Трампарк

Клавдия Наумкина
               
                Рассказ

   Многие годы мне изредка вспоминался детский фильм-сказка под названием "Принцесса с золотой звездой". Из сюжета в памяти оставались лишь наличие на лбу принцессы золотой звёздочки да шубка, сделанная из мышиных  шкурок. Каков же сюжет фильма и что меня могло в нём так потрясти, если я даже во взрослом возрасте вспоминала о нём, долго не могла понять. Детская память во многом интерпретировала события, разворачивающиеся в фильме, но не давала понятия того, что же так взволновало меня при его просмотре.

   И вот недавно я наткнулась в интернете в числе сказок, выставленных для просмотра с детьми, и на этот столь долго интригующий мою память и воображение фильм. Я ведь его смотрела в кинозале всего один раз.

  Увиденное меня больше удивило, чем заинтересовало. Старый добрый фильм-сказка производства Чехословакии, совсем мне неизвестные актёры и довольно скромный сюжет, повествующий о победе добра над злом. Есть ведь более сильные для детского восприятия фильмы. Чего стоил только в тот период "Человек-амфибия" с Владимиром Кореневым в главной роли. Я смотрела его, наверное, раз десять. Или "Алые паруса"...

   А вот поди ж ты, запомнился именно этот -- "Принцесса с золотой звездой". По некоторому размышлению я неожиданно пришла к выводу, что не сказка меня тогда так поразила, а понимание того, что я перешла в своём детстве на новый уровень взросления. Родители меня стали отпускать  в кино с ровесниками. Наверное, это было летом  перед поступлением в первый класс или осенью, когда я уже училась...

   Наша 19-я средняя школа была расположена рядом с трамвайным парком. Как говорили, она существовала и до Великой Отечественной, а может быть, даже до революции (естественно, здание). В те годы я над такими вопросами не заморачивалась, о чём сейчас жалею.

   Вдоль фасадной части школы пролегали трамвайные рельсы, справа заворачивая на Пионерскую, а слева, через дорогу, скрывались за воротами, сделанными из металлических труб. Потому что за ними начинался трамвайный парк, куда отправлялись на отстой закончившие смену вагоны или выезжали другие, начинавшие работу.

   В пору моего детства от трампарка по Пионерской до пересечения с улицей Ленина ходил трамвайный вагон, который тогда звали "пятачок". Он мне запомнился тем, что высоко под потолком на поручни были прикреплены брезентовые ремни для того, чтобы люди могли держаться за них во время движения. Как только вагон прибывал на конечную остановку, вагоновожатая переходила в  хвостовую часть, в которой тоже была кабина водителя, и вагон двигался назад до остановки у школы. Трамвай во время движения скрипел, шуршал, подавал скрежещущие звуки, если на путях оказывались животные или люди... Это было ещё одно открытие в моём взрослеющем миропонимании...

   И вот я сделала очередной шаг в своё взросление. Мне разрешили одной, без взрослых, идти в трампарковский дом культуры на просмотр фильма.
 
   Тогда дома культуры были одним из знаковых мест в культурном воспитании населения. Все крупные предприятия старались организовать места досуга для своих сотрудников и членов их семей, а заодно и для местных жителей.

   В те годы популярность походов в кинотеатры была непревзойдённой по сравнению с другими видами культурного досуга. А потому и в доме культуры трампарка периодически демонстрировались кинофильмы. Перед этим на стенде у трампарка вывешивалась афиша.

   И в назначенный час окрестная детвора, да и взрослые приходили к воротам трампарка, дежурные на проходной открывали ворота, и потенциальные зрители шли вдоль рельсов вглубь двора, где находились собственно депо и располагался дом культуры.

   Всего десять копеек стоил билет на дневной сеанс, но сколько эмоций приносил сам просмотр фильма. Сомневаюсь, что нынешнее поколение детей, избалованное всевозможными гаджетами, свободным доступом в интернет-пространство, может ощутить даже сотую часть того восторга семилетней души, когда в зале гас свет, а на экране появлялся под бравурную музыку вначале киножурнал "Новости дня". Вряд ли мы что-то понимали из сюжетов журнала. Но в нём отражалась жизнь таких же простых людей, как и наши родители, показывались их достижения, а в журнале "Фитиль" высмеивались негатив и косяки жизни того времени. Всё это было так знакомо и понятно... Потому что и пьянство, и хулиганство, и бандитизм, и воровство, и спекуляция, и обычное разгильдяйство, и блат, и взятки -- всё это было рядом, всё это видели с детства и вполне правильно реагировали...

   Сколько же фильмов мы со сверстниками с улицы и одноклассниками посмотрели в этом доме культуры!Ведь он был, как теперь говорят, в шаговой доступности. Но... Как и во все времена, в любом обществе не обходится без нравственного уродства, без злобы, зависти, желания хоть чем-то отравить жизнь окружающим...

   Однажды мы узнали, что больше в доме культуры трампарка фильмы демонстрировать не будут. Из разговоров взрослых поняла то, что какие-то хулиганы, под видом зрителей вечернего сеанса, проникли в депо, что-то там натворили и даже подожгли вагон... Естественно, руководство трампарка провело разбирательство и приняло решение закрыть свободный доступ в дом культуры и прекратить демонстрацию фильмов. Возможно, были и другие причины...

    Потом школьники не раз ходили в этот дом культуры на торжественные мероприятия. Кого-то принимали в пионеры, бывали какие-то концерты. Но всё это было уже не то...

    Рядом с трампарком располагался продовольственный магазин. Его в народе так и звали "Трампарковский". Сюда я почти ежедневно ходила за покупками. Родители были целый день на работе, и нам, детям, поручались определённые задания. Купить хлеб, сахар, маргарин или комбижир, который тогда уж больно расхваливался и производился, наверное, из того же пальмового масла, что и теперь большинство так называемого сливочного.

   В хлебном отделе в столешницу был вделан специальный нож для хлеба. Думаю, он оставался в магазинах ещё с войны, когда хлеб выдавался по карточкам, и его резали на половинки, четвертинки и даже восьмушки. Но и во времена моего детства этот нож был в постоянном ходу у продавца хлебного отдела. У людей было очень мало денег, чтобы позволять себе роскошь брать целую буханку или батон, если знали, что весь он не будет использован в еду.

    В этом магазине я впервые увидела, как поменяли весы с двумя чашами и гирями на более современные, где стрелка за стеклом показывала вес купленного продукта. Конечно, и здесь использовались гири, но стрелка была видна с одной стороны продавцу, а с другой -- покупателю. В больших полукруглых прилавочных витринах (видимо, в них были холодильные установки) лежали на эмалированных подносах большие кубы сливочного масла и шоколадного, маргарина и комбижира, коричневатой халвы... На витринах за спиной продавца высились пирамиды банок со сгущёнкой, в прозрачных банках макароны и макаронные изделия, конфеты, сахарный песок, пиленный сахар, кусковой, шоколад на развес, крупы...

   Сливочное масло тогда брали понемногу. В домах редко у кого был холодильник. И я любила наблюдать, как из коробки извлекался очередной куб масла, отворачивалась в стороны пергаментная бумага и на его верхней стороне продавец делала вилкой волнистый узор. А потом острым ножом отрезала масло небольшими кусочками, взвешивала на весах...

   А потом мой путь лежал домой. И можно было выбирать: или идти по улице Спокойной, вдоль школьной ограды, потом мимо домов и смотреть на противоположную сторону, где ограждённые каналом и высокими зарослями акаций располагались сады. И где напротив конца Сунженской через дорогу высилось сооружение под названием мельница. Была она в рабочем состоянии, и горожане приезжали туда, чтобы размолоть для скота зерно. Наверное, там и муку мололи, но для меня весь этот процесс был непонятен и потому неинтересен. А дальше вдоль дороги, но за каналом стояли дома хутора. И вот этот хутор меня притягивал своей таинственностью и отстранённостью.

    Своим детским умом я никак не могла понять, как живущие там люди попадают в наш городской мир, если они отрезаны от нас водой и высокими деревьями. И  я представляла себе фантастические картины их тамошнего обитания, казалось мне, такого не похожего на наше...

   А ещё от школы можно было идти по Лабораторной, у фабрики, где работали мама и  тётя, сворачивать вправо на Фруктовую, а там уже через квартал начиналась Сунженская и знакомые места...

   Со временем трампарк расширялся, появлялись современные трамваи, образовывались новые маршруты... А в памяти так и остался тот, чьи ворота радушно распахивались для окрестной детворы, пришедшей посмотреть очередной кинофильм. И моя память опять ведёт меня вдоль рельсов к тому притягательному зданию дома культуры, где за десять копеек я вновь окунаюсь в таинственный и великолепный мир сказок и приключений...

    Моего города давно уже не существует. Нет, названия некоторых улиц ещё остались. Но нет того духа времени, того смешения народов, выброшенных войной из привычной среды обитания, лишившихся не только своих домов, предметов быта, своей земли, но даже и понимания  того, для чего жить дальше. Ведь многие ломались тогда именно от того, что не могли понять себя, вписаться в этот новый мир чужого города, принять его как свой, адаптироваться в нём и продолжить жизнь...

Юхнов, март 2018г.