Рецензия на книгу Гиляровского Москва и москвичи

Сашенька Лобыкина
Москва  и  москвичи»  –  книга  известного  журналиста  Владимира  Алексеевича  Гиляровского,  описывающая  традиции,  быт  и  нравы  Москвы  второй  половины  XIX  –  начала  XX  столетия.  Этот  сборник  очерков,  названный  современниками  «энциклопедией  русской  жизни   рубежа   веков»,  впервые  был  издан  в  авторской  редакции  в  1926  году.
На  страницах  этой  интереснейшей  книги,  которая  произвела  на  меня  неизгладимое  впечатление  колоритностью  языка,  невероятной  яркостью  образов  и  потрясающей  детализированностью,  автор   раскрывает  перед  читателями  все  подробности  и  тонкости  жизни  москвичей  самых  разных  профессий  и  социальных  слоев:  от  воров  и  нищих,  обитающих  в  районе  Хитрова  рынка,  до  вельможных  посетителей  Английского  клуба.
Подобная  масштабность,  свидетельствующая  о  любознательности  и  искренней  любви  Гиляровского  к  величавой  и  нищей  столице,  потрясает.  Ведь  он  в  своих  очерках  не  побоялся  указать  на  разнообразные  общественные  проблемы,  не  читая  нравоучений,  а  ограничиваясь  меткими  фразами,  в  которых  часто  сквозит  печаль:  «С  площади  слышатся  пьяные  песни  да  крики  «караул».  Но  никто  не  пойдет  на  помощь.  Разденут,  разуют  и  голым  пустят».  Однако  и  в  таких  местах  раздолья  голи перекатной,  встречаются  люди  честные,  не  способные  на  обман  даже  в  экстремальной  ситуации. Таков  Касьян,  родившийся   и  выросший  на  Хитровке.  Он  не  мог  брать  чужое,  не  смог  из-за  этого   «продвинуться  по  служебной  лестнице» –  из нищих  в  воры,  но,  в  конце  концов,  обрел  благосклонность  Фортуны,  став  капитаном  дальнего  плавания).
Одной  из  целей  автора,  которую  он  поставил  перед  собой  при  написании  своего  произведения,  было  не  только  живописать  Москву  с  ее  ворчливыми  извозчиками,  бравыми  пожарными,  лихими  студентами,  ловкими  банщиками,  степенными  купцами,  вечно  голодными  любимцами  муз¬  –  художниками,  но  и,  вплетая  в  свое  произведение  судьбы  конкретных  людей,  показать  читателям,  что  в  каждом,  даже  опустившемся   ближнем,  все  же  есть  положительные  черты.  Надо  только  суметь  их  разглядеть…
В  своем  путешествии  по  трущобам,  кабакам,  ресторанам и клубам,  Гиляровский  не  обошел  вниманием  даже …. московскую  канализацию,  а  точнее,  почти  полное  ее  отсутствие.  Состояние  подземелий,  наполненных  нечистотами  сверх  всякой  меры,  привело  журналиста  в  ужас: «Локти  и  плечи  задевали  за  стенки  трубы. Руками  приходилось  крепко  держаться  за  грязные  ступени  отвесно  стоявшей,  качающейся  лестницы,  поддерживаемой,  впрочем,  рабочим,  оставшимся  наверху.  С  каждым  шагом  вниз  зловоние  становилось  все  сильнее  и  сильнее…» Вскоре  после  того  памятного  путешествия  по  подземельям Неглинки,  Гиляровский  написал  целую  серию  статей  об  их  бедственном  положении,  наделавших  шуму  в  правительственных  кругах.  Неглинка  была  перестроена.  И  уже  в  следующий  свой  поход  в  подземный  мир  столицы, он увидел  совершенно  другую  картину:  «По  всему  желобу   настлан  деревянный  помост,  во  время  оттепели  все-таки  заливавшийся  местами  водой.  Работы  уже  почти  кончились,  весь  ил  убран,  и  подземная  клоака  приведена  в полный порядок».  Вот  она,  сила  слова  печатного,  в  действии!
Наиболее  сильное  впечатление  на  меня  произвели  те  главы  книги,  где  автор  в  красках  описывал  царство  кабаков  и трактиров  Москвы  и  бурную жизнь в московских банях, где, поистине, за деньги могли выполнить  «любой каприз»;  о  наличии  таких  услуг  в банях  девятнадцатого  века,   я  раньше   и  не  подозревала!  Оказывается,  там  не  только  парили  клиентов,  но  и  массажировали,  вправляли   кости,  пускали  больным  кровь,  консультировали  у  местных  знахарок  и  брили  за  приемлемую  цену.  Конечно,  многое  зависело  от  статуса  бани:  знатные  клиенты  могли  рассчитывать  на  зеркала  и  шведский  стол  в  предбаннике,  а  простому  народу  приходилось  довольствоваться  худым  веником  и  постоянно  опасаться  за свое имущество:  в  любую  минуту   оно  могло  исчезнуть  в  кармане  вора.
В процессе  чтения,  обратила  внимание  на  одну  очень  интересную  деталь:  из-за ощутимого  расслоения  общества,  такому  же  расслоению  подвергалось  все,  даже  те  же  трактиры  и  кабаки.  При этом,  каждое заведение  подобного  рода,   имело свои любопытные особенности,  Большую  роль  играла  и  личность  самого  владельца.
Так,  в  одном  из  трактиров,  чей  хозяин  был  старообрядцем,   посетителям  строго  запрещалось  курить  и  буянить,  в  другой,  под  названием  «Яр»,  отпрыски  знатных  дворян  порой  специально  приезжали  только  для  того,  чтобы  послушать  знаменитых  на  всю  Москву  голосистых  певиц,  под  руководством  суровой  и  расчетливой  Анны  Михайловны,  строго следившей  за  своими  «девочками»  и допускавшей  приличные  «амуры»  с клиентами  только  в  том  случае,  когда  это  было  выгодно  ей  самой. А  в  третьем  трактире,  где  обслуживали  исключительно купечество,   было  принято,  обсуждая  подолгу  дела,  говорить  шепотом  и  только  потом  заказывать  себе  легкий,  но  сытный  завтрак,  состоящий  из расстегаев  с  гречневой  кашей  и  чая.  Пить,  а  уж  тем  более  устраивать  кутежи, считалось  дурным  тоном.
В  заключение,  мне  хотелось  бы  добавить,  что  после  прочтения  этой  замечательной  книги,  я  стала  лучше  ориентироваться  в  родном  городе!
 Всем,  кто  хочет  иметь  представление  о  том,  чем  жила  и  дышала  раньше  старая  Москва,  как  говорили  и  чем  заполняли  досуг  ее  жители,  я  рекомендую  прочитать  эту  великолепную  книгу, написанную  с  любовью,  обстоятельностью  и  мягким  юмором!