Объяснили, на свою голову

Михаил Желамский
Эссе

     Меня сначала учили в школе и в институте, что последний российской царь был кровопийца, да и все предыдущие тоже, ну может быть за исключением Петра да и Екатерины маленько. Но, в общем, режим был так себе, не шибко чтобы за рабочий класс, да за крестьян. А большевики молодцы – говорили мне тогда советские пропагандисты всех мастей, да и не только мне  - перевернули все на правильный лад, и началась счастливая для всего народа жизнь со светлым будущим…
     Потом к нам пришел мировой капитал – что можно забрал себе, остальное разрушил, и говорить вокруг стали уже иначе. Мол, это император - то был как раз за людей, и погиб за них, а большевики – наоборот, плохие, власть захватили, все разрушили, да и народу потом угробили во множестве, да без особых оснований – так, из вредности. Тут уже остатки и потомки большевиков вскрикивали, что они войну выиграли, атомную бомбу сделали, и справедливость была, которой уже совсем не стало сейчас.  Да еще церковь наша добавила вопросов, причислив последнего императора к разряду святых.   
     Вот и разберись тут! Так бы и жили все в неведении окончательном, то к одному берегу примыкая, то к другому по мере течения жизненного процесса.  Но хорошо хоть, что столетие революции грянуло неожиданно, и опять заговорили все, каждый на свой лад, а ладов теперь много стало – от всех сторон представители, да еще вольные слушатели вроде меня, да студенты молодые, и церковь тут как тут оказалась, и многие другие недоубеждённые никем…
     Начались бесчисленные ток – шоу как аудио по радио, начиная с зарубежной пропаганды, так и видео по телевидению, где православные каналы заняли далеко не самую пассивную и смиренную позицию, а скорее наоборот, скорее возглавили дискуссию в одной из самых острых форм.
     Сердце мое, и уши мои открылись полностью навстречу этим дискуссиям, и стал я впитывать разнообразные позиции, недостатка в которых никак не было.  Мне было интересно, мне всегда интересно слушать и сравнивать если есть кого, я тут явно было.
     Говорили историки, литераторы, журналисты, представители власти, учены опять же, артисты, режиссеры…
     Наиболее активных участников многочисленных дискуссий на тему оценки исторического процесса в России и его перспектив я запомнил. Здесь и академик Пивоваров в роли обобщающей «тяжёлой артиллерии», госпожа Нарочницкая никому спуску не давала, историк Чавчавадзе женского рода, артист Назаров, режиссеры Бортко и  Михалков в разных передачах, журналисты Мамонтов и Куликов, московский профессор Спицин и многие другие уважаемый люди высказывали свои обоснованные суждения, давая тем самым редкую возможность накапливать и анализировать информацию  от разных точек зрения, что и позволило мне в конце концов нащупать ту общую ниточку, связавшую известные, в общем – то, но разрозненные  факты в общую логическую последовательность, оригинальность которой и побуждает меня писать эти слова как обычно для памяти, и чтобы не утерять полезную информацию в потоке встречных событий, в которых недостатка пока нет.
     Так вот, из многочисленных дискуссий  прошлого, юбилейного года, путем анализа, многократного просеивания и накопления информации, я, наконец, уяснил для себя следующее…
     Задолго – задолго до революции, но, впрочем, и не так уж – за какие-то полвека с небольшим, император Александр II долго не решался подписывать указ об отмене крепостного права. С одной стороны его пугали непрекращающиеся крестьянские волнения, вызванные явно несовершенной и абсолютно  отсталой от цивилизованной Европы системой крепостничества, веками сдерживающей развитие России. В западных странах аналогичная система собственности на подданных безусловно существовала  тоже, но спокойно растворилась под требованиями прогресса еще несколько веков назад.  Дух пугачёвщины еще был свеж по всей стране, и пугал действующую власть.
     С другой стороны, Александр  боялся дворцовых переворотов со стороны недовольного дворянства, поминая своего прадеда, не подумавшего во-время о таком возможном исходе царствования.  Понятно, что те дворяне и помещики и слышать не хотели о свободе для крестьянства, тоже подливая тем самым свою долю масла в разгорающийся огонь народного недовольства. Крепостные крестьяне были основным источником их материального благополучия, лишиться которого было немыслимо для помещиков, несмотря на громкие призывы прогрессирующего мира к свободе, равенству и братству. Ах, что бы им прислушаться, хоть в какой-то степени, хоть немного – все могло бы повернуться совершенно иначе…   
     Но нет! Известно, и широко описано в доступной литературе, что на одном из дворянских собраний Александр II малодушно заявил, что мол – не бойтесь, уважаемые Господа дворяне, никакой свободы крестьянам не будет…
     Как сказал, так и сделал. Указ от февраля 1861 года был усеченным, нерешающим проблемы, и явно конформистским. Крестьяне получали свободу от помещика, якобы – но только на той земле, к которой они были приписаны ранее. А земли той после «дарованной» свободы у крестьян стало еще меньше, так как помещики по понятным причинам захотели взять своё, потеряв прямое влияние на крестьян. За полученную землю полагалось платить уже государству столько, что по тем «милостивым» кредитам крестьяне выплачивали бы свой долг до середины XX-го века. И, наконец, властью была ловко придумана круговая порука, вяжущая крестьян по рукам и ногам – община, без решения которой нельзя было сделать ни шага. Таким образом, после получения долгожданной «свободы» жизнь российских крестьян стала еще хуже и труднее, чем до неё.
     В результате, Александр II своей реформой не успокоил недовольное крестьянское население страны, а лишь добавил проблем как для них, так и для себя самого, за что и поплатился вскоре сам, а за ним и вся страна до сих пор…
     Участь России была решена – бездельные, малообразованные и совершенно не прогрессивные помещики, возглавляемые слабовольным и не чувствующим ситуации императором, дали повод для фатального и неустранимого недовольства  крестьянского населения действующей властью.
     Игнатий Якимович  Гриневицкий – выходец с Могилёвской земли, чуть ли не наш земляк, тоже небось из панцырных бояр, да и фамилия похожа  – наверняка прекрасно понимал крестьянские проблемы как по своему происхождению, так и по политическим пристрастиям тех времен. В 1881 году от имени революционной организации «Народная воля» метнул - таки бомбу под ноги императора, запоздало пытаясь принудить власть к действительно демократическим реформам в России, направленным на социальное преобразование общества.   
     Но было поздно, огонь недовольства народа разгорался все сильнее, и одной бомбы было явно недостаточно для того, чтобы его затушить.
     Тут нужно четко и ясно определить основную причину не прекращающегося крестьянского недовольства в те времена – недостаток земли, которую так и не удалось решить до самой революции 17-го года. И это чрезвычайно удивительно, и наводит на самые острые конспирологические   мысли. Даже сегодня по российской земле можно ехать практически в любую сторону сутками, и видеть за окном непрекращающиеся дремучие леса, никем не занятые. А в те времена и подавно – уж чего – чего, а свободной земли в России всегда хватало. И в этой ситуации властям нужно было очень постараться, чтобы «дефицитом» земли довести крестьянское население до полного исступления, которым и воспользовались потом наши большевики.
     Последующие за взорванным императоры - как Александр III, так и Николай II – все видели, наверняка понимали суть проблемы, но не захотели и не смогли ничего изменить направляя, тем самым,  Российской корабль прямиком на рифы революции.  Тут мы приближаемся к следующему весьма, на мой взгляд, любопытному обобщению.
     Годы шли, ничего не менялось в отношении власти к крестьянству, которое накапливало свой грозный и разрушительный потенциал в ожидании лишь спускового крючка, который, как мы знаем, не заставил себя ждать. Киселёвская переселенческая реформа не помогла – это известно даже по опыту наших прямых предков, отъезжавших в Сибирь с родных мест. Последний шанс России в виде реформы Столыпина был исчерпан выстрелами террориста Богрова, кстати, в дни празднования 50-летия отмены того же самого крепостного права – вот те и на...
      И вот, грянуло, рвануло, взорвались народные силы под действием хорошо «подготовленного» властями и совершенно правильно использованного революционерами тезиса – «Власть – народу, землю – крестьянам, фабрики – рабочим», полетели во все стороны клочки, как от власти, так и от церкви и от тех помещиков. Этого призыва к простой человеческой справедливости оказалось достаточно, чтобы сорвать, как сейчас говорят – «крышу» с десятков миллионов людей, обижаемых властями на протяжении длительного периода времени. Как можно было этого не понимать? Удивительно!   
     А дальше была гражданская война. С одной стороны – обиженный народ, которому конкретно пообещали решение вековых проблем. А с другой стороны кто? Вот тут и есть самое интересное! Если счистить с этого вопроса всю пыль времён и пропаганды, враньё историков и лицемерие властей, то со всей очевидностью оказывается, что с другой стороны оказались те самые помещики, которые и довели Россию до краха, которые и создавали искусственную проблему с земельным «дефицитом».  Они сначала разрушили страну своим бездействием и паразитическим образом жизни, а затем вновь собрались под знаменами белой гвардии в надежде победить народ, только что освободившийся от их вранья и угнетения. Совершенно понятно, что эта надежда была несбыточна при любых условиях – если эти люди не задумываясь разрушили страну, то выиграть в гражданской войне они тоже не могли. Одно слово - белогвардейская сволочь, показавшая свою полную бездарность всеми своими совершаемыми шагами – страну разрушили, царя предали и бросили, красным проиграли, разбежались по заграницам, и там ничего не смогли…
     Но если дать себе труд посмотреть в интернете, то легко можно увидеть, что и сейчас, оказывается, глава российского императорского дома за рубежом ждет извинений в свой адрес за судьбы России.  При всем моем вселенском миролюбии вот уже не знаю - кто и кому должен в описанной ситуации приносить извинения….   
     Теперь перенесемся обратно во времени, и вернёмся к сегодняшней жизни, где опять есть угнетатели и угнетенные, мутировавшие остатки большевиков по-прежнему взывают к справедливости, нынешние помещики – бизнесмены опять не очень думают о народе, который по-прежнему безмолвствует. Конечно, времена другие, теперь уж не рванет, скорее все несогласные тихо отойдут в мир иной. Но представим на секунду – опять! баррикады! крик души!  даёшь!!! - Господи помилуй… Ну и кто куда побежит сейчас? За белых, или за красных?    О-о-о-о-о-й, не знаю….

     Вот такое резюме получилось у меня по результатам анализа многочисленных дискуссий прошлого, юбилейного для России года революционных потрясений. Неужели Иван Бунин не понимал указанных здесь особенностей, когда писал свои «Окаянные дни», обижая там своими словами справедливо разбушевавшегося хама? А в чем тогда истинный смысл «Спаса на крови» - уже не назидательный ли он – не стоило Александру II подписывать отмену крепостного права, и жив был бы?  И что было бы тогда? А как же быть с серебряным веком? Случайно ли совпадение расцвета русской поэзии с пиком угнетения крестьянства?   Остаётся еще много вопросов, на все нужно получить ответ, или выдвинуть гипотезы, по крайней мере…

СПб,
Март 2018