Одна нога лучше, чем два костыля

Виктор Филалетов 2
                .

    Видимо, для того. Чтобы удовлетворить претензии молодых и ускорить их продвижение в морской практике, в перерыве между рейсами на стоянке во Владивостокском порту всем шестерым дали задание, красить борт. Малярные работы одна из основных обязанностей матросов. Они должны разбираться в  свойствах красок, уметь сочетать и подбирать их и  качественно наносить  на поверхность.  В морском воздухе все ржавеет быстрее, поэтому работы непочатый край.  Борт красится сверху вниз с обыкновенной полутораметровой доски, которая привязывается за концы и постепенно спускается вниз. Боцман Резван наверху на шлюпочной палубе отпускает столько веревки (по-морскому - конец)  сколько нужно для покраски и вновь крепит  ее за металлический леер. 

    Все кажется просто со стороны – висят за бортом шесть досок, становись и работай, но когда Ваханов встал на доску и повис над причалом без всякой страховки, ноги его начали непроизвольно дрожать.  Доска заходила ходуном. Дело в том, что под шлюпочной палубой находилась кают-компания (место для собраний и отдыха) немного выступавшая над бортом и доска, висевшая в полуметре от борта, не касалась его. Левой рукой необходимо держаться за трос, на котором висит банка с краской, а правой красить, не обращая внимания на зыбкую опору под ногами. Вторую часть предназначенного к покраски красишь уже левой рукой, вцепившись в правый  трос. Но чтобы перецепиться, нужно переложить кисть в другую руку и отцепиться от левого, так как до правого троса рук не хватало  сантиметра 3-4. Для незакалённого второго класса это был поистине тихий ужас.

    Однако рубеж самого страшного еще не был пройден:  Чтобы опуститься вниз метра на полтора для следующей покраски борта, надо крикнуть боцману:

   - Майна (вниз).

    Боцман набирает шлаги конца в руку и резко на полтора метра опускает стоящего на доске маляра, вызывая в нем ощущение невесомости почти до остановки сердца. Бледность лица мгновенно передается пальцам вцепившимся в веревку - последнюю надежду жизни. Доска рядом принимает вертикальное положение  и ждет, пока боцман не опустит второй конец. Через некоторое время все начинается сначала. До вожделенного причала еще несколько таких нырков.  Как мухи в патоке, тяжко барахтались не созревшие мореманы в густой клейкой массе страха. После обеда продолжить работу все шестеро дружно отказались. Тем не менее опыт, приобретенный в школе жизни не пропал даром – через три месяца им вернули, присвоенный Килийской моршколой первый класс.

    Наверно это был необходимый испытательный срок. Но это было потом, а сейчас посрамленные салаги несколько дней ловили на себе сочувственные взгляды товарищей. Робость, конечно, качество отрицательное. Робким человеком помыкает любой проходимец, но против природы не попрёшь и сразу себя не переделаешь. Однако вскоре   ребята доказали, что они не хуже других, заняв первое место на шлюпочных соревнованиях. Три шлюпки были с «Советского Союза» и несколько со стоящих на рейде судов. Здоровые крепкие килийцы, не пропитанные еще вином и другими ослабляющими организм пороками, не дали ни каких шансов бывалым тихоокеанцам.

    Состязания проходили в длинной узкой бухте Золотой Рог севернее пролива Босфор Восточный Японского моря, вонзившейся аппендицитом в материк. Удобное место стоянки судов, поэтому Владивосток, дабы заслуженно носить звание морского порта, вплотную обнял ее с обеих сторон. Многочисленные торговые и рыболовные суда, бороздящие тихоокеанские воды и другие моря,  нашли здесь свой дом и прописку, а также  больницы  в виде судоремонтных заводов. Для такого количества рабочих мест постоянно нужны подготовленные кадры. 

    Ваханов знал, что в городе есть Высшее мореходное училище и были мысли продолжить образование. Он имел преимущество, как отличник, поступить без вступительных экзамен. В то время нужда в студентах, вероятно, была большая, если судить по тем, кто там учится. С одним из таких курсантов, проходившем практику, он познакомится  на пароходе Невастрой.  Николай Панаугье, так звали  его, был представителем   северных народов СССР – эскимосов. Это последняя уходящая с Земли древняя народность наравне китайцами, финнами, венграми, монголами, которые существовали после Атлантиды. Он рассказывал, что имя «Николай» ему дали уже во Владивостоке, а родное имя  Панаугье -  сделали фамилией, поскольку дикие северные люди вполне обходились одним именем. Жили в чумах на полном само обеспечении. Олени, жертвуя своей жизнью, давали им питание и одежду стойкую против морозов. Кухлянка одевается  только на голое тело. Кто-то рассказывал из русских гостивших там, что, если одевали кожаную одежду на трико, мерзли неимоверно. Питались  аборигены не только сырой олениной, но и разнообразили меню рыбой, Ледовитый океан рядом. Летом закапывали ее в яму, а зимой доставали  протухшую «копальку», так назывался  этот деликатес, и с наслаждением ели. Говорит, за уши не оторвешь.

    Все это он рассказывал, когда вместе с матросами они очищали железную палубу от многолетней  ржавчины, отбивая огромные куски ее. Ужинать и ночевать он отправлялся в училище. В последний день практики, уходя, будущий капитан украл штаны у матроса, но был задержан на трапе. Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.

    Работа – это приобретение опыта жизни, а учеба по профилю как бы задержка в пути, чтобы потом наверстать упущенное на более высоком уровне. При этом путь сращивается с судьбой надолго и без совета сделать   ответственный шаг дальнейшей учебы не обойтись. Сначала Витя обратился ко второму помощнику капитана, но тот почему-то не одобрид его желания. Тогда он пошел к главному боцману «Союза» с тридцатилетним морским стажем:   
   - Не связывай свою жизнь с морем, - наложил он вердикт. Этого было достаточно.