Эх!!! Тормози

Елена Андреевна Рындина
       И какой русский не любит быстрой езды? Я. Абсолютно не люблю и не приемлю бесшабашного свиста колёс и запоздалого стона тормозов. И поэтому с детства внушали мне почтение «дяденьки» (а теперь - «мальчишки» - так неумолимо время!), перепоясанные белыми ремнями и вооружённые зеброобразными палками. Все мы - рабы привычек. Чувство уважения в чью-то сторону в нас (с детства - с подачи взрослых) часто сродни страху. А это удлиняет дистанцию между людьми. Возможно поэтому, будучи человеком достаточно коммуникабельным и не особо обременённым комплексами, как-то не удосужилась я поближе познакомиться с представителями милицейской профессии, именуемыми в народе «гаишниками». Хотя что мешало? Ведь семнадцать лет отработанного милицейского стажа не порицало подобных контактов. Но...
       Лучше поздно, чем никогда!
       А потому спускаюсь на первый этаж здания Ярославского РОВД Ярославской области, где расположены кабинеты отделения государственной автомобильной инспекции (отсюда у ГАИ и «ноги растут»).
       В одном из них, очень мило и со вкусом обставленном, сидит ( после того, когда его  удалось выловить из соседнего кабинета, где он с утра что-то выяснял и конкретизировал) главный государственный автомобильный инспектор Ярославского муниципального округа майор милиции Александр Васильевич Чаркин.

СПРАВКА.
       Чаркин А.В., 1955 года рождения. Место рождения - г.Ярославль. Юрист-правовед, ранее - техник-механик по оборудованию станков. Женат на женщине с замечательным именем Надежда, обладающей перспективной профессией экономиста. Имеет детей-школьников (сына Алёшу 16 лет и дочь Олю 12 лет). Занимается греко-римской борьбой, к чему приобщил и наследника своих мыслей. Хотела сказать - капиталов, но их особых нет, так же, как и престижных квартир: перечисленное семейство из четырёх человек вместе с тёщей хозяина занимает «трёшку» площадью в 35 кв.м.

       При всём этом улыбчивый майор очень оптимистично смотрит в будущее и намерен сам внести лепту в его палитру. Я поняла это, обменявшись с ним девизами. Мой: «Что ни делается, всё - к лучшему». Его: «Если не я, что кто же!» Наверное, поэтому вверенное ему отделение одно из немногих в Ярославской области медленно, но уверенно улучшает свои показатели. Факты - упрямая вещь.
Не я, к сожалению, придумала, но хорошо сказано.


СПРАВКА.
       За 1994 год на территории Ярославского района произошло 143 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 38 человек, а ранено 168. За 1995 год в 140 аналогичных происшествиях погибли 32 человека.

       «Подумаешь!» - скажет кто-то - «Велика разница!» Огромна! Если, конечно, по-настоящему подумаешь. На целых шесть могил вырыто меньше. Десятки людей не лишились безвременно своих детей, родителей, близких родственников, надёжных друзей. Они приберегут свои слёзы для другого случая. И (Дай Бог!), чтобы у каждого было как можно меньше таких перспектив. Ценнее меры, чем человеческая жизнь, я не знаю. Есть другие мнения?
       Не зря 10 ноября 1995 года награждён Александр Чаркин значком «За отличную службу в МВД». На фотографии, которую, по мой просьбе, сделали к данному репортажу, его китель не украшает эта награда (как и многие другие) по той простой причине, что не приготовился он к парадному позированию, заметив при этом по-мужски грубовато-застенчиво (есть такая эмоциональная изюминка в представителях сильного пола): «Да, ладно...» А мне было жаль неудачного стечения обстоятельств: как все сороки и женщины, люблю блестящее (особенно, правда, серебро - не золото). Главное же в том, что были бы они к случаю - эти награды: подошли бы к лицу и деяниям их обладателя. Но, по прошествии времени, тот самый «внутренний голос» намекает, что герой моего повествования, даже если бы его трижды предупредили о готовящейся фотосъёмке, не пришёл бы на службу «при параде». «Забыл» бы награды...
       «Рыба тухнет с головы» - гласит мудрость народа. Она и расцветает не с «хвоста». И если Александр Васильевич - «голова», то «тело» его подразделения, состоящего из 31 человека (кстати, вместо положенных 88 — это, если учесть все приказы и нормативы, которые у нас будут выполняться в «никаком году»), никогда не загниёт. Хотя до «хвоста», как мы выяснили не хватает аж пятидесяти семи сотрудников... И тем не менее:

СПРАВКА.
       За 1994 подчинёнными А.В.Чаркина составлено 605 административных протоколов за управление автотранспортными средствами в нетрезвом состоянии. За 1995 год аналогичных протоколов 850. За первый квартал 1996 года (как всем понятно, достаточно «мёртвый сезон») их уже 105. Ясно, что на достигнутом ребята не остановятся...

       С 1992 года начал создавать майор Чаркин свой коллектив. И создал. Со своими успехами и традициями. С преодолением определённых трудностей (как без этого?). Сегодня появление на работе в нетрезвом состоянии или после старательного винопития недопустимо для сотрудников, подчинённых ему. При определении заслуг  дисциплина (то есть  неотлучное нахождение на посту; недопущение отклонений от маршрута, опозданий или досрочного ухода с поста) поставлена на первое место. А уж она естественным образом сказывается на других показателях: составлении протоколов на нарушителей; этичном несении службы. Никого не хочу обижать, но как трудно искоренить в народе мнение, что «гаишники» и фонарный столб оштрафуют. «Чаркинцы» не таковы.

СПРАВКА.
       На «наживку» в виде взяток, предложенных сотрудникам данного отделения Бойцову и Любимову (одному - пьяным водителем, другому - водителем, не имеющим прав на управление автомобилем) ни один из них не «клюнул»,
 хотя мог бы - денежное благополучие давно никому из милиционеров не гарантировано. Оба взяткодателя оказались подставными лицами, но ребята-то - молодцы!

              Поэтому и приятно мне писать про Чаркина. А он недоумевает (и без показной скромности!): «А почему про меня-то? Вон их сколько!»
       Может, и немало (для репортажей), хотя явно недостаточно, если судить по поставленным перед ними задачам. А любит их начальник взаправду. Нет, при встречах не обнимает и троекратно не целует по традициям православия. Хотя не подозреваю в нём беспробудного атеиста. И побаиваются подчинённые своего начальника вполне искренне. Но!
       Нет у него ни одного пешего патруля (специалисты поймут, как это важно на сельских дорогах).
       И есть ЗИЛ с гидроподъёмником, а также транспортный полуприцеп, то бишь тележка, которыми пользуется практически весь город, а «выбиты» они девизом Чаркина, да ещё его авторитетом, приобретённым во времена оные, то есть до прихода на службу в органы внутренних дел (получается - до 27 лет, с которых начал он свой марш-бросок к майорским высотам). Поэтому и пишу именно про него, хотя внимания заслуживает каждый в подразделении.       Естественно, среди равных есть лучшие. На сегодняшний день это Сергей Маркичев и Александр Кашин. А есть местные знаменитости. Например, Суворов 1-ый и Суворов 2-ой. Так получилось, что оба они Суворовы, оба Сергеи Николаевичи, оба 1972 года рождения. Альп не покоряли, тронов не занимали, но пришлось пронумеровать.
       В ходе моего запоздалого знакомства с командой Александра Васильевича  посчастливилось лично наблюдать «суровые будни» Суворова 1-ого и Кашина-младшего. К Суворовым с их номерами у меня вопросы иссякли. Но — Кашин! Почему «младший»-то?
       К стыду своему, поняла это лишь по дороге к стационарному посту ГАИ в районе Лесной Поляны. Название такое отдыхательное, но место для носителей погон нелёгкое. То самое, где те, кто в черте города вынуждены ограничивать свой темперамент, «на селе» о встрече с «неприятностями» в лице питомцев Чаркина не думают. А зря.
   
    СПРАВКА.
       Младший сержант Александр Кашин, два года отработавший в государственной автомобильной инспекции Ярославского РОВД, оказался (персонально для меня - другие, думаю, давно сопоставили совпадения в инициалах в пользу вполне закономерных выводов) сыном майора Бориса Александровича Кашина -  бывшего начальника подразделения ГАИ, которое и доверил он Чаркину после своего ухода на «отдых» (понятно, что молодым пенсионерам «от милиции» отдых в виде дивана и телевизора только снится). В своё время, и этот  майор тоже не сделал свою службу «доходным местом», раз сын Саша вместе со своей женой Аней проживают в «трёшке» (и тут, как у Чаркина!) родителей. И не ссорятся. И находятся в радостном ожидании пополнения семейства молодых. Младший Кашин обожает мотоцикл. Читает, в основном, газеты. Любит грибной суп и жареные пельмени. Из напитков предпочитает чай.

       На работе (на посту, естественно) Александр очень серьёзен и очень вежлив. Мне, новичку в казуистике машиновождения (нет у меня «тачки» и, похоже, не будет - и об этом я, точно, не тоскую) было немного тягостно наблюдать его скурпулёзное знание своего дела, приведшее к унынию  черноволосого владельца «Москвича». Десятиминутное общение привело к тому, что водитель на месте исправил, возможно, и незначительное, но имевшее место нарушение. Как я потом выяснила, «противотуманки» были присоединены к стоп-сигналу. Признаюсь, разъяснение, полученное от Саши, по-прежнему оставило для меня проблему «туманников» в тумане, что доказывает мою (даже потенциальную) несостоятельность в качестве водителя. Справедливым же было то, что Кашин был прав, а потому настойчив, а потому замёрз больше, чем мог - ветер был противный, северный. А он шестой раз за 30 минут выходит на дорогу и тянет руку к козырьку, не уставая вежливо представляться людям, которые предпочли бы никогда не слышать о нём, но про себя, я уверена, вспоминающие не самые ласковые слова в его адрес. Он всё это тоже понимает. Но у него - служба. И КАМАЗ, везущий сахар из Москвы в Череповецк, послушно притормаживает...

СПРАВКА.
       Сергей Суворов, получивший звание прапорщика во время прохождения службы в Осетии, служит в подразделении уже три года. Ранее, по его признанию, был рокером, но в дальнейшем предпочёл рисковать жизнью с большей пользой для общества. Жена Света - продавец по профессии пока не работает. Трёхлетний сын Максим пока не делится с папой мыслями о будущем. Семья проживает в однокомнатной квартире. Папа любит сына, но называть ласково его ещё не научился. Зовёт по-взрослому - Максим. Думаю, это характерно для мужчин России. Возможно, по-другому и не нужно. Так пацаны раньше привыкнут к взрослой ответственности за тех, кто рядом. Сергей, как и его напарник, печатное слово черпает из газет. Из съестного предпочитает борщ, тушеную картошку и пиво.

       Он внимательно смотрит документы, в которых я, несмотря на своё «верхнее» образование, на этом неуютном перекрёстке никогда бы не разобралась (уж больно их много  - всяких бумажек; уж очень они скучные), потом просит открыть капот и сверяет какие-то цифры на бумагах с теми, которые имеются на запчастях. Всё это терпеливо, вежливо, монотонно.
       И так у них весь день проходит! Я  выдержала не более сорока минут. Спрашиваю у ребят, отогревшись в машине: «И сколько же у вас в день таких?» Сергей доверяет напарнику больше: «Сколько, Саш?» И тот не считал, но констатирует: «Сто-то, точно, будет...»
       Носи я шляпу, сняла бы её перед пацанчиками, годящимися мне в сыновья. Не ношу. Но - преклоняюсь, хотя и с опозданием. Зато - искренне. И уже никогда не поверю, что «все они такие». «Они» - разные. «Мои» - замечательные.
       У Саши и Серёжи нет автомобилей. Оба желают их иметь. Александр Васильевич Чаркин водит машину с 21 года. Я, как любой махровый пешеход, боящийся во время вступления на «зебру» всякого «нового» (и даже - «старого») русского, сидящего за рулём, слегка утрирую важность вопросов, задаваемых мною Чаркину, беззащитному перед необходимостью отвечать на них:
-А вот я слышала, что водитель, если ему чёрная кошка дорогу перебежит, должен объехать это место или - кошку раздавить...
- Ну, что Вы! Я за весь свой водительский стаж на одну собачку наехал, но не по моей вине...
- А с чёрной кошкой как?
- Да вообще-то объеду. Если возможность будет, другой дорогой поеду, - смеётся герой моего репортажа.
       И, знаете, как женщине, как пешеходу, как владелице животных (будь они у меня...), как матери троих детей (они-то, точно, имеются) мне стало намного спокойнее от доброго смеха майора Чаркина. И ещё - от серьёзности на службе прапорщика Суворова 1-ого и младшего сержанта Кашина -младшего. Такие, как они, вовремя притормозят и себя, и других. А это намного важнее, чем лихо разогнаться, не думая о других ни на дороге, ни в жизни.
P.S.
Этот материал был опубликован в журнале «Сыск» №3, посвящённом 60-летию ГАИ в 1996 году. Я поместила его практически без изменений. Жаль, что технически не имею возможности разместить здесь фотографии мужчин, о которых рассказала. Собственный ритм жизни не позволил проследить их дальнейшие судьбы. В год издания упомянутого номера журнала я ушла в отставку по состоянию здоровья. Знаю точно, что Александр Васильевич позднее возглавил родное для меня РОВД. Уверена, что это были хорошие времена для подчинённых.
       Вспоминая прошлое и сопоставляя некоторые данные с настоящим периодом нашего существования, натыкаюсь на давно не новую мысль: «Да, были люди в наше время...» Не потому, что - «богатыри». А потому, что - ЛЮДИ. Уверена, они и сейчас, когда у многих оправданием неблаговидных поступков служит расхожее «время такое», ведут себя по-человечески. Ничто не изменилось во Вселенной: важны не исторические периоды пребывания человека на планете, а следование нормам нравственности, обозначенным ещё до появления письменности. И никакие обстоятельства не извиняют нарушений этих норм: навигатор внутри каждого - совесть наша. И у любого есть возможность не сбиться с пути (в прямом и переносном смысле). Было бы желание.
10.00.  23.03.2018.