Объединяй и властвуй

Леонид Шиндер
Сначала немного истории

Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) — принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и, согласно которому, лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями.

В более широком смысле — тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. Нередко используется более слабым меньшинством для управления большинством. (Википедия).

Эта парадигма власти пришла в мир из эпохи римского сената. Ведь это там на стыке до-и- нашей эры был популярен вышеозначенный принцип управления государством. И далее, гласит история о том, что Рим, в конечном итоге, пал жертвой своей же собственной доктрины – «Разделяй и властвуй».

Как это, собственно, произошло? Сегодня историки называют около 210 причин падения Рима. Но по большому счету, главными из них считаются: раздробленность на мелкие территории, привлечение к тяжелым и низкооплачиваемым работам работников исключительно из числа мигрантов, вырождение национальной идеи из-за присутствия в органах управления представителей чуждых народов. И как следствие этого – исчезновение правителей, способных вырабатывать общую политику и объединять все слои населения Рима для выполнения общей задачи.

К чему я это все?

Я не люблю писать о политике. Я не готов разбираться в хитросплетениях чьих-то личных интересов и гадать, как чьи-то амбиции скажутся на дальнейших решениях Верховного законодательного органа.

Я вообще не понимаю, как произошло такое с нами, что вместо единого народа, и единого правительства, мы имеем группы отдельных интересантов, лоббирующих свои интересы в органах власти. Я понимаю, что под каждым функционером от политики есть собственное кресло, а за спиной стоят его будущие избиратели. И тут ему уж не до совместного решения задач с другими политиками – важнее отстоять свои принципы, даже в ущерб общему делу.

А задачи у нашего государства посложнее, чем у других: помимо экономических и общенациональных вопросов надо еще пытаться сохранить статус демократического государства, и добавить к нему еврейский характер, и еще приклеить куда-то ортодоксальные общины с их статусом кво. А, забыл добавить – и не обидеть национальные меньшинства, подсластить жизнь новым репатриантам, угодить мнению мирового сообщества.

Но все вышеперечисленные проблемы просто детские забавы по сравнению с главной задачей, стоящей перед нами – выжить на этом клочке земли. А нам не выжить, если не прийдем к осознанию, что кроме земли Израиля нет нам больше нигде места. И, как следствие этого осознания, захотим сплотиться вокруг главного еврейского вопроса, который никогда не исчезал с повестки дня, а с каждым годом становится все актуальней.
 
Можно понять плюрализм мнений, который раздирает наш народ на части, когда речь идет о дележке бюджетного пирога, или о нравственных установках, которые пытаются навязать  нам политики из разных лагерей. Ну не вернулись мы еще из изгнания, хотя и живем в своем государстве. Не дошли мы еще до уровня «народ Израиля», который согласно своему корню должен жить как одна семья, в атмосфере взаимной поддержки и согласия.

Но вопрос безопасности, вопрос существования государства – здесь не может быть двух, а тем более нескольких мнений. И если какое-либо решение относительно безопасности государства не соответствует представлению каких-то политиков об этических нормах и ценностях демократии, то это указывает только на отсутствие у них идентификации со своим народом.

Хочу привести пример отношения к этой земле и еврейскому народу, который в моих глазах является истинной демонстрацией знания наших традиций, истории и путей возрождения нации.

В далеком 1940 году, еще до провозглашения независимости государства Израиль, в подмандатной англичанам Палестине, был выпущен первый номер газеты «Народ» (аУма). История государства об этом умалчивает, но оригинальный экземпляр этой газеты выставлен сегодня в сети. Авторами этого издания был известный каббалист Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) и его ученики.

Примечательно, что сразу после выхода первого номера, газету закрыли британские власти, и не по собственной инициативе, а по доносу представителей еврейской общины, жившей здесь в то время. Что крамольного и вредного для себя усмотрели они в этой газете? Может, вот эти строки?

«Попробуйте сами представить себе такую ситуацию. В час, когда тот или иной народ закроет перед нами двери – как обычно и происходит в эти дни – разумеется, никто из нас не задумался бы о своей партийной принадлежности, поскольку беда смесила бы всех нас в одно тесто, заставив или обороняться, или взвалить пожитки на плечи и убежать куда-нибудь по суше или по морю. Если бы мы ощущали опасность как реальность, то, несомненно, уже были бы точно так же объединены должным образом, без всяких затруднений...

Хрупки связи, основанные на языке, религии и истории, и хотя это важные ценности, национальной значимости которых никто не будет отрицать, вместе с тем этого совершенно недостаточно, чтобы опереться на них, как на основу самостоятельного существования народа.

Ведь в конечном счете, здесь всего лишь собрались чужие люди, унаследовавшие культуру семидесяти народов. Каждый строит себе подмостки в собственном духе и вкусе, и нет ничего естественного и основательного, что могло бы объединить нас изнутри в одно целое...»

Ну, и кто из партийных функционеров, даже сегодня, может согласиться с тем, что его партия должна быть аннулирована, потому что не ставит превыше всего единство еврейского народа? Кто признает, что наилучшее решение вопроса объединения еврейского народа – забыть о партийных и прочих склоках, сесть за один стол и выработать единую линию управления государством? Кто вообще ставит перед собой задачу вернуть братское единство в лоно отношений вернувшегося из изгнания народа?

Как не хотели этого во времена становления государства, так не думает никто об этом и сегодня.

Нашему государству исполняется в этом году семьдесят лет. Оно было создано в атмосфере ненависти к нам со стороны многих народов, и ненависть эта не погасла по сей день, лишь приняла внешне другие формы. И противостоять этому можно, только покончив с нашими распрями и ложными идеями создания «демократического общества», готового уничтожить ради демократии еврейский характер государства.

Ведь чтобы относиться с любовью к другим народам – слыть демократом – надо вначале научиться любить собственный народ. И это нисколько не противоречит принципам высокой морали, благодаря которой возник Народ Израиля – Возлюби ближнего, как самого себя. А если мы позволим себе, будучи разобщенными, впускать к себе чуждые духу нашего народа законы и мораль, мы  просто будем разодраны в клочья.
 
Я действительно не люблю политику, точнее – политику нашего государства, которая по иронии судьбы унаследовала пагубный закон Рима «Разделяй и властвуй». И очень боюсь, чтобы нас не постигла судьба Рима. А очень хотелось бы, чтоб осознав необходимость изменения отношения друг к другу, мы смогли перейти к новому принципу управления государством. А он состоял бы из двух основных правил:

 «Не делай другому то, что ненавистно тебе».
«Возлюби ближнего, как самого себя»

И только после этого можно будет в полной мере выполнить и следующий «демократический принцип» – «Не обижай пришельца в доме твоем». Ибо пример единства и братской любви заставят любого из других народов, которого судьба привела в землю Израиля, согласиться и следовать этому образу жизни. И не будут помехой этому ни его религия, ни культура, потому что в корне своем все они берут начало от источника абсолютной любви.