Особо важное задание

Игорь Сибиряк
Писатель – фронтовик Карпов В.В.рассказывает

Подвиг Ваш в благодарной памяти Народа


   По календарю была весна, а запоздалый снег сыпал по-зимнему. И ветер протягивал через открытый «виллис» белую поземку. Пока доехали до штаба фронта, я промерз до костей.
   Майор сразу повел меня к генералу Алешину, начальнику разведуправления. Я слышал эту фамилию, однако видеть Алешина не приходилось. И почему-то этот генерал представлялся мне высоким, с величественной осанкой, таким же молчаливым, как его майор, и, конечно, очень строгим. В действительности же Алешин оказался низеньким, толстеньким, глаза добрые, как у детского врача, голос мягкий.
   В общем, главный разведчик фронта выглядел человеком совершенно бесхитростным.
   – Вы, товарищ старший лейтенант, пойдете в Витебск, – объявил мне генерал. – Там наши люди добыли схемы оборонительных полос противника. Принесете их сюда. – Он сказал это так спокойно, как будто чертежи надо было доставить из соседней комнаты, а не из города, лежащего по ту сторону фронта.
   Я угадал, что начальник разведки избрал этот тон для того, чтобы не испугать и не заронить с первой минуты сомнений. И действительно, спокойная уверенность Алешина передалась мне. «Пойду и принесу. Дело обычное».
   Я выслушал, как представляется генералу выполнение этого задания. Насторожился лишь под конец беседы, когда начальник разведки сообщил:
   – Командующий фронтом будет лично говорить с вами.
   Спокойствие мое вмиг нарушилось. Я смотрел на Алешина и думал: «Нет, товарищ генерал, дело тут не обычное. Вы хороший психолог, умеете держаться. Однако и я стреляный воробей, отдаю себе отчет, что это значит, если командующий фронтом собирается лично инструктировать исполнителя! Вы, наверное, долго перебирали разведчиков, прежде чем остановить свой выбор на мне. И сейчас все еще размышляете: справится ли этот парень, не подведет ли?..»
   А генерал уже звонил по телефону, докладывал, что прибыл офицер, которого хотел видеть командующий. Положив трубку, поднялся из-за стола.
   – Пойдемте, командующий ждет… И не тушуйтесь. О ваших боевых делах он наслышан, ценит ваш опыт, верит в вашу удачливость. Так что все будет гут!..
   Генерал неожиданно перешел на немецкий. Сказал, что Черняховский любит разведчиков. Спросил, как относится к разведке Добровольский.
   Справа и слева в скатах оврага виднелись двери и окошечки: там размещались отделы штаба. Поднялись к одной из дверей по лестнице из свежих досок. В приемной встретил адъютант с золотыми погонами. Я золотых еще не видывал.
   Мне очень захотелось поносить такие погоны. У нас на передовой были зеленые из ткани.
   Адъютант ушел за вторую дверь, обитую желтой клеенкой, и тут же вернулся.
   – Пройдите.
   Я очутился в теплом, хорошо освещенном кабинете. За столом сидел Черняховский – плотный, крепкий, лицо мужественное, темные волнистые волосы, светло-карие глаза.
   Вышел навстречу, пожал руку, кивнул на диван:
   – Садись.
   И сам сел рядом, начал говорить о задании:
   – До Витебска километров двадцать. По глубине это тактическая зона, поэтому всюду здесь войска: первые и вторые эшелоны пехоты, артиллерия, штабы, склады и прочее. Выброситься в этой зоне на парашюте слишком рискованно. Да если бы высадка и удалась, возвращаться все равно нужно по земле. Самолет забрать не сможет. Понимаешь?
   – Понимаю, товарищ командующий, – я по привычке встал.
   – Сиди, сиди, – потянул меня за локоть Черняховский и продолжал: – Мне рекомендовали тебя, как удалого и грамотного разведчика, на которого вполне можно положиться.
   – Я сделаю все, товарищ командующий, чтобы выполнить ваш приказ.
   – Ну и добро. Выходи сегодня же, возвращайся как можно скорее. – Взглянул на Алехина: – Подготовили документы?
   – Так точно, товарищ командующий. Осталось сфотографировать его в немецкой форме, и удостоверение через час будет готово.
   – Группой пробраться труднее, – пояснил Черняховский, – пойдешь один, в их форме, но избегай встреч. Как с немецким языком?
   – В объеме десятилетки и курса при военном училище, товарищ командующий… И то на тройку, – признался я, с опаской подумал: «Не будет ли это принято за попытку уклониться от задания?»
   Черняховский понял все правильно, однако переглянулся с Алешиным.
   Алешин сказал:
   – Понимает немецкий хорошо. Я говорил с ним. Только произношение сразу его выдаст.
   – Акцент порой опаснее молчания, – заключил командующий. – Значит, без крайней необходимости ни в какие разговоры с немцами вступать нельзя… У нас есть люди, владеющие немецким безупречно, но это глубинные разведчики, они не умеют действовать в полевых условиях. А для тебя зона, насыщенная войсками, – родная стихия. Что ж, давай руку, разведчик. Нелегкое тебе предстоит дело, береги себя.
   Командующий посмотрел мне в глаза и как-то по-свойски добавил:
   – Мне очень нужны эти схемы, разведчик…
   Возвращались тем же оврагом. На душе у меня было необыкновенно легко и просторно. Всецело захватило стремление скорее выполнить то, о чем просил командующий. Да, не только приказывал, но и просил!
   В управлении разведки я переоделся в форму немецкого ефрейтора, меня сфотографировали, освоил данные о явке – место, адрес, пароль, отзыв – и погрузился в изучение плана города. Прежде в Витебске я не бывал, а нужно заранее сориентироваться, с какой стороны войти туда и куда двигаться, ни у кого не спрашивая дорогу. Подсчитал: необходимо пересечь двенадцать-тринадцать улиц, пролегающих с севера на юг, и тогда окажусь в районе нужной «штрассе». Странно, в белорусском городе – и вдруг «штрассе»!..
   Потом так же тщательно изучал карту местности и обстановку на пути в Витебск. Я прикидывал, где необходимо проявить особую осторожность, какие объекты и с какой стороны лучше обойти.
   Минут через сорок принесли служебную книжку с моей фотографией. По книжке я значился Паулем Шуттером, ефрейтором 186-го пехотного полка. Все это удостоверялось цветными печатями с орлами и свастикой. Книжка была настоящая, видимо, одного из пленных. В ней только сменили фотографию.
   Переброска через линию фронта была поручена тому же молчаливому майору. Опять сели с ним в «виллис» и поехали к передовой. В какой-то деревушке нас встретил капитан – начальник разведки дивизии.
   Далее пошли пешком. По пути капитан подробно рассказал о системе оборонительных сооружений немцев на глубину до пяти километров, о поведении противника в этом районе.
   На передовой меня поджидали пять полковых разведчиков и три сапера. На всех маскировочные костюмы.
   Я тоже натянул маскировочный костюм. Последний раз молча покурил, попрощался с офицерами и выскочил из траншеи, сопровождаемый незнакомыми бойцами.
   Шли пригнувшись, от куста к кусту, по лощинам. Проводники хорошо знали здешнюю нейтральную зону, вели уверенно.
   Пулеметные очереди потрескивали совсем близко. Не потому, что фашисты обнаружили, а таков у них порядок: короткими очередями прочесывают местность. Я хорошо знал язык немецких пулеметов. Они своими очередями сообщают друг другу: «У меня все в порядке» или «Здесь готовится нападение». Сейчас пулеметы выбивали дробь: «та-та-тра-та-та». Это означало: они спокойны.
   Изредка в небо взлетала ракета. Пока ее яркий покачивающийся свет заливал местность, разведчики лежали, но как только ракета гасла, они моментально устремлялись вперед. Я отметил: «Зубры!» Неопытные подождали бы, пока привыкнут глаза, а эти знают, что в наступившей после ракеты темноте вражеский наблюдатель несколько секунд совсем ничего не видит, и используют каждый такой момент. А когда раздается пулеметная очередь, не очень-то заботятся о звуковой маскировке. Это еще раз подтверждает, что они «зубры». Новичок в таком случае обязательно заляжет, а опытные знают: пулеметчик во время стрельбы ничего не слышит, кроме своего пулемета. Свист пуль страшноват, однако обстрелянный боец понимает: свистит та, что мимо, а ту, что в тебя, не услышишь.
   Впереди поле пересечено серой полосой. Это проволочное заграждение. Саперы щупают голыми руками снег – нет ли мин. Добравшись до кола, один сапер ложится на спину и берет руками проволоку, другой подпирает ее рогульками.
   Очередная ракета метнулась в небо, шипя как змея. С легким хлопком она раскрылась, залила все вокруг предательским светом и упала почти к ногам разведчиков. Ракетчик где-то рядом. Я отчетливо слышал, как щелкнула ракетница, когда он ее заряжал. В темноте саперы продолжали свое дело и вот уже дают знать: «Проход готов».
   Я посмотрел на часы: второй час ночи.
   Стараясь не зацепиться за колючки, прополз под проволокой. Впереди чернела траншея. Как всегда нелегки эти минуты! Очень трудно заставить себя приблизиться к темной щели. Нужно обязательно попасть в промежуток между двумя часовыми. А где они? Разве увидишь в темноте, да еще лежа, когда глаза над самой поверхностью снега?
   Борьба с самим собой длится несколько секунд.
   Я достал гранату. Пополз к траншее, прислушиваясь: может, затопает промерзший гитлеровец или заговорит с соседом. Но было тихо.
   Кончилась гладкая поверхность, перед глазами комья и бугорки – это бруствер. До траншеи не более двух метров.
   Я осторожно приподнялся на руках, посмотрел вправо и влево: торчит ли поблизости каска? Нет. Прополз последние метры до траншеи и заглянул вниз. Граната наготове. Траншея до ближайших поворотов пуста. Не поднимаясь высоко, перескочил через нее и быстро уполз к темнеющим кустам.
   Ракеты вспыхивают позади. Пулеметы выстукивают прежнюю спокойную дробь.
   Вторую траншею преодолеть легче. Здесь наблюдатели реже, и службу они несут менее бдительно. Слышно, как неподалеку кто-то колет дрова. Несколько человек спокойно разговаривают у своего блиндажа. Вспышки ракет все дальше и дальше. Уже нет необходимости двигаться ползком. Я поднялся около деревьев. Осмотрелся. Наметил место следующей остановки, запомнил все, что должно встретиться на пути, и, пригнувшись, перебежал туда. Так же действовал и в дальнейшем. Разведчики называют этот способ «идти скачками».
   Вскоре попалась наезженная дорога. Я просмотрел ее в обе стороны и, никого не обнаружив, пошел по ней вправо. Помнил, справа должно быть шоссе на Витебск.
   Пройдя с километр, увидел – движется навстречу что-то большое, темное. Свернул и затаился в придорожных кустах. Через несколько минут мимо проползли груженые машины.
   Так, уступая дорогу всем встречным, я достиг шоссе. Вдоль шоссе чернела деревня.
   Идти напрямик, не зная, что делается в деревне, опасно. Обходить – потеряешь немало времени. Как быть?
   «Что говорил об этой деревне начальник разведки дивизии?» Ничего определенного вспомнить не удалось. Темный ряд домишек выглядел загадочно.
   Подошел ближе. Если в деревне штаб, то должны к домишкам тянуться телефонные провода. Но, как ни напрягал зрение, в темноте проводов не увидел. Однако заметил: в некоторых окнах сквозь маскировку пробивались узенькие полоски света. Вот и признак! Этого достаточно. Местные жители не будут сидеть со светом в глухую ночь. В прифронтовой полосе они вообще не зажигают света с наступлением темноты.
   Обогнув деревню, опять выбрался на шоссе. Чем ближе к Витебску, тем чаще попадаются машины, повозки, группы людей. Прячась от них, поглядывал на часы: «Медленно продвигаюсь! Так до рассвета не добраться. Надо что-то придумать».
   Снял свой маскировочный наряд, закопал у приметного дерева – пригодится на обратном пути. Вернулся к дороге и стал высматривать сани с гражданскими седоками. Вскоре такие показались. Возница дремал, лошадь шла шагом.
   Я окликнул закутавшегося в тулуп дядьку и стал объясняться с ним на смешанном русско-немецком языке. – Нах Витебск?
   – Да, нах Витебск, господин офицер. – Возница принял меня за офицера.
   – Их бин кайне офицер, их бин ефрейтор, – поправил я и забрался в сани.
   Поехали. Чтобы не замерзнуть и замаскироваться, зарылся в пахучее сено, которое лежало в санях. Вознице приказал:
   – Нах Витебск! Их бин шлафен. Спать, спать. Понимаешь?
   – Понимаю, чего же не понять… Спи, коли хочется, – ответил тот.
   Я лежал в сене и следил за дорогой. Да и за возницей надо было присматривать. Кто знает, чего у него на уме. Одинокий дремлющий фашист – заманчивая штука. Тюкнет чем-нибудь по голове и свалит в овражек.
   На рассвете достигли пригорода. В том месте, где шоссе превращалось в улицу. Я заметил шлагбаум и танцующую около него фигуру постового. Там могут проверить документы, спросить о чем-нибудь. Это мне ни к чему.
   – Хальт! – скомандовал я вознице и, выбравшись из саней, махнул рукой: езжай, мол, дальше. Дядька послушно продолжал свой путь. Я ушел с шоссе и тихими заснеженными переулками углубился в город.
   Витебск еще спал.
   Где-то здесь, в этом скопище развалин и уцелевших домов, нужная квартира. Там меня ждут. Туда сообщили по радио, что я вышел.
   Я считал улицы – нужна четырнадцатая. Чем глубже в город, тем крупнее дома и чаще развалины. Черные проемы окон, лишенные рам и стекол, смотрят угрюмо.
   Пересек десятый перекресток и вдруг прочитал на угловом доме название нужной «штрассе». Значит, в пригороде обсчитался на три улицы. Не беда!
   Отыскал дом номер 27. Вошел в чистый освещенный подъезд. Квартира на первом этаже. На всякий случай положил руку в карман, на пистолет. Может, пока шел, здешних разведчиков раскрыли и сейчас за дверью засада?
   Негромко, чтобы не разбудить соседей, постучал в дверь. Через минуту женский голос спросил:
   – Кто там?
   Стараясь подделаться под немца, сказал пароль:
   – Я пришел от гауптмана Беккер; он имеет для вас срочная работа.
   Дверь отворяется, и женщина говорит отзыв:
   – Во время войны всякая работа срочная.
   Впустив меня и заперев дверь, хозяйка подала руку, шепотом сказала:
   – Проходите в комнату, товарищ. – А куда-то в сторону бросила: – Коля, это он.
   Только теперь я заметил в конце коридора мужчину лет сорока. Мужчина подошел, представился:
   – Николай Маркович.
   Я снял шинель, хотел повесить ее на вешалку, но хозяйка остановила:
   – Здесь не надо.
   Она унесла шинель в комнату.
   Сели к столу, я рассматривал этих скромных, смелых людей. Сколько сил прилагает, наверное, гестапо, чтобы отыскать их! А они живут, работают, встречаясь с гестаповцами каждый день. Крепкие нужны нервы, чтобы вот так ходить день за днем по краю пропасти.
   Николай Маркович в свою очередь присматривался ко мне.
   Сказал одобрительно:
   – Быстро добрались. Я думал, придете завтра.
   – Спешил. Переждать до следующей ночи негде – обнаружат, да и холод собачий – окоченеешь.
   – Надюша, – спохватился хозяин, – организуй-ка чаю и другого прочего, промерз человек.
   Хозяйка ушла на кухню, а мы сидели и не знали, о чем говорить. Разговор наладился лишь за завтраком. Меня расспрашивали о жизни на Большой земле. Я охотно отвечал на эти расспросы. Но едва ослабло напряжение, начала сказываться усталость. От хозяев квартиры это не ускользнуло. Николай Маркович поднялся, мягко сказал:
   – Нам пора на службу. А вы укладывайтесь спать. Набирайтесь сил. Вечером в обратный путь…
   Они ушли, я лег в постель. Слышал, как под окнами иногда топают немцы, доносился их резкий говор.
   Проснулся, когда уже стало смеркаться. Надо собираться «домой», нет причин задерживаться здесь. Фотопленку с отснятыми чертежами Надежда Васильевна зашила мне в воротник под петлицу. А подлинники лежат где-то в сейфах, под охраной часовых.
   «Чтобы попасть сюда, – подсчитывал я, – мне понадобилось около семи часов. Если на возвращение уйдет столько же, то к двум часам ночи могу быть у своих. Однако спешить нельзя. Переходить линию фронта лучше попозже – часа в три ночи, когда часовые умаются, и никто другой не будет слоняться по обороне. Сложнее теперь перебраться через колючую проволоку: нет ни саперов, ни ножниц для проделывания прохода. Придется подкопаться снизу или перелезть по колу.
   Договорились, что Николай Маркович и Надежда Васильевна будут сопровождать меня по противоположной стороне улицы и проследят, как я выйду из города. Николай Маркович предупредил:
   – Если с вами что-нибудь стрясется, мы ничем не сможем помочь. Вы понимаете, мы не имеем права…
   Он говорил смущенно, боясь, чтобы я не принял это за трусость.
   На прощание выпили по стопке самогона за удачу. Эта стопка неожиданно сыграла очень важную роль.
   Улицы были безлюдны. Я шел не торопясь, пистолет в кармане брюк, готовый к действию в любой момент. На противоположной стороне – Николай Маркович и его жена будто прогуливались.
   Дошли до оживленной улицы. Поток людей несколько озадачил меня: не пересекал такой людной, когда шел утром. Но тут же сообразил, что ранним утром все улицы одинаково пустынны, а сейчас вечер – время прогулок.
По тротуарам прохаживались немецкие офицеры, в одиночку и с женщинами.
   Выждав, когда на перекрестке станет поменьше военных, я двинулся вперед. Миновал тротуар, проезжую часть. Еще миг – и скрылся бы в желанном сумраке боковой улицы. Но тут как раз из-за угла этой улицы прямо на меня вывернул парный патруль. На рукавах белые повязки с черной свастикой.
   Патрульные остановили меня, о чем-то спрашивали. По телу, от головы до ног, прокатилась горячая волна, а обратно, от ног к голове, хлынула волна холодная.
   Боясь выдать себя произношением, я молча достал удостоверение. Что еще могут спрашивать, конечно, документы!
   Худой, с твердыми желваками на скулах патрульный внимательно изучил служебную книжку, спросил придирчиво:
   – Почему ты здесь? Твой полк на передовой, а ты в тылах ошиваешься?..
   Вопрос резонный. Но я не спешил вступать в разговор с немцами. В такой момент я и по-русски-то, наверное, говорил бы заикаясь, где уж там объясняться по-немецки!
   Такой вариант не был предусмотрен, у меня нет ни отпускной, ни увольнительной.
   Я молчал, а патрульный все настойчивее домогался, почему я улизнул с передовой. Вокруг образовалось кольцо зевак, среди них много военных. Бежать невозможно.
   Я украдкой осмотрел окружающих. Искал, кто покрупнее чином. Пока не обыскали и пистолет при мне, хотел подороже взять за свою жизнь.
   Вдруг патрульный засмеялся. Он наклонился ко мне, принюхался и весело объявил:
   – Да он, скотина, пьян!
   Я поразился: какое чутье у этого волкодава! Всего ведь по стопке выпили с Николаем Марковичем за удачу.
   Трудно было определить, удача это или нет, но обстановка на какое-то время все-таки разрядилась. Коли пьян, разговор короткий. Меня бесцеремонно повернули лицом в нужную сторону, сказали «Ком!» и повели в комендатуру.
   Хорошо, что не обыскали! Пистолет, будто напоминая о себе, постукивал по ноге. Я шел, покачиваясь слегка, как и полагается пьяному. Посматривал по сторонам. Патрульные, посмеиваясь, разговаривали между собой, подталкивали в спину, когда я шел слишком медленно:
   – Ком! Ком! Шнель!
   Я был внешне вроде бы безразличен к тому, что происходит, а в голове одна мысль: «Надо действовать! Надо что-то предпринимать! Если заведут в помещение, все пропало, оттуда не уйдешь. А где эта комендатура! Может, вон там, где освещен подъезд?»
   Шли мимо двухэтажного дома, разрушенного бомбежкой. Внутри черно. Лучшего места не будет!
   Я выхватил пистолет, в упор выстрелил в патрульных и, вскочив на подоконник, прыгнул внутрь дома. Сзади послышались отчаянные крики. Поразило – женщины кричали по-русски: «Он убил патрулей! Сюда заскочил! Сюда!»
   Я делал все автоматически. Совсем не думая о том, что когда-то изучал приемы «отрезания хвоста», остановился у стены за одним из поворотов и, как только выбежал первый преследователь, выстрелил ему прямо в лицо. Другие залегли, спрятались за угол стены. Теперь они будут искать обходы. А я сразу после выстрела выпрыгнул из окна во двор, перемахнул через забор, перебежал садик. Выглянул из ворот на улицу, быстро перешел ее и опять скрылся во дворе.
   Так и бежал по дворам, перелезая через изгороди. В одном из дворов женщина снимала с веревки белье. Я молча прошел мимо к воротам. Она с изумлением посмотрела на странного немца, который почему-то лезет через забор.
   Ближе к окраине не стало дворов общего пользования. Калитки заперты, во дворах собаки.
   Я пошел тихой улицей. По ней, видимо, мало ходили и совсем не ездили – на середине лежал нетронутый снег.
   Погони пока не слышно. Но служебная книжка на имя Шуттера осталась у патруля, и я не сомневался, что из немецкой комендатуры позвонили в 186-й пехотный полк. Теперь, конечно, установлено, что никакого Шуттера там нет. Значит, его начнут искать всюду – и в городе, и на дорогах.
   Я на ходу оценивал обстановку.
   «Восемь часов. Быстро я проскочил город – заборы не помешали! Впереди еще целая ночь. Этого вполне достаточно, чтобы пробраться к своим».
   Подошел к развилке дороги. Столб с указателями подробно информировал, в какой стороне какие деревни и сколько до каждой из них километров. Одним своим ответвлением дорога уходила к лесу. Я выбрал это направление: в лесу легче маскироваться. Однако вскоре понял, что ошибся: лес был полон звуков. Ревели моторы танков – их, видимо, прогревали. Перекликались немецкие солдаты, трещали сломанные ветки.
   Я свернул с дороги и вскоре очутился на обширной поляне. Пошел к поваленному дереву в конце поляны. Но подойдя ближе, вдруг разглядел, что это не дерево, а ствол пушки. Я поспешил назад.
   Обойдя батарею, опять двинулся на восток. Лес кончился, впереди у самого горизонта вспыхивали и гасли осветительные ракеты. Я обрадовался: «Значит, выхожу к траншейной системе», но здесь войска стоят плотнее. Нужен маскировочный костюм, а его нет. Дерево, у которого я зарыл свой белый костюм, где-то совсем в другом месте.
   «Как же я поползу в этой зеленой шинели? На снегу меня будет видно за километр!»
   Я забрался в кустарник и разделся догола.
   Проворно надел брюки и куртку, а нижнее белье натянул сверху. Шинель пришлось бросить, на нее нательная рубашка не лезла. Оглядев себя, с досадой отметил: «На снегу будут выделяться руки, ноги, голова. Руки и ноги, в крайнем случае, можно ткнуть в снег, а вот как замаскировать голову?» Но и тут нашелся: достал носовой платок, завязал концы узелками. Еще мальчишкой, купаясь на речке, я мастерил такие шапочки. Маскировка, конечно, получилась не ахти какой, да что поделаешь!
   Пошел «скачками». Без помех продвигался километра два. Наметил очередную остановку у развалин. Они были метрах в пятидесяти. Перебежал к ним, а это вовсе не развалины, это штабель боеприпасов, накрытый брезентом. В заблуждение ввели ящики, разбросанные вокруг этого полевого склада.
   У противоположного конца штабеля маячил темный силуэт часового. Я осторожно пополз в сторону.
   Так вот – то ползком, то «скачками», то обливаясь потом, то промерзая до костей, когда надолго приходилось замирать в снегу, я достиг наконец желанной цели. Между мной и нейтральной зоной осталась одна траншея и проволочное заграждение. К этому моменту я настолько устал, что едва мог двигаться. Тело было как деревянное. Хотелось одного: поскорее выбраться за проволоку! Она совсем рядом, но по траншее ходит гитлеровец.
   Я заметил его каску издали. Каска проплывала вправо шагов на двадцать, влево – на десять. Я пересчитал эти шаги не раз. Когда часовой шел вправо, делал пятнадцатый шаг и должен был сделать еще пять, находясь ко мне спиной, подползал ближе к траншее. Когда часовой возвращался, я лежал неподвижно.
   И вот он рядом. Достаточно протянуть руку – и можно дотронуться до каски часового.
   Самое правильное – без шума снять его и уйти в нейтральную зону. Но я чувствовал: сейчас это мне под силу. Я настолько изнемог и промерз, что гитлеровец легко отразит мое нападение.
   «Убить из пистолета – услышат соседние часовые, прибегут на помощь. Что же делать? Перепрыгнуть через траншею, когда фашист будет ко мне спиной? Но я не успею отползти. Это сейчас он меня не видит, потому что я сзади, а он смотрит в сторону наших позиций. На противоположной же стороне траншеи я окажусь прямо перед его носом… Но и так лежать дальше нельзя – замерзну. Единственный выход – собрать все силы и ударить фашиста пистолетом по голове, когда будет проходить мимо».
   Пытаясь хоть немного отогреть пальцы, я дышал на них и совсем не чувствовал тепла. Рука может не удержать пистолета, удар не получится.
   И все же, когда немец вновь поравнялся со мной, я ударил его пистолетом по каске. Плохо! Удар вскользь. Гитлеровец с перепугу заорал. Пришлось выстрелить, после чего я мигом оказался у проволочного заграждения. Ухватившись за кол, полез по нему, опираясь ногами о проволоку. Сзади уже кричали, стреляли.
   Разрывая в колючки одежду и тело, я перебрался и через второй ряд проволоки, и тут что-то тяжелое ударило в голову. Я потерял сознание.
   Когда очнулся, в первую минуту ничего не мог понять. В глазах плыли оранжевые и лиловые круги. Чувствовал сильную боль, но где именно болит, сразу не разобрал. Пытался восстановить в памяти, что произошло. И вот смутно, будто очень давно это было, припомнил: «Лез через проволоку, потерял сознание от удара. Ранен… Но куда! И где я сейчас?»
   Вокруг ночная темень. Рядом разговаривали по-немецки. «Почему меня не поднимают, не допрашивают?» Позади кто-то работал лопатой. «Может, приняли за убитого и хотят закопать?» Вслушался: звон лопаты о проволоку, натужливое пыхтение. Догадался: «Фашисты считают меня убитым. Они по ту сторону проволочного заграждения. Я – по эту. Подкапываются под проволоку, чтобы втащить меня к себе».
   Вскочить бы сейчас и бежать! «Но если у меня перебиты ноги?» Недалеко от себя увидел свой пистолет. Постарался вспомнить, сколько раз из него выстрелил, есть ли в обойме хоть один патрон. «Живым не дамся. Все равно замучают».
   Пока размышлял, к моим ногам уже подкопались. Пробовали тащить, не получилось. Я лежал вдоль проволоки и, когда потянули за ноги, зацепился одеждой за колючки. Гитлеровцы просунули лопату с длинным черенком и, толкая в спину, пытались отцепить меня от колючек и повернуть так, чтобы тело свободно прошло в подкоп.
   Ждать дальше было нельзя. Я вскочил и бросился бежать в сторону кустиков. Ноги держат!
   У немцев – минутное замешательство: мертвец побежал! Потом они опомнились, открыли торопливую пальбу. А я бежал, падал, кидался из стороны в сторону. Надо мной взвивались ракеты. Полосовали темень трассирующие пули. Несколько секунд я бежал до кустов. Пополз параллельно линии фронта. Неприятельский огонь перемещался в направлении наших позиций. Значит, потеряли из вида, считают, что я бегу к своим напрямую.
   С нашей стороны ударила артиллерия – это было очень кстати. Только непонятно, почему она откликнулась так быстро на всю эту кутерьму. Случайное стечение обстоятельств?..
   На пути встретилась замерзшая речушка. У меня еще хватило сил выползти на лед, но тут я опять потерял сознание. Кроме предельной усталости сказывалась и потеря крови.
   Очнулся от толчка. Меня перевернули на спину и, видимо, рассматривали. Кто-то, увидев немецкие петлицы, сказал с досадой:
   – Фриц, зараза!
   Неласковые эти слова прозвучали для меня сладчайшей музыкой. Смог только выдохнуть:
   – Не фриц я, братцы!
   – Ты смотри, по-русски разговаривает! – удивился человек, назвавший меня фрицем. – Ну-ка, хлопцы, бери его!
   Вскоре оказался я в блиндаже усатого командира полка, совершенно незнакомого. Едва перебинтовали голову, я оторвал от куртки воротник и попросил срочно доставить этот лоскут в штаб фронта – в разведывательное управление.
   А там, оказывается, все были в тревожном ожидании. Николай Маркович успел сообщить по радио о столкновении с немецким патрулем и, кажется, удачном бегстве от преследователей. Командующий фронтом приказал в каждом полку первого эшелона держать наготове разведчиков и артиллерию. И когда в том месте, где я переходил фронт, гитлеровцы проявили сильное беспокойство, наша артиллерия немедленно произвела огневой налет по их передовым позициям, а группа разведчиков вышла в нейтральную зону. Она-то и подобрала меня на льду.
   Теперь я сидел в теплом блиндаже, смотрел и не мог насмотреться на дорогие мне русские лица. Казалось, не видел их целую вечность.
   – Какая у меня рана? – спросил я фельдшера, бинтовавшего мне голову.
   Фельдшер замялся, но, видно, посчитал неприличным врать такому человеку.
   – Надо поскорее вас в госпиталь. Ранение в голову всегда опасно.
   Усатый командир полка заторопился: приказал немедленно подать сани. Накинул на меня полушубок, распорядился, чтобы фельдшер лично сопровождал меня до госпиталя. Прощаясь, подполковник дал мне флягу, шепнул:
   – Ты крови много потерял, как бы не замерз в пути. Принимай помаленьку.
   Сани скользили легко и плавно. И так же легко было на душе. «Все же выбрался. И поручение командующего выполнил». Отвинтил крышку фляги и хлебнул на радостях несколько глотков. «Мама в эту ночь спокойно спала. Она даже не подозревает, как близко я был от гибели и каким чудом спасся». Я выпил еще несколько глотков – за нее.
   Вспомнил предупреждение усатого командира полка: «Как бы не замерз в пути». Замерзающим, говорят, всегда кажется тепло и хочется спать. Я еще раз приложился к фляге и прислушался к себе. Нет, спать не хотелось. Наоборот, будоражило веселое возбуждение, хотелось петь. И запел песенку, которую услышал на том концерте у Днепра:
 
Шаланды, полные кефали,
В Одессу Костя приводил…
 
   В госпитале хирург, уже поджидавший раненого разведчика, сказал обнадеживающе:
   – Ну, раз поет, все будет хорошо.
   Мне очень хотелось поговорить и с хирургом, и особенно с сестричками, которые почему-то хихикали в свои марлевые маски.
   – Ложитесь, потом поговорим, – обещала одна из них.
   – Ну и веселый раненый! – сказала другая. – У нас таких еще не было.
   – Это точно, – согласился я. – А вы знаете, почему я в немецкой форме? Вы не думайте, я не фриц.
   – Все мы знаем, лежите, пожалуйста, спокойно, а то свяжем вас, – пригрозил хирург.
   Я засмеялся. Мне казалось очень смешным, что будут связывать свои, да к тому же такие хорошенькие девушки.
   – Связывайте! – великодушно разрешил я, и в тот же миг нестерпимая боль обожгла голову. Я сморщился, застонал: – Ммм, ну это ни к чему, доктор! Все шло так хорошо..
   – Терпи, дорогой, и радуйся: кажется, мозги тебе не задело. Твердолобый ты, пуля срикошетила.
   Я опять заулыбался.
   – Значит, еще поживем?
   Закрыл глаза и, будто покачиваясь в теплой детской люльке, стал засыпать…
   – Ну и парень! – шептали сестры. Они заходили сбоку и смотрели на мое бледное, осунувшееся лицо.
   – Разведчик – этим все сказано! – значительно молвил хирург. – Не чета нам, тыловым ужам! – Доктор старался действовать осторожно, чтобы не разбудить меня, по его понятиям, необыкновенного человека. Кто-кто, а врач понимал, до какой степени утомлен человек, если заснул без наркоза под ножом хирурга!
Высшая награда Родины
   После операции меня поместили в отдельную маленькую брезентовую палатку. Она была обтянута изнутри белой тканью, обогревалась железной печуркой.
   Я понимал: такое внимание не случайно. Наверное, об этом позаботился сам командующий фронтом. Только вот никто не навестил, не поздравил с удачным возвращением. Из-за этого появилась обида. Она точила как червь, причиняя боль гораздо большую, чем рана в голове. Подумав, я стал утешать себя: «О пережитом мною, о том, как проник в город, занятый противником, убил патрульных и ушел от преследования, раздевался догола на ледяном ветру, снимал часового и едва не угодил живым в могилу, знаю только я. Для других это выглядит по-другому: разведчик Карпов получил приказ доставить ценные сведения, задачу выполнил, в ходе выполнения ранен. Вот и все. Остальное лирика. Перед наступлением у каждого работы много, некогда вести душеспасительные беседы с раненым. Лежишь в отдельной палате, лечат, кормят, чего тебе еще надо?»
   И когда я совсем уже успокоился, когда в душе все встало на свои места, вдруг поднялся край палатки. Заглянул ладный солдат в отлично сшитой форме, комсоставских начищенных сапогах, в фуражке с лакированным козырьком. Солдат и не солдат, будто сошел с картинки. На фронте таких не было.
   – Здравия желаю, товарищ старший лейтенант, – сказал, улыбаясь, красивый солдат. – Мы – фронтовой ансамбль песни и пляски. – Он показал рукой на вход в палатку, и я только сейчас услышал там, за брезентовым пологом, сдержанный говор многих людей.
   Я не мог понять, что все это значит и какое я имею отношение к ансамблю. Солдат пояснил:
   – Нас прислал командующий фронтом. Сказал, что здесь, в госпитале, находится раненый разведчик, который выполнил очень важное задание, и его, то есть вас, надо повеселить. Вот мы и прибыли.
   Приятная волна благодарности прихлынула к сердцу. «Не забыл. При всей своей невероятной занятости. Спасибо вам, товарищ командующий!»
   – Как же вы будете это делать? В палатке больше трех-пяти человек не поместится, – растерянно спросил я и, только сказал это, догадался – есть иной выход: – Вы дайте концерт для госпиталя где-нибудь в общей столовой и доложите командующему, что приказ выполнен.
   – Мы так не можем. Приказано поднять настроение лично вам. Для госпиталя будет особое выступление, – настаивал солдат.
   – Ничего не получится, я еще не ходячий. Может, на носилках меня снесут куда-нибудь, где все будут слушать?
   – Приказ есть приказ! Мы все организуем здесь… Меня зовут Игорь, фамилия Чешихин. Друзья шутки ради пустили слух, что это псевдоним, который, мол, происходит от главного моего занятия: чесать языком. Я ведь конферансье. По-военному – ведущий ансамбля.
   Появился дежурный врач, пришли сестры, укрыли меня еще двумя одеялами, подняли полы палатки, и я увидел толпу хорошо одетых солдат, похожих, как братья, на Игоря Чешихина.
   Профессионально улыбаясь, Игорь представил их единственному зрителю и слушателю. Звонко, как с эстрады, объявил:
   – «Землянка», слова Алексея Суркова, музыка Константина Листова, исполняет солист ансамбля Родион Губанов.
   Происходящее было похоже на приятный сон – красивые люди, музыка, пение. И очнуться не хотелось: сон это или бред, пусть так и будет. Важно, что слова песни вполне отражают явь. «Бьется в тесной печурке огонь…» Вот она, печурка, и прыгает в ней красный огонь. «На поленьях смола, как слеза, и поет мне в землянке гармонь…» Ну не в землянке, так в палатке. Только вот глаза передо мной другие – мамины глаза. Мама, мама, нет никого роднее и ближе тебя! «Ты теперь далеко, далеко… а до смерти четыре шага». Сейчас, пожалуй, побольше четырех. А было меньше шага: когда вели патрульные по Витебску, стволом автомата в спину подталкивали. И немец, которого я смог оглушить закоченевшей рукой, чуть не выстрелил в упор. Как уцелел? Непонятно. Из нескольких автоматов били, пока лез через проволоку, а зацепила всего одна пуля!
   – Вы не спите, товарищ старший лейтенант? – озабоченно спросил Игорь Чешихин.
   – Нет, нет, я все слышу и вижу отлично. Только не повредит ли вашим товарищам пение на открытом воздухе? У них ведь голоса.
   – Мы привычные. Всю зиму на морозе пели. Концертных залов на передовой нет. Теряли и голоса, и певцов. Война!
   После пения показали пляски. Танцорам было тесно на узкой дорожке перед палаткой, но они все же лихо кружились, а еще лучше посвистывали.
   – Специально для вас приготовлен отрывок из поэмы Твардовского «Василий Теркин», – сообщил Игорь.
   Я приподнялся. Я любил стихи Твардовского, в особенности про этого удалого парня Теркина!
   Игорь читал отрывок совсем новый, еще не читанный мной в газете:
 
Подзаправился на славу,
И хоть знает наперед,
Что совсем не на расправу
Генерал его зовет,
Все ж у главного порога
В генеральском блиндаже —
Был бы Бог, так Теркин Богу
Помолился бы в душе.
 
   «Ну, точно про меня! – думал с восторгом я. – Будто подсмотрел Твардовский, когда я шел к командующему».
 
И на этой половине —
У передних наших линий,
На войне – не кто, как он,
Твой ЦК и твой Калинин.
Суд. Отец. Глава. Закон.
 
   Я вспомнил всех генералов, с которыми довелось встречаться. Комдив Добровольский – строгий, властный, но бывает и добр – таким он запомнился, когда вручал мне первую медаль «За боевые заслуги». Член Военного совета Бойко – ну этот действительно и «ЦК, и Калинин» – огромной масштабности человек… Вспомнился Черняховский – красивый, крепкий, молодой, а глаза мудрые.
   Вместе с генералами встал передо мной как живой комиссар Гарбуз. Я был уверен, что если б не погиб Андрей Данилович, стал бы и он генералом. Да и без этого звания он по своим делам, по силе влияния на людей был настоящим генералом.
   – «Вот что, Теркин, на неделю можешь с орденом – домой», – не декламировал, а как-то запросто говорил Игорь. Чтец то превращался в Теркина, то в генерала, то в Твардовского. А то вдруг я узнавал в нем и себя. И было все это опять как во сне. Радостное ощущение не покидало меня и после концерта. «Ансамбль для одного! Ну, пусть не полный, пусть несколько человек, но ведь для одного меня прислал командующий!..»
   Словно продолжение этого сказочного сна, вечером в палатку грузно ввалился член Военного совета Бойко.
   – Лежишь? Правильно делаешь! Много сделал, отдохни!
   Генерал расстегнул шинель, снял фуражку, сел на табуретку так, что она хрустнула. Поглядел на меня улыбчиво и добро: – Сейчас отдышусь…
   «Больной человек, – подумал я, глядя на отеки под глазами генерала, – а по передовой мотается и днем, и ночью».
   Бойко поднялся, застегнул шинель на все пуговицы, надел фуражку, проверил, ровно ли она сидит. «Куда же он? – удивился я. – Ничего не сказал… Неужто затем только и заходил, чтобы отдышаться?»
   Но Бойко не ушел. Он встал против меня по стойке «смирно» и негромким, но торжественным голосом произнес:
   – По поручению командующего фронтом генерала Черняховского сообщаю вам, что вы, старший лейтенант Карпов, за неоднократные выполнения разведзаданий представлены к званию Героя Советского Союза. Командующий просил передать, что сам бы с удовольствием навестил вас, да не может, дел много. И за торопливость тоже извини. К большому мероприятию готовимся. Поздравляю и я. Будь здоров!
   Бойко пожал руку и ушел к поджидавшему его за палаткой автомобилю. Заурчал мотор, хрустнули ветки, и машина стала удаляться.
   Я жалобно посмотрел на сестру, попросил:
   – Сестричка, уколи меня чем-нибудь или облей водой.
   – Вам плохо? Я сейчас дежурного врача вызову.
   – Да нет же, хорошо! Очень хорошо!
   Сестра нежно молвила:
   – Ничего, от радости еще никто не умирал.
   Знакомый офицер из разведотдела штаба фронта позже мне рассказал:
   – Черняховский звонил в Москву, с кем-то строго разговаривал, сказал: мы несколько раз представляли разведчика Карпова на присвоение звания Героя. Кто-то еще помнит его судимость! Карпов уже старший лейтенант, член партии! Прошу вас, найдите два предыдущих представления, я посылаю вам третье, и дайте ход этим материалам
   Я подумал: «Дадут или нет, неизвестно, но все равно приятно»…
   Лечили меня в полевом госпитале, говорят, командующий сказал: в тылу такие же врачи, ранение не очень опасное, лечите здесь.
   Подлечили, а тут еще на мое счастье пришла разнарядка из Москвы – послать на курсы усовершенствования одного офицера разведчика.
   Начальник отдела кадров побеседовал со мной, посоветовал:
   – Поезжай в Москву на эти курсы, амбулаторно долечишься, подучишся, отдохнешь и вернешься к нам, учеба всего три месяца.
   Так я стал старлеем курсов усовершенствования офицеров разведки.
   Во время учебы на этих курсах у меня было много интересных встреч – фронтовиков приглашали в школы, институты, на заводы к рабочим.
   В эти дни произошло четыре незабываемых события.
   Первое 6 июля 1944 года. Утром шел я по улице на занятия и остановился у щита, на который пожилая женщина наклеивала свежие газеты. Я прочитал сообщение Информбюро о положении на фронтах и скользнул взглядом по тому, что было опубликовано ниже. То, что я увидел, заставило мое сердце забиться очень часто и громко. Перечитал еще раз. Неужели обо мне?

   Сообщение в газете «Известия»
 
   Вот что было в этом номере газеты:

   Сообщение в «Известиях» о присвоении высшей награды Родины
 
   Не знаю: покраснел я или побледнел, читая эти строки, но женщина обратила внимание на изменения в моем лице и спросила:
   – Тебе плохо, сынок?
   – Нет, мамаша, наоборот, мне очень хорошо, – я показал ей на строку в указе с моей фамилией.
   – Это ты?
   – Не знаю. Тут сказано «лейтенанту Карпову», а я старший лейтенант. Но меня представляли, когда я был лейтенантом.
   Я вспомнил слова знакомого из разведотдела: «Черняховский сказал в разговоре с Москвой – дайте ход и двум предыдущим представлениям».
   Женщине пояснил:
   – Может быть, однофамилец?
   Она замахала руками:
   – Да ты это, не сомневайся! Дай я тебя поздравлю и поцелую.
   Прохожие останавливались и с удивлением смотрели, как старушка, у которой в одной руке было ведро с клейстером, в другой – сумка с газетами, целует молоденького офицера.
   – Ты пойди в Кремль, уточни. Но не сомневайся, это тебя наградили, – советовала добрая старушка.
   После занятий пошел я в наградной отдел Верховного Совета, показал «Известия» и попросил уточнить – может быть, я в Указе.
   Отнеслись ко мне с недоверием: странно, только что опубликован Указ и тут же является награжденный.
   – Оставьте свой адрес и телефон, мы проверим и вам сообщим.
   Через неделю пришло приглашение в Кремль для получения награды.
   В указанное время я был в Кремле. Рядом сидел капитан летчик, у него на груди было три ордена Красного Знамени.
   Я обратился к нему:
   – Вы не знаете, что нужно говорить при вручении?
   – Здесь я в первый раз, получал награды на фронте.
   Вскоре вышел Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Горкин. Он проверил красные коробочки и документы, разложенные на длинном столе.
оворят, что награжденных предупреждают, чтобы они не пожимали крепко руку старичку Калинину, а то на радостях так натискают ему руку, что она у него потом болит.
   Это неправда, никто нас об этом не предупреждал.
   Вышел Михаил Иванович. Старенький с белой, клинышком, бородкой, близоруко посмотрел на нас, улыбнулся и тихо сказал Горкину:
   – Ну что, начнем?
   Горкин зачитал Указ и стал вызывать по одному. Вручение начали с Героев. Я надеялся услышать, что будут говорить награжденные, но меня вызвали первым.
   Калинин сказал:
   – Поздравляю вас с высокой правительственной наградой.
   Горкин протянул мне грамоту Героя, на которой высилась целая горка в красных коробочках: «Орден Ленина», «Золотая Звезда», карманное удостоверение Героя, денежные купоны, книжечки на получение проездных бесплатных билетов на поезда, самолеты, суда и даже паромы.
   Я сказал:
   – Служу Советскому Союзу!
   Пожал не сильно мягкую маленькую руку Михаила Ивановича и вернулся на свое место.
   Летчик сосед сказал:
   – Давай привинчу тебе звезду.
   Сделал дырочку в мой гимнастерке, залез рукой мне за пазуху и привинтил шайбочкой крепление «Золотой Звезды».
   – Поздравляю!
   Все происходило как во сне. Я ощущал себя в невесомости. Вышел из Кремля, встречные на меня смотрели и улыбались. Они видели «Золотую Звезду» на моей груди. В те дни она была редкой и очень уважаемой наградой.
   Люди меня видели, а я еще не разглядел, как выгляжу. Подошел к витрине ГУМа и делаю вид, будто гляжу на выставленные товары, а на самом деле смотрю на свое отражение, в котором на моей груди как маленькое солнышко сияет «Золотая Звезда»
   – Неужели это я?
   Зашел на телеграф и дал телеграмму домой, маме и папе: «Был в Кремле, вручили «Золотую Звезду». Целую. Володя».

Из книги «Большая жизнь»  Карпов В.В.

Книги нет в полном доступе в Интернете, кто-то качает свои права на собственность.

22.03.18 г   Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /.