Священноисповедник Стефан Бех

Вячеслав Иванович Марченко
Священноисповедник Стефан (Бех), епископ Ижевский.

День памяти:
13/26.03 – день кончины (1933 г.)

Священноисповедник епископ Стефан (Бех Валериан Стефанович) родился 13 сентября 1872 года в городе Житомире в дворянской семье.

В 1897 году окончил Санкт-Петербургский Императорский университет, юридический факультет.

В августе 1897 года принят в число студентов 1-го курса Московской Духовной академии без экзаменов на основании указа Святейшего Синода от 26 ноября 1876 года.
В ноябре 1898 года при переводе на 2-й курс уволен из академии по прошению.

С 1 июля 1899-го по 15 августа 1900 года служил в должности земского начальника 2-го участка в Яренском уезде Вологодской губернии.
С 16 января 1901-го по 1 августа 1903 года – законоучитель церковно-приходских школ в Вологодской губернии.

В сентябре 1903 года вновь принят в число студентов 2-го курса Московской Духовной академии. На втором курсе учился два года.

20 декабря 1903 года принял монашеский постриг.
5 ноября 1906 года рукоположен во иеромонаха.

В 1907 году окончил академию со степенью кандидата Богословия.

С 11 октября 1908 года – помощник смотрителя, затем смотритель в Соликамском Духовном училище в Пермской губернии.

В 1911 году возведен в сан архимандрита.

С 28 июля 1911 года – смотритель в Мингрельском Духовном училище.

С 8 октября 1913 года – смотритель в Бежецком Духовном училище в Тверской губернии.

Уволен от духовно-учебной службы с назначением протопресвитером по ведомству Военного и Морского духовенства.
С 8 октября 1914 года – протопресвитер Военного и Морского духовенства.

С 28 октября 1915 года – смотритель в Каргопольском Духовном училище в Олонецкой губернии.

В 1918-20 годах подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде.
В 1918 году преподавал в Военно-морском училище.

В 1919 году был арестован и вскоре освобожден.

9 октября 1921 года хиротонисан во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии.
Выступил против обновленчества, отказался от сотрудничества с ними.

9 ноября 1922 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
27 декабря осужден Комиссией НКВД РСФСР по административным высылкам по обвинению в "контрреволюционной деятельности".
Приговор: 3 года ссылки в Нарымский край.

На февраль 1923 года находился в Бутырской тюрьме.
Известно, что 21 марта 1923 года был в Таганской тюрьме (сохранилось его заявление с просьбой выдать ему тулуп, написанное после того, как у него украли одежду).
Он обратился с просьбой в ПКК (Политический Красный Крест) к Е.П. Пешковой: "Прошу дать мне тулуп... Еду в Северную Сибирь, а одежду у меня украли в цейхгаузе Таганск... Морозы в Нарыме свирепые..." На письме – пометка Е.П. Пешковой: "Надо выдать. Е.П.".
26 марта 1923 года он написал Пешковой письмо с выражением благодарности и поздравлением с Праздником Пасхи.
В начале 1924 года еще находился в Таганской тюрьме.

В 1924-26 годах содержался в Соловецком лагере особого назначения.
В августе 1926 года возвратился из заключения.

С сентября 1926 года проживал в Ленинграде, временно управлял Вятской епархией.
Епископ Стефан входил в состав "Параллельного Синода" в Московском Свято-Данииловом монастыре.
Служил в Ленинграде в церкви Алексия Человека Божия, с сентября 1927-го – в церкви Преображения Господня, бывшей при лейб-гвардии Гренадерском полку.

После выхода июльской Декларации 1927 года состоял в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Отказался от административного подчинения митрополиту Сергию и был отстранен от управления епархией. Относился к "непоминающим".

В 1927-29 годах – заштатный епископ, служил в различных храмах Ленинграда.
Это был епископ, пользовавшийся большим авторитетом среди верующих. Его почитали старцем-прозорливцем за его необыкновенную проницательность.
У него были духовные дети. Имел необычайное мужество говорить людям то, что думал о них и что было душеполезно и спасительно для них.

В 1929 году арестован в Ленинграде.
Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Северный край.
В 1929-32 годах пребывал в ссылке в селах Помоздино и Бадь-Ель Усть-Куломского района Коми АО.

7 сентября 1932 года был арестован в ссылке в селе Бадь-Ель и заключен в тюрьму в городе Сыктывкаре Коми АО.
21 апреля 1933 года осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по групповому "делу церковной к/р организации "Союз крестьян". Коми, 1933 г." по статьям 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР по обвинению в "создании к/р монархической церковной организации "Союз крестьян" и руководство этой организацией".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел с заменой на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

26 марта 1933 года, до вынесения приговора, скончался в тюрьме в городе Сыктывкаре.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С.237-238.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 993.
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. С. 765.
4. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 253.
5. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С. 298.
6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 4.
7. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 140.
8. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907 г. СПб., 1907. С.101.
9. Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись. С. 41.
10. Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184 с. С. 742.
11. Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008 с. С. 603-613.
12. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С. 121-123.
13. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.8409. Оп.1. Д.4. Л.347.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.88.
3. ГА РФ. Ф.8409. Д.16. Л.56.