Заседание Военного Совета округа

Анатолий Комаристов
 
               
В 1972 году  я служил в Алма-Ате в должности начальника 17 Военно-врачебной комиссии САВО. Однажды меня срочно вызвал начальник Организационно-мобилизационного управления (ОМУ) штаба генерал-майор Марышев и предупредил, что в ближайшие дни состоится Военный Совет.

Сказал, что на Совете среди прочих вопросов будет обсуждаться состояние лечебно – оздоровительной работы среди подростков и подготовки юношей к военной службе.

Попросил подготовить подробную справку о положении дел в Казахстане, Киргизии и Таджикистане за последние три года и быть готовым к выступлению с кратким докладом (не более пяти минут!) и конкретными предложениями по обсуждаемым вопросам.

Дело в том, что окружная военно-врачебная комиссия тесно сотрудничала с ОМУ штаба.  Офицеры   комиссии постоянно ездили с офицерами  управления по военным комиссариатам трех республик, проверяли состояние этой работы в военных комиссариатах, гражданских лечебных  учреждениях - детских поликлиниках, подростковых кабинетах.

Марышев сказал мне, что в работе Военного Совета будет принимать участие Член Политбюро ЦК КПСС Первый Секретарь ЦК КПСС Казахстана Д.А. Кунаев, министры здравоохранения и военные комиссары республик.

Дал понять, что аудитория будет очень солидная и просил подойти к подготовке доклада ответственно. Я и сам понял, что «компания» собирается не простая и готовить подробную справку и краткий доклад  для выступления придется очень тщательно.

Люди, занимающие высокие должности, не читают длинные тексты и не любят слушать долгие выступления! Попробуйте в течение пяти  минут довести до сведения такой аудитории массу информации по трем республикам за три года!

Короче,  несколько дней и ночей я, мой заместитель полковник Э.М.Якубов, старший инспектор подполковник В.М.Калмыков готовили справку-доклад и текст моего краткого выступления.

Накануне дня заседания Военного Совета я показал все документы генералу Марышеву. Он одобрил их, и первые экземпляры у меня забрал.

На заседание Военного Совета округа меня пригласили впервые. Мне понравилось, как заинтересовано и бурно обсуждался главный вопрос – «Состояние воинской дисциплины в частях округа».

Заслушали доклады командиров соединений и отдельных полков, в которых «дисциплина хромала», начальника Алма-атинского Высшего общевойскового комндного училища. Многие докладчики прямо по ходу их выступлений  были в довольно резкой форме строго предупреждены Командующим округом генералом армии Н.Г.Лященко и членом Политбюро ЦК КПСС  Д.А.Кунаевым.

Для обсуждения наших вопросов времени осталось мало, но министры здравоохранения и военные комиссары всех республик выступить успели. Мне слова не дали и, Слава Богу!

С заключением выступил Командующий округом Н.Г.Лященко, а итоги подвел Д.А. Кунаев. Его выступление было очень эмоциональным и довольно резким. Многим командирам  досталось, как говорят, «по полной программе», но надо честно сказать - по делу.

На следующий день мне позвонил секретарь  Военного Совета (я хорошо знал его)  и попросил привезти ему справку-доклад и текст моего выступления для приобщения к материалам заседания Военного Совета. Почему он не взял их у генерала Марышева – я не знаю…