
             
      Эти законы должны быть положены в основу оценки и прогноза  будущего земной цивилизации, мировой политики, обустройства единого мира, поиска мировой идеи.
      Прогнозы не утешительные, Надежда на лучшую жизнь в будущем мире угасает. Время и пространство обитания человечества сокращается как шагреневая кожа. Богатства недр катастрофически убывают. Условия обитания - земля, воздух, вода – отравляются. Человечество махнуло рукой на свое будущее.       И все же, каким бы хотелось видеть будущий мир, мир хотя бы без особых радужных красок, мир, в котором человек,  созданный природой как творец и созидатель, имел бы возможность беспрепятственно исполнять эти свои функции?
      В следующей главе сделана попытка, значительно отвлекаясь от реальности, изобразить желанный мир будущего.
 
Глава У  Постконфронтационный мир.
                Быть, или не быть земной цивилизации?
                Вот в чем вопрос.
               
      Не быть! Ибо вариант прогноза с гибелью земной цивилизации оказывается более вероятным по сравнению с оптимистическими вариантами.
      Не быть!  Ибо мир невозможно свернуть с того пути, по которому он идет. Некому перевести стрелку на новый путь. Нет стрелки, нет стрелочника и нет самого пути. Надо еще увидеть  этот путь, определить силы, средства, ресурсы, требуемое время, устранить стоящие на пути препятствия, погасить негативные тенденции, подлечить порочную душу человека  и решить многие другие проблемы.
      Но не хотят сильные мира сего отказаться от своего диктата в собственных государствах, от своих армий и границ, не хотят проявить себя как мировые политические деятели, не хотят оставить о себе добрую память в мире.
      Не быть!  Ибо нет всемирной идеи, которая  объединила  бы мир и обеспечила его жизнь на многие века, до тех пор, пока существует сама земля.
      Не быть!  Ибо времени осталось мало. Человечество, если даже захочет, не успеет проложить новый путь. Реализация стоящих проблем по времени уже выходит за прогнозируемый срок существования – середина текущего века.
      Быть!  Раздается слабый голос, ибо есть какая-то вероятность того, что при любых катаклизмах не может погибнуть цивилизация до последнего человека. Уцелевшие люди, опомнившись от безумия, начнут все сначала на более высоком уровне развития.  И чтобы хоть какая-то часть осталась на земле надо начинать что-то делать уже сегодня.
      Прежде всего надо найти самые общие подходы к определению направления движения. Таковыми могут быть.
     1. Создание постоянного (один раз в год)  совещания президентов всех государств мира, именно для начертания дальнейшего пути, Только президенты, обладая определенным влиянием в мире и материальными средствами, привлекая науку, могут решить эти задачи.
     В дальнейшем это совещание может превратиться во всемирный, можно даже назвать – Вселенский  Парламент, который выработает общие правила жизни и деятельности общества – Всемирную Конституцию, создаст, возможно на базе ООН,  всемирные органы – контрольные, инспектирующие, арбитражные.
      2.  Принятие Всемирной идеи. Бытующие в мире идеи – коммунистическая, религиозные, многополюсные миры, постиндустриальный мир не могут лечь в основу всемирной идеи по причинам, ранее здесь высказанным. Представляется, что остается единственная возможность принять идею, которую можно выразить двумя словами:  бесполюсный  мир. Она хорошо сочетается с идеей создания Всемирного Парламента в составе президентов государств мира.
      Соответствующая высказанной идеи наука о путях достижения идеи – идеология может быть кратко определена так: равноправное единение мира. Для чего  надо обеспечить:
      3.  Создание мира без диктаторских тоталитарных режимов. Задача – не из легких. Ее не решить силой, ее можно решить на Всемирном парламенте с участием всех, в том числе и диктаторских государств, путем принятия соответствующих законов.
      4.  Создание науки о человеке, основная цель которой -  найти пути к разуму человека, ограничить влияние на мир порочной души человека, в том числе души лидеров всех уровней и рангов, в их безграничном устремлении к власти, богатству и славе; ограничить пороки людей  соответствующими законами, общественным мнением, моралью, наукой.
 
У. 1.  Бесполюсный мир.
               
      Человек воскликнул: «есть идея!»  Политические партии, государства, религии осеняются собственными идеями. Но это не идеи, это либо мнения,  либо узкие задачи, либо вера. Идея, так же, как истина, может быть только единой и единственной. Поэтому высказанные в качестве мировых идей «Коммунизм»,  «многополюсный мир», «Постиндустриальный мир» есть лишь мнения, эмоциональные убеждения и в силу этого не могут быть приняты в качестве мировых идей. А множество религиозных идей, основанных на вере людской в чудеса, должны быть отделены от единого мира так же, как они отделены от государства в странах демократии.
      Примененный здесь метод исключения и проведенный анализ истории развития земной цивилизации дает основание принять в качестве всемирной высказанную ранее идею «Бесполюсный мир»  и соответствующую ей идеологию: «равноправное единение государств мира» Эта идеология может означать следующее:
      1. Естественное, добровольное единение, основанное на изданных Всемирным парламентом законах
      2. Добровольное, основанное на законах сокращение вооруженных сил и вооружений до полной их ликвидации. Могут остаться лишь легитимно созданные силы правопорядка, вооруженные простейшим личным оружием ( на случай появления в мире чингизханов и гитлеров).
      3. Сохранение национальных традиций, культуры, науки, языка и письменности при одновременной свободе человеку выбора национальности, языка, типа семьи, что означало бы естественное сближение наций и их культур.
      4. Сохранение исторически сложившихся территорий. Это, однако, не должно   исключать добровольное рациональное изменение государственных территорий, основанное на целесообразности и удобстве населения.
      5. Свободный, беспошлинный обмен произведенными в государствах мира товарами, свободное (безвизовое) передвижение в мире населения и  денежных потоков.
      Именно для того, чтобы  обосновать истинность идеи и путей ее достижения и нужна идеология, поскольку идея, выраженная двумя словами, необоснованная, может оказаться ненаучной, ложной, иллюзорной.
      Нужно разработать и проложить пути достижения идеи, определить систему мер – экономических, политических, моральных, необходимого времени, обеспечивающих наиболее оптимальный путь движения к идее.
      Идеологию как науку может разработать именно наука, которая должна стать полностью открытой миру.
      Основной чертой постконфронтационного бесполюсного мира должна быть стабильность жизни: стабильность численности населения, экономики, потребления земных ресурсов, цены валюты, экологического состояния.
      Можно против этого возражать, что стабильный мир – это мир баз движения, мир застывший, загнивающий. Но стабильный мир – это не статический мир, которому и свойственно загнивание. Стабильный мир не будет таким, каким его не хотел видеть Бернард Шоу:
      «Ни мертвый язык, ни мертвая цивилизация не могут взволновать мир».
      Стабильный мир будет дышать атмосферой общества: радоваться, переживать, грустить; будут кипеть страсти, трения между личностью и обществом, производством и потреблением, научными направлениями, школами и гипотезами, будет плюрализм мнений, поскольку пороки человеческие неуничтожимы, их можно только ограничить. 
      Мир будет находиться в состоянии  динамического равновесии, иначе: жизнь общества по закону: «Где, когда, чего, сколько прибыло (убыло), там, или в другом месте, в то же самое, или в другое время, того же самого, или чего либо другого, эквивалентного первому, убыло (прибыло)». Сколько людей приходит в этот мир, столько же и уходит в лучший мир. Сколько общество потребляет от природы, столько же того же самого возвращает в природу.
       Любые другие идеи и идеологии неизбежно будут связаны с нестабильностью и насилием в обществе и над обществом. Возможно, что описанные выше идея  и идеология могут оказаться утопичными из-за дефицита времени. Но винить в этом некого:
      Виновата история.

               
   
У. 2.  Наука о человеке
               
      Идею о необходимости создания науки о человеке высказал в одной из телевизионных передач ученый, наш современник С. П. Капица.  Но в телепередаче многое не скажешь, поэтому ясного представления об общих чертах этой науки не сложилось.
      Известно, что в создание любой науки должны быть вложены наблюдения, опыт, коллективный разум, логика, достижения других наук.  Если же наука создается одним, даже гениальным человеком,  сидя в кабинете, то это не наука, это субъективное представление. Такие науки не воспринимаются, ими не увлекаются и не любят, как в той частушке:
      Надоели мне науки,
      Ничего в них не понять.
      Просидел до дыр я брюки,
      Не в чем выйти погулять.
      К таким наукам  относятся современные представления о культуре, морали, этике и эстетике. Вот, например, что говорится об эстетике?
      Эстетика – философская наука, имеющая свои собственные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, содержание и форма, возможность и действительность. Здорово!  Добру противостоит зло, оно же и сопутствует добру. Как в песне: Мы с Тамарой ходим парой,
      Приводятся, также определения, даваемые эстетическим категориям знаменитыми философами, например, категории  «прекрасное»:
      Августин Блаженный: «Источник и воплощение красоты высочайшей есть Бог». 
      Платон: «Прекрасное  есть не что иное, как  абсолютная, вечная и  неизменная идея».
      Кант: «Прекрасное есть полезное».
      О. Дмитриева: «Прекрасное – это  уютный бар с кабаньими шкурами на стенах и передовым барменом, 50 – летним Леней или Димой, где не так много пьют, но много общаются». (Комсомольская правда от 7 декабря 1978 года, статья О. Дмитриевой «Человек при развлечениях»).
      Следовало бы добавить еще одно определение: «Прекрасное – это наслаждение человека свободным проявлением своих созидательных способностей и сил, а также результатом своего труда, эквивалент которого приятно оттягивает внутренний карман пиджака».
      То же самое можно сказать о культуре, морали, этике: постоянная ссылка на древних и современных философов, и нет четкого определения самих наук; есть длинные, заумные, тяжеловесные фразы и обилие новых слов без смысла. И не видно человека, что он должен извлечь для себя из этих наук, как ограничить свои страсти и пороки, как относиться  к массовым зрелищам, шествиям, к многообразию политики и религии, как найти во всем чувство меры. В любых массовых мероприятиях и увлечениях всегда больше негатива, чем позитива.
      Показательна в этом  отношении мода как массовое увлечение  определенным вкусом в какой либо сфере жизни или культуры. В моде ясно видна двойственность позитивных и негативных нюансов. С одной стороны мода форсирует экономику, заставляя ее тянуться за модой и даже опережать моду («на весенний сезон войдут в моду белые и оранжевые цвета»), с другой стороны – излишняя затрата материальных средств и времени.
      Пороком моды является подражательство,  которое бывает неумелым, не подходящим ни к лицу, ни к возрасту, ни к внешности. Дорогие наряды и драгоценности, надетые и навешанные на себя старой женщиной, только привлекают внимание к ее старости и вызывают лишь саркастические улыбки у окружающих. Ярко накрашенные губы создают впечатление кровоточащей раны. Сильно затемненные брови и веки черноглазой и чернобровой женщины в сумеречном свете создают впечатление пустых глазниц.
      Спадающие с ушей до плеч женщины длинные висящие серьги при ходьбе болтаются как телячий хвост.
      Мода скоротечна, что приводит к затовариванию старыми добротными вещами, мебелью и прочей домашней утварью. Исключением является шедевр Малевича «черный квадрат», которым восхищаются уже без малого век В моде как раз больше, чем где либо, нужно обладать чувством меры.
      Нужен раздел науки с анализом внутренней сути человека, как говорят философы – его «Я».
      Ну нельзя не привести отдельные выдержки из современного представления о человеческом «Я»:
          «В настоящее время экзистенциально-этический и логико-гносеологический аспекты человека перерастают в социально – нравственный аспект. При этом, в анализе проблемы «Я»  на первый план выдвигается не индивидуально случайное, а социально всеобщее, что следует из анализа таких отношений, как:
      «Я» – «Я» – отношение к самому себе;
      «Я» – «Ты» – содержит в себе сближение, коммуникацию:
      «Я» – «Мы» – выражает принадлежность к какой либо общности:
      «Я» – «Другой» («Я» – «Он», «Я» – «Она», «Я» – «Они») – означает не только различие, но и взаимодействие».
      «Анализ этих отношений позволяет дать оценку инетракционистских концепций «Я».
     Как говорится, ясно, что ничего не ясно. Действительно, можно просидеть брюки до дыр, изучая и пытаясь понять эту философию. Для полноты картины следует добавить еще такие отношения:
      «Я» – «не Я» – сомнение в самом себе;
      «Я» – не такой» – размежевание от чего-либо, от кого-либо;
      «Моя хата – с краю» – непричастность к чему-либо;
      «Я» – «вне себя» – критическая оценка окружающей действительности;
      «Твое» – «Мое» – характеристика результатов коллективного труда.
      «Е – Мое!» – крайняя степень удивления, восторга, возмущения.
      Если серьезно говорить о сути человека, о его «Я», то надо бы говорить об отношении в человеке добродетелей и пороков:
      «Я» – и «Моя» страсть к власти». Есть ли в этом стремлении оптимальная величина, предел, кто может оценить и найти этот предел? Это может сделать сам человек, если его разум контролирует его чувства, если он может объективно воспринять мнение о себе окружающих, если он помнит известную формулу оценки человека: мнение окружающих - это числитель, а собственное мнение – знаменатель дроби. Ясно, что  мнение о себе любимом резко снижает роль человека в обществе.
      Но поскольку людей, способных всесторонне оценивать себя мягко говоря мало, то общество должно жестко контролировать подобные устремления. С этой целью и предложено ранее отменить самовыдвижение и выдвижение по партийным спискам в органы власти
      Надо четко оценивать власть. Она бывает разная – завоевываемая силой и   предоставляемая обществом за полезную, плодотворную деятельность человека. Рвущийся к власти человек, применяющий аморальные методы, в том числе такой казалось бы безобидный, широко используемый в мире, как компромат, должен быть остановлен, а, поскольку в наше время все рвущиеся к власти именно такие, то имеют право быть избиратели «против всех»..
                «Я» – и «Моё» страсть к богатству»  Здесь также необходимо найти оптимальный уровень обогащения, ниже которого оно – добродетель, выше которого – порок, зло для самой сути человека и для общества, что и наблюдается сегодня в России.
      Богатство также бывает разное – наворованное и заработанное трудом.
      «Я» – и «Мои» страсть к званию чемпиона, к  славе, к деньгам. Стремление быть первым свойственно человеку, который хоть немного вкусил блаженства почета, уважения и славы. Слава – чувство, порождаемое аплодисментами, грамотами, досками почета, а также завистью и лестью.
      Надо при этом помнить, что ты первый лишь временно, пока не нашелся человек «первее» тебя, и ты вынужден сойти с пьедестала. Ты не радуешься тому, что твое место после тебя не опустеет, что тебе есть всегда замена, а наоборот, переживаешь, считаешь это жизненной катастрофой, которую не всегда способен пережить.
      К сожалению и к славе стремятся разными путями: прямыми, добываемыми собственным трудом, умом и энергией, и окольными – сколачиванием партий, революциями, партийными списками, компроматами, допингами, подкупами и, не секрет – убийствами, используя принцип: «нет человека – нет проблемы».
      Подобным образом должны быть проанализированы и оценены все страсти и пороки человеческие, найти которым предел – задача науки о человеке.
      Следует отметить, что категории эстетики, так же, как и другие философские категории, позаимствованы из библейских категорий добра и зла, заповедей Господних,  сильно завуалированы мудренейшими фразами и словами.
      Наука о человеке  должна включать в себя  раздел науки – риторику, которая должна обучать языку как  средству познания, словесного и письменного общения, творческого мышления; языку без лишних слов и междометий;  языку краткому, точному, выразительному (генсек Горбачев делал на партсъезде доклад в течение двух суток, ничего путного в нем не сказав). Оратор, произносящий речь называется так не от слова «орать»,  а от слов «:говорить убедительно», он должен говорить ясно, подчеркивая смысл фраз необходимой интонацией и умеренными жестами.
      У современных философов, политиков, да и научных работников используется три разновидности языка:
      а) язык очень понятный;
      б) язык не очень понятный;
      в) язык очень непонятный.
      К сожалению право хождения имеют все три  разновидности языка. При этом, вторая разновидность используется для  «развития» уже развитых идей и теорий. Третья разновидность используется философами, и этому есть причина, ибо сами объекты, изучаемые философией – Вселенная, общество, человек очень непонятны и требуют для своего объяснения очень непонятного языка.
      В современных условиях в мире, особенно в России, где идет борьба за передел собственности и власти, возникла четвертая разновидность языка:
      г) язык – без костей.
      Следовательно нужна риторика как наука. Нужно научить людей разговаривать культурно, вежливо. На замечание (оно может быть не всегда правильным, но не с целью нанесения обиды) следует ответить: спасибо. Но нельзя огрызаться, как в той присказке:
      Он сказал ему: дурак!
      Тот ответил: сам дурак!
      Скажи скорее, кто из них дурее?
      Наука о человеке должна включать разъяснение прав и обязанностей человека, записанных в конституциях, уголовном, процессуальном и гражданском  кодексах, действующих законах; таких понятий, как  свобода, воля, равноправие, поскольку они требуют четких определений, которых фактически нет.
      По Марксу: «Свобода – осознанная необходимость» означает, что человек, действуя в соответствии со своими интересами, должен сознавать объективную необходимость  своих действий, он должен понять, осознать то, что ему необходимо делать, а не то, что  ему хочется делать, что он умеет делать. Но чтобы осознать объективную необходимость надо знать все: науку, технику, культуру, политику, общественные потребности, влияние на экологию и пр.   
      Большинство людей не способно охватить все это, познать необходимость, полезность, целесообразность своей деятельности.  А если разобраться во всех тонкостях и перспективах, то любая деятельность имеет негативные последствия.
      По этой причине и еще одна формулировка свободы:  «человек может делать все, что ему нравится, не нарушая интересы и не принося ущерб окружающим тебя»,  так же является неубедительной.
      Человек должен согласовать вид своей деятельности с обществом или найти подходящую своей натуре работу у  работодателей. При этом надо учитывать общественные нормы поведения, мораль, культуру, законы.
      Можно, поэтому, сказать, подражая известному высказыванию: нет свободы в своем отечестве. Есть общественная и личная необходимость труда.
      Воля. Воля как способность человека к выбору деятельности, устремлений, поступков и способность мобилизовать свою внутреннюю  энергию для достижения сделанного выбора может быть выражена кратко трояко: «я желаю», «я должен», «я могу». Первое основано на эмоциях, второе – на логическом разуме, третье означает самоанализ, оценку собственных возможностей достижения цели.
      Не требуется доказательства тому, что в эмоциях человека пороки,  как правило, превышают добродетели, поэтому эмоциональная воля «я желаю» неприемлема для общества. И опять к тому же: самовыдвижение и выдвижение по партийным спискам в структуры власти антиобщественно.
      Человек же, действующий по принципу: «я должен!», «я могу!» есть личность, способная к деятельности на любых государственных постах.
      
      Наука о человеке – это, конечно, не те наметки, которые здесь приведены. Наука о человеке должна быть изложена в виде учебников для средних и высших учебных заведений и введена в учебный процесс соответствующими государственными законами. А мораль, этика, эстетика пусть остаются философскими науками.
               
               
У.3  Мировое обустройство.
         
      Мир, созданный на основе добровольного единения – это не коммунальная квартира, это, совокупность равноправных государств, живущих по легитимно принятой Всемирной Конституции и внутригосударственным законам. Каждое из государств имеет собственные всенародно избранные органы власти.
      Население мира, как и прогнозируется, можно сократить в результате проведения вынужденного регулирования жизненных процессов в пределах 2 – 5  млрд. человек. Оптимальной же численностью, обеспечивающей стабильность мира, называется цифра в 0,5 млрд. человек. Вилка очень широкая, ни тот, ни другой предел нельзя обосновать. Цифра 0,5 представляется недостаточной, цифра 5 – большой, которая не обеспечит улучшение ситуации.
      Вилку можно уточнить, глядя на историю. Первая мировая война велась несмотря на довольно низкую численность населения земли в 1,5 млрд. человек, то есть, и при таком населении земли мир был не стабилен. Это дает основание принять численность населения земли в пределах 1 – 1,5 млрд. человек. Здесь принимается верхний предел в 1,5 млрд. человек.
      Для дальнейшего анализа структуры мира необходимо оценить оптимальную величину территории и численности населения отдельного государства и его внутреннее устройство. Для этого опять же надо бросить беглый взгляд на историю.
      Наиболее крупные государства мира по территории и населению Россия, Китай, Индия всегда были в основном диктаторскими государствами, и, как следствие, их многомиллионные народы были бесправными и нищими.
      Мелкие же по территории и населению государства с незначительными запасами земных богатств, такие, как Бельгия, Голландия, Люксембург, Англия быстро развивались, создали мощную экономику, передовую науку и процветают.
      Исключение составляют США – государство, которое складывалось из отдельных кусков, необходимых для их существования сил: центробежных и центростремительных. Первая группа сил означала стремление частей государства к независимости, вторая – удерживала государство в единстве и обеспечивала его независимость во внешнем мире. Были и там внутренние распри и войны, но государство сумело достичь равновесия этих сил и сохранить свое единство. Соблюден закон природы. Солнечная система существует благодаря равновесию сил тяготения и сил инерции.
      Подобную структуру целесообразно распространить на весь единый будущий мир. Он должен состоять из небольших по территории и населению независимых государств, связанных между собой лишь единой экономикой, валютой, общностью делового языка.
      Количественную оценку отдельного усредненного по территории и населению государства мира, можно дать, приняв следующие исходные данные.
      площадь поверхности суши земли, равна 150 млн. кв. км, т.е. 0,01 кв.км. суши на одного человека при населении Земли в 1,5 млрд. человек. Из этой нормы должна определяться площадь территории государства;
     государства должны размещаться в наиболее благоприятных климатических и географических условиях – берега океанов, морей , озер, больших рек, плодородные почвы, богатства недр и т. д.
      Во избежание неприятных условий жизни в мегаполисах столица государства может состоять из двух городов – столицы президента и правительства, столицы парламента, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга и жестко соединенных надежной связью и транспортом.
      Такое государство можно назвать известным именем – «город-«государство». История может повториться на более высоком уровне по известному закону развития по спирали.
      Построенный на таких принципах мир будет чрезвычайно прост. Достаточно в каждом государстве иметь один аэродром и два межконтинентальных скоростных самолета, а в мире иметь четыре центральных аэродрома – в Европе, Азии, Америке и Австралии, и человек за время менее суток может оказаться в любой точке планеты.
      Всего миру потребуется 300 самолетов, не считая мелких самолетов и вертолетов для внутриконтинентальных и внутригосударственных перевозок
       
         
У. 4.  Семья будущего мира.
      
      Посмеиваются над собой люди. Говорят, что человек делает в жизни три непоправимых ошибки: 1) Человек рождается, 2( Человек женится, 3) Человек умирает. И этой народной байке есть объяснение.
      Человек  рождается в муках и живет в страданиях и муках,  и только природный инстинкт самосохранения удерживает его в жизни. Не родись человек – он бы не страдал, и никто не сожалел бы о его небытии. Появление человека на свет случайно. Оно не предписано даже Богом. Возможность родиться есть многим людям, но никому не ведомо, кто бы мог при этом родиться.
      И это хорошо, ибо уже сейчас есть лишние люди. Уже нет потребности в мускульной рабочей силе, нет возможности обеспечить человечество всем необходимым для безбедной жизни. Но несмотря на это рождение людей властями форсируется, ибо нужно пушечное мясо.
      Человек женится также на страдания и муки. Семейные страдания связаны с ограничением свободы человека, в особенности женщины, что и ведет к постепенному разрушению семьи.
     Наконец, человек умирает. Но он умирает не на райское блаженство в ином мире, не на муки адовы как грешник, он умирает в муках и страданиях.
      Эти три непоправимых ошибки и заставляют мечтать человека о светлом будущем не только на нашей грешной земле, но и в потустороннем мире.
      О необходимости или ненужности для человека вечной жизни говорится в следующем разделе главы. Сейчас же речь идет о семье будущего мира.
      И выходит, что на прочную семью, в которой дети имеют двух родителей, которая создает свой собственный семейный уют, надежды нет. Семью разрушает сама суть человека, его свободолюбие, его стремление к новизне и разнообразию ощущений; в конечном счете семью разрушает порочная душа человека.
      И все же, пока мы не достигли вечной жизни, и вряд ли ее достигнем, дети должны рождаться. Этот фундаментальный вывод положен в основу устройства будущей семьи.
      Основной воспитательницей детей является мать, поскольку отец в большинстве случаев будет неизвестен. Возлагать воспитание детей на дедушек и бабушек нет оснований. Значит мать должна обеспечиваться государством.
      Напрашивается такой порядок создания семьи. Девушке, достигшей возраста в 18 лет, государство предоставляет отдельную квартиру и денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы в независимости от того, работает она или нет. На рождающихся детей государство выплачивает: на первого ребенка – среднемесячную зарплату, на второго – 70 % среднемесячной зарплаты.
      Государство эти деньги изымает из доходов мужчин в виде налога на содержание детей. Таким образом каждый мужчина становится отцом всех детей мира, каждому ребенку все мужчины становятся отцами.
      Фамилия и отчество ребенка присваивается по материнской линии. Если, например, фамилия и имя матери будет: Матренина Наталья, то сын будет Матренин Владимир Натальевич.
       Женщина может обвенчаться, жить гражданским браком или принимать проезжего молодца – это ее право. Но никто не может претендовать на ее квартиру, имущество и  детей.
       При такой организации семьи женщина окажется наиболее свободной. Она может нанять воспитателя, посвятить себя учебе, работе, общественной деятельности, быть членом КПРФ и депутатом парламента. 
    
    
У. 5. Наука. Экономика.
      
      Ранее отмечалось о двойственной роли науки в жизни общества. К еще одной негативной ее роли следует отнести устремление науки, в особенности медицины, в такие направления ее деятельности, как клонирование, изменение пола человека, анабиоз (консервирование человека для будущей жизни), продление жизни вплоть до бессмертия.
      Но вряд ли человечеству нужны живые роботы (клоны), воскресшие из мертвых (после анабиоза) ставшие уже древними люди, свифтовские вечные беспомощные старики.
      Продление жизни будет иметь огромные негативные последствия: будет падать необходимость в деторождении. И сейчас уже резко упало желание обзаводиться детьми, и мужчин уже это беспокоит, они начинают говорить: «если мы не заставим женщину рожать. То нам придется делать это самим».
      Молодежи будет становиться все меньше. В таких условиях молодые парни и девушки не смогут насладиться своей молодостью, старики сумеют ее приватизировать. В пределе необходимость в деторождении вообще отпадет. При бесконечной жизни отпадут и связанные с близостью общения полов основные жизненные наслаждения – интимность, ласка, оргазм, исчезнут за ненадобностью всякие устремления, ожидания, надежды, мечты.
      Мимо вечного человека будут мелькать века и тысячелетия, его мозг раздуется от впечатлений и знаний, произойдет перегрузка памяти, от всего этого мозг надо будет периодически очищать, такой человек будет напоминать некоего современного мужчину со слабой памятью, о котором говорят:
                Мужчина, придя к женщине,
                Весьма бы был смешон,
                Когда б – о, память ветхая! –
                Забыл зачем пришел.
      Не нужна человечеству вечная жизнь!
      Науке не плохо бы направить свои усилия на изменения генной структуры человека. Чтобы женщина носила плод во чреве не девять, а три месяца, чтобы ребенок, родившись, становился на собственные ноги не через год, а через один месяц, чтобы человеческие пороки подчинились бы логическому  разуму, чтобы женщина рожала в самом благоприятном возрасте в 20 – 26 лет одного-двух детей с прекращением после этого функции деторождения при сохранении всех удовольствий и наслаждений от общения полов.
      Но все это должно быть делом добровольным, безболезненным, не влияющим на дальнейшее состояние организма.
      Медицина должна побороть все болезни человека, обеспечить его созидательную способность до 80 – 90 лет и спокойную, безболезненную смерть во сне.
      Наука еще не научилась воспроизводить многие процессы, происходящие в живой природе. Флора  извлекает необходимый для жизни углерод непосредственно из воздуха. Реально поэтому поставить задачу: освоение промышленного производства углеводов – сахара, крахмала, спирта, муки и других продуктов непосредственно из воздуха и воды, поскольку в этих средах содержатся все необходимые элементы - углерод, водород, кислород, азот, кальций и все другие микроэлементы, необходимые для жизни человека.
      Человек извлекает из внешнего мира энергию в виде поглощаемой им пищи. Но не вся пища поступает в кровь, а лишь та, которая нужна организму. Каждый же орган человека извлекает из крови лишь то, что нужно этому органу.
      То ест, пленки и слизистые оболочки, обволакивающие  органы, являются своего рода контрольно-пропускными пунктами, которые вводят в орган нужные и выводят из него не нужные вещества.
      Если бы наука и техника научились производить в промышленном масштабе подобные пленки, вопрос обеспечения человечества всем необходимым был бы решен навсегда. Достаточно было бы фильтровать морскую воду, в которой в растворенном виде содержится вся таблица Менделеева.
      Очищенной водой можно было бы обводнить и озеленить пустыни, напоить мегаполисы, где воду можно было бы пить прямо из под крана, создать пресные моря и озера.
      Если же учесть, что в этих процессах будет использоваться солнечная энергия, то именно такое общество можно будет считать состоящим из ангелов, питающихся водой, воздухом и солнечным светом.
      Наука и экономика  должна связать континенты наземным скоростным, дешевым, грузоемким транспортом, например, магистралью Лондон – Париж – Санкт Петербург – Магадан – Чукотка – Аляска – Вашингтон с подземным тоннелем Чукотка – Аляска.
      Наука должна защитить «легкие земли» – тайгу, джунгли, сельву, экзотику субтропиков от уничтожения их человеком, для чего создать и освоить в промышленных масштабах материал – легкий и поддающийся обработке, как дерево, прочный и красивый, как панцири кокоса, абрикоса, персика и других косточковых деревьев, не гниющий, не горящий; не будут огнеопасными дома и мебель.
    Наука и техника должна создать, освоить и производить в промышленных масштабах материалы, удерживающие температуру в пределах 20+ 5 градусовС в реальных пределах окружающей температуры, что позволило бы построить в северных областях города, в парках и садах которых цвели бы субтропические деревья и травы.
      Задача науки и техники должна состоять не в расширении  объема производства, а в создании новых видов товаров более дешевых, более привлекательных, более надежных и долговечных, чтобы из купленных пяти электрических ламп не выходили из строя в первую неделю одна, в первый месяц еще две, в первый год – все пять; чтобы купленные автомобиль, телевизор, холодильник, жилье служили человеку всю жизнь и передавались в хорошем состоянии новому поколению, которое бы радовалось добротным старинным вещам как вещественной истории рода.
      Экономика должна быть стабильной в производстве и потреблении ресурсов, в потреблении товаров обществом, в цене товаров и валюты, потому что нестабильность, рост или убывание чего либо,  всякие изменения, связанные с повышением затраты средств и сил приводят к нестабильности бытия всего общества.
      Только в таком обществе будущего земной цивилизации станет реальностью равноправие и даже равенство всех людей.
      Только такое общество способно существовать до тех пор, пока существует земля и светит солнце.