По будням в 16-20, по выходным в 10-30... и так да

Сашка Серагов
     По будням в 16-20, по выходным в 10-30... и так далее.

     Представьте картину - обычный городской дворик, зажатый между какими-нибудь кирпичными или панельными "хрущёвками", девятиэтажками, или же это вовсе двор-коробка, в песочницах, на качелях и каруселях - детвора... Солнышко, птички, подсыхающие лужицы на асфальте, неплотно прикрытые канализационные люки, на газонах среди ещё не увядшей зелени - жёлтые глазки одуванчиков. Сплошная идиллия. И вдруг раздаётся чей-то мальчишеский голос:
     - Пацаны, щас мультик про кузнечика начнётся!
     Всякие игры тут же забыты, компании распадаются, все бегут к подъездам, не глядя под ноги и не чуя таковых под собой. Город стоит на ушах - детвора торопится к чудесным голубым экранам. Отовсюду слышится примерно одно и то же:
     - Щас про кузнечика будет! Айдате смотреть!
     Проходит минута - и на улицах ни одного мальчугана...
     Кто же такой этот кузнечик, который заставил мальчишеское племя забыть недостроенные песочные крепости, побросать машинки, лопатки, игрушечные пистолеты и автоматы, и даже самодельные хлопушки из отлитых на кирпиче свинцовых конусов?
     Это вовсе не герой известной детской песни, который ел одну лишь травку, не трогал и козявку, и с мухами дружил. Нашего кузнечика зовут Хупер, и он примечателен тем, что превосходно играет в баскетбол. За это его очень не любят всякие криворукие неумехи из семейства собачьих-кусачих, которые, движимые чёрной завистью, то и дело норовят подстроить мирному и безобидному кузнечику какую-нибудь пакость. Но он выходит победителем из всех передряг, и продолжает успешно забрасывать в корзину решающие мячи, благодаря которым его команда непременно выигрывает.
     Бедный кузнечик! Как мы все ему сочувствовали! Не успеет он уладить искусственно созданные на пустом месте проблемы с соседями, городскими чиновниками, полицией или профсоюзами - как на горизонте маячит новая зловещая хренотень, готовая вот-вот обрушиться на его зелёную усатую голову...
     И тем не менее кузнечик всех победил и отстоял своё реноме лучшего игрока в баскетбол.
     Сия история придумана испанскими мультипликаторами, и называется она - "Баскетбольная лихорадка".
     И это только один мультсериал. Ещё было множество других, и я расскажу вам кое-что о том, как мы сидели перед телевизором и портили себе зрение. Как-то уж так получилось, что наше постсоветское поколение очень хорошо помнит не абы что, а телевизор и его содержимое. Вот об этом его содержимом, прежде всего о мультфильмах и влиянии, ими оказываемом, мы и поговорим.
     Мы видели всякие мультфильмы - и наши, и зарубежного производства. Чаще всего - зарубежные. Причина тому проста до безобразия - все телеканалы только ими и были забиты. Сейчас, задним числом, можно сказать, что они были ярче, динамичнее и лучшего качества, но... Положим, насчёт яркости и динамичности - спору нет, но вот качество - взгляните хотя бы на советские послевоенные мультфильмы и сравните их качество с зарубежной продукцией, вышедшей на экраны в более поздние шестидесятые годы. Это небо и земля... А лица героев? Порой складывается впечатление, что компания Диснея и ей подобные объединения нарочно упрощали себе задачу, не желая делать лишний штришок, и выводили на экраны каких-то уродцев. Взгляните на диснеевского Винни-Пуха, прежде всего - на его вечно зло-ехидную морду, или на Пятачка, напоминающего какой-то причудливый гибрид пчелы с поросёнком...
     Но это, как говорится, брендовый товар. Мультфильмов было столько, что большую их часть многие юные зрители просто не запомнили, а если и запомнили - то урывками, иной раз и без названия.
     Вот например - что это за мультсериал такой? Стандартная американская семья из трёх человек - папочка, мамочка и сынок. Их можно видеть на начальной заставке, где они едут на трёхместном велосипеде именно в том порядке, в каком и перечислены. Глава семейства - толстый, необъятных размеров дядька, его жена так же страдает от лишних килограммов, а их сынок - длинный, худой и вдобавок ушастый. Папочка за все годы семейной жизни так ни разу и не сумел поставить на место свою благоверную, что время от времени изъявляет желание командовать. Эта благоверная, кстати, постоянно чем-то недовольна и зла, как сто чертей. Всякий раз у неё в руке оказывается половник или шумовка, и сии инструменты не лежат без дела, то и дело прикладываясь к мужниной голове. К слову сказать, этот незадачливый папочка постоянно мечтает разбогатеть и впрягает сына во все свои прожекты. Например, в одной из серий он купил трактор. За каким, дико извиняюсь, хреном - не знаю, но уверен, что при этом он крепко влез в долги. Он не умел им управлять. Когда завёл - не сумел остановить. В результате - дыра в стене, разгромленная кухня, перемолотая посуда, весь дом засыпан землёй, двигатель машины - всмятку... а под конец всё то же, что и обычно - злющая супруга с половником... Одним словом - ни кухни, ни трактора, ни долгожданного достатка.
     Как же мы все сочувствовали этому невысокому робкому толстячку! Вот вечно на него, как из рога изобилия, всякие напасти сыплются. Да ещё и руки приделаны не к тому месту.
     А вот вам ещё один неопознанный мультфильм американского выпуска, вроде бы годов пятидесятых... Речь в нём пойдёт о семействе самолётов - самолёт-папа, самолёт-мама и самолёт-сынок(опять стандартная американская семья из трёх...(???) ). Они жили на аэродроме. Чем занимались в свободное от полётов время - не знаю. Но в один далеко не прекрасный день самолёт-сынок пропал. А накануне у его папы был сильный насморк...
     У самолёта - насморк... если бы сам не увидел - ни в жисть бы не поверил. А чем же, спросите вы, занималась мама-самолётиха? Не знаю. Не уверен даже - показали ли её хоть разик в кадре.
     А кот Феликс? Сколько несчастий он претерпел из-за того, что какая-то парочка раздолбаев охотилась за его волшебной сумкой!
     Кстати. В начальной заставке к коту Феликсу можно услышать какой-то дебильный смех. Даже десятка серий не успели показать - а пародии на сей дебильный смех уже звучали на каждой детской площадке и в каждой школе. Вот какое влияние на народ имеет волшебный голубой экран!
     Детвора с большим удовольствием смотрела истории о приключениях Ниндзя-Черепашек. Но вот какая любопытная штука - никто не мог сказать, из-за чего же там весь сыр-бор начался? Кто кому отдавил самые больные мозоли и откуда вообще взялись антропоморфные черепахи? Причина сего незнания кроется в том, что сезоны мультфильма показывались не по порядку, а часть сезонов вообще не попала в эфир.
     Но зато фраза "ты забыл сменить носки" сошла с экрана в детскую среду именно благодаря этому мультфильму. Она была сказана Бибопом по адресу Рокстэди... или наоборот? Уже на следующий день, стоило кому-нибудь в школе сморщиться и спросить, хотя бы и в шутку - чем это воняет? - как в ответ от кого-нибудь слышалось:
     - Ты забыл сменить носки!
     И это не говоря о том, что песня из сего мультика коверкалась в каждом дворе на все лады, наполняясь всеми, с позволения сказать, богатствами русского языка.
     А теперь мы расскажем вам историю о трёх поросятах. Старшего звали Наф-Наф, среднего - Нуф-Нуф, младшего - Ниф-Ниф. Однажды они, собравшись дома у Ниф-Нифа, взялись за инструменты и начали играть. Наф-Наф бренчал на рояле, Нуф-Нуф щипал струны контрабаса... или гитары - где их там упомнишь! - а Ниф-Ниф стучал в тарелки. И тут под окнами домика появился серый волк. Он приставил к окошку трубу, дунул - и домик развалился. Таким вот образом Ниф-Ниф - а затем и Нуф-Нуф, к которому переехало музыкальное трио - остались без домиков. Повезло лишь Наф-Нафу - у него был дом что надо, а не какие-то развалюхи... Волк дул в трубу до тех пор, пока не помер. В следующем эпизоде мы видим его в огне преисподней...
     Это - сказка "Три поросёнка", версия от MGM. И многие, кто не имел дома книг с близким к оригиналу пересказом, были уверены, что сказка о трёх поросятах именно так и выглядит.
     А теперь мы немного расскажем о телевизионных антеннах. Как вы помните, двадцать с лишним лет назад крыши городских многоквартирных домов были утыканы разнокалиберными конструкциями на штырях, сделанными зачастую в кустарных условиях. Антенные усилители имелись лишь у десяти человек из ста, спутниковые тарелки - и вовсе одна на всём фасаде... В итоге получалось так, что большинство горожан - о селянах и говорить нечего - смотрели, как в советские годы, два канала, первый и второй, то бишь, ОРТ и РТР. А между тем счастливчики, обладающие антенным усилителем или живущие в парочке самых больших городов, смотрели так же НТВ, ТВ6, 2x2 и ещё штук пять каналов, названия которых я позабыл.
     И вот детвора во дворе делится впечатлениями - кто что смотрит. Слышатся какие-то странное слова - "трансформер", "кибертрон", "автобот" и ещё что-то в этом роде. Все слушают, разинув рты, какого-нибудь самого везучего товарища, у которого финансовое положение семьи позволяет иметь всё, что душе угодно - консоли "Видеоспорт" и "Спектрум", цветной телевизор, всевозможные модификации усилителей сигнала... и даже - мечта всех и вся в возрасте от шести до четырнадцати! - сляпанную на Тайвани восьмибитку Dendy Junior! Одним словом, по городам и весям нашей страны прокатилась волна роботомании.
     Мультфильмы о трансформерах я почти не смотрел. Кто такие Автоботы с Десептиконами и с чего они между собой сцепились - не знал. Причина проста - на телевизоре катастрофически не хватало телеканалов. А раз у тебя не кажет ящик где надо - то и делать в компании ребятни тебе нечего. И тем не менее очень уж мне хотелось получить трансформерную игрушку...
     Однако не получил, как ни пытался. Но это уже совсем другая история...
     Представители старшего поколения почти не помнят - как они сами росли. А потому, видя увлечённость своего дитяти какими-то роботами, сильно переживали, а то и начинали ругаться.
     - Да ну вас всех с вашими гобатами! - восклицали мама, папа и бабушка в один голос, когда мы позволяли себе пошуметь-повоевать в наших трёх комнатах.
     Чем мы увлекаемся - никто из старших особенно не интересовался. Все детские увлечения развивались как-то стихийно и бесконтрольно, сами по себе. Может быть, в своё время мальчишки на-вроде меня и в самом деле зацикливались на чём-то и не могли никак с этого соскочить, но, наверное, мы просто копировали родителей? Ведь наши бабушки и мамы тоже сидели возле телевизора как приклеенные, и бурно спорили - так чья же коварная рука застрелила Диего? Что там учудила Ракель? Что делали Мария и Хосе Игнасио, когда остались дома одни? Что стряслось с Тони-Лунатиком и кто из героев "Санта-Барбары" родился с грамматической ошибкой?
     А раз так - то какой спрос с детей?
     Но, пожалуй, я увлёкся. Идём дальше по волнам мультипликационных - и не только их одних - воспоминаний...
     Кто такой Незнайка - объяснять, полагаю, излишне. Мультфильмы про этого замечательного коротышку из Цветочного города видели все. Какой же поднялся ажиотаж, когда пронеслись слухи о выходе мультика по мотивам книги "Незнайка на Луне"! И вот в видак отправляется долгожданная кассета, и... одно разочарование следует за другим.
     Во-первых, герои прорисованы как персонажи аниме. Неужели в России полностью вымер мультипликационный жанр со всеми своими традициями? Или авторы думали, что закос под аниме поможет набрать просмотров за рубежом?
     Во-вторых, что это за бред - "от Луны оторвался кусок и ударил по голове"?
     В-третьих, что это ещё за журналистка Звёздочка?
     Можно было бы понять, если бы авторы мультика выкинули долой какие-то эпизоды, которые уместны именно для книги, а не для экрана - но они, похоже, предпочли идти лёгким необременительным путём - в "духе времени", а не в духе добросовестности.
     В общем, несмотря на множество благожелательных отзывов, лично мне кажется, что мультик не удался, пусть даже к нему приложили голоса некоторые именитые личности. И даже разрекламировали не без расчёта на зарубежную аудиторию.
     А теперь поговорим о кино.
     О какой кинозаставке можно сказать, что "перед вами раскрываются девять кругов ада" - во всяком случае, лично у меня она вызывает именно такие ассоциации? Это, конечно же, череда арок перед каждой новой серией "Санта-Барбары". Стоит зазвучать аудиоряду из духовых - и все домашние, бросая свои дела, пулями летят к телевизору. Прямо какая-то магия...
     О чём сие кинотворение? Не помню, а пересматривать заново просто не хочется. Шутка ли - тысяча двести с чем-то серий! Но, глядя на экран, возникало странное ощущение того, что все события происходят в одной и той же комнате - герои всего лишь приходят и уходят, взаимозаменяя друг друга, и беспрерывно что-то говорят... не помню, что именно. Но чувствую - что говорят гадости.
     А удивительнейшие приключения лейтенанта Коломбо? Этот сериал помнят многие, наибольшая часть его серий снята где-то в семидесятых-восьмидесятых годах, но в сравнении с кинопродукцией девяностых и тем паче двудысячных он выглядит таким древним... словно из некой другой малоизученной эпохи, а главное - благородным. Он скорее западноевропейский, нежели американский. И Питер Фальк - воистину гениальный актёр. Коломбо в его исполнении вплоть до начала активных действий по изобличению злодея представляется этаким простоватым деревенским мужичком... причём злодей до последней секундочки уверен, что ему всё сойдёт с рук.
     Очень недурны в своём жанре и "Секретные материалы". Они шли довольно поздно, на REN-TV, ближе к полуночи - и на какие только ухищрения не пускалась детвора, лишь бы глянуть хоть одним глазком на игру Дэвида Духовного и Джиллиан Андерсен! А на следующий день начинались раздоры и споры - кто из персонажей страшнее: семейка людоедов с отдалённой фермы, проползающий по трубам Юджин Тумс, заражённый неведомой тварью полковник Белт, разносящий заразу Чупакабра или безголовый доктор с неотложки?
     Картина из детства - в комнате темно. Окна занавешены. Далёкий отсвет бледно-голубого уличного фонаря. Тикают часики. Мерцание телевизора. На экране - Фокс Малдер... а у вашего покорного слуги в голове бьётся-пульсирует мысль - "Сейчас его слопают! Вот прямо сейчас его слопают! Сейчас-сейчас..." Но всё как-то обходится. Так получилось - чудеса, да и только! - что после просмотра очередной серии "Секретных материалов" можно было заснуть счастливым. Не такой уж этот сериал кошмарный, хотя взрослые утверждали обратное.
     В сем повествовании я старался более-менее соизмерять хронологию, следя за тем, чтобы каждое описание соответствовало порядку выхода того или иного произведения. Конечно, не всегда это получается, но ничего не поделаешь - иной раз сюжет строит сам себя.
     Ещё, готовясь к написанию, я принял решение руководствоваться только собственной памятью и не лазить по Интернету в поисках ответов - кто такие Десептиконы, что такое феномен Сниппи, удалось ли коту Феликсу отстоять свою волшебную сумку и так далее... но сейчас случай особый, и мне придётся нарушить собственное правило с целью продемонстрировать поясняющую картинку.
     Кто помнит - что это за железки в компании с Чебурашкой-трансвеститом?
     (Прим. автора: картинка расположена по адресу первой публикации(https://yapishu.net/book/127400), поскольку разместить её на нужном месте не представляется возможным)
     Это покемоны. "По будням в 16.20. на первом". Лишь стоит часам показать четыре с двадцатью минутами пополудни, как улицы пустели - точно так же, как и в те годы, когда ребятня следила за злоключениями кузнечика Хупера. Ни одного мальчишки, ни одной девчонки.
     Чем закончились похождения Эша и компании - мы так и не узнали. Показ мультика был прерван то ли по техническим, то ли по политическим причинам - эта подробность так и не была прояснена. А потом интерес к покемонам пошёл на спад. Мечта о всех тридцати с лишним кассетах со всеми сезонами была похоронена временем.
     Тварюшек, что должны были сидеть в покеболах, было столь много, что по прошествии первой сотни серий ребятня начинала путаться в их названиях и свойствах. Ещё многих волновали вопросы - как же они умещаются внутри маленького шарика размером с яблочко? Почему одни покеболы красно-белые, а другие - желто-белые? Почему Брок постоянно помешан на бабах - это следствие аномального гормонального фона, или просто вид спорта? Когда Гарри-чемпиону наконец-то настучат по башке? И наконец - в кого влюблена Мисти? - ясно лишь, что не в разгильдяя Эша, что сломал её велосипед, и не в сексуально озабоченного Брока...
     Меня тоже волновала одна деталь - почему при швырянии покебола нужно задирать ногу до головы?
     Ясное дело, что ответы на сии вопросы так и не были получены.
     Примерно в то же время, когда на ОРТ начинались "Покемоны", на РТР шёл показ другого мультсериала - "Джуманджи". Что делать, если ты оказался в положении Буриданова осла, что не может решить, чем ему закусить - овсом или сеном? Решение просто, как и всё гениальное - нужно смотреть тот мультфильм, в котором лица героев наименее уродливы. При таком раскладе неизбежно побеждали "Покемоны".
     И напоследок мы с вами пройдёмся по предмету обожания едва ли не всех девчонок страны, чей юный возраст пришёлся на первое постсоветское десятилетие - двухсотсерийной истории о маленькой капризной девочке по имени Усаги Цукино, которая любит лимонные пироги с мороженым и на дух не выносит математику, младшего братишку и свеженарезанный лук.
     Каждую субботу и воскресенье, едва стрелки часов приближались к половине одиннадцатого, улицы стремительно пустели - ни одной девчонки! Справедливости ради скажем, что исподволь за приключениями Усаги и её подружек следили и мальчишки - просто они не хотели признаваться в этом своим товарищам, из опасения, что те их засмеют. Вот, к примеру, ваш покорный слуга - он никогда не узнал бы о существовании "Сейлор Мун", если бы не старший братец, который каждые выходные незадолго до полудня усаживался к голубому экрану, переключал на ТНТ и что-то такое там высматривал...
     Правда, в те годы мне не довелось увидеть первый и второй сезоны полностью. Зато третий, четвёртый и пятый сезоны запомнил более-менее хорошо. И недоумевал над разного рода странностями мультика - вот, например: почему большую часть каждого сезона сенши занимаются чем угодно - но по настоящему принимаются за дело лишь тогда, когда их основательно припечёт, да так, что уже просто деваться некуда?
     Как известно, внутренних сенши - пятеро, если не считать принца Эндимиона. Затем где-то мимоходом промелькнула Сейлор Плутон. Неужели после её появления они так и не поняли, что существуют ещё как минимум трое сенши?
     Величайший вопрос всех времён и народов, не дающий покоя разного рода любопытным личностям - так какого же пола Харука Тено и кто она для Мичиру Кайо? - так вот, я скажу, что ни я, ни мой дорогой братец никогда не пускались в его обсуждение. Как-то само собой порешилось, что Харука - парень, ну а то, что во время трансформации на нём появляется юбочка - сия деталь как-то не очень бросалась в глаза. Ведь Уранус вёл себя как парень - кем же в сем случае он ещё мог быть?
     Так же никто особенно и не задавался вопросом - кто же на самом деле эти ребята из "Трёх звёзд"? Как будто парни - и по форме, и по содержанию. Если где-то и было сказано мимоходом, что это их временный облик, то эта подробность, как мне кажется, осталась в памяти лишь у весьма немногих, самых взыскательных зрителей.
     И как только всякое вражьё не измывалось над Усаги! И так и эдак ломали-кромсали, и похищали, и на мороз выставляли, и любимого парня отнимали, и всех подружек поубивали... но нет, всё перенесла и выстояла!
     Все мультфильмы кончаются, прошёл и этот. С тех пор, а если быть точным, с весны 2002-го года, я, досмотрев последнюю серию пятого сезона, позабыл о сем аниме на целых четырнадцать лет - а если быть точным, до весны 2016-го. Меня угораздило на девятое мая попасть в хирургию с аппендицитом...
     И вот, получив возможность о многом подумать, я вдруг вспомнил увлекательные приключения Усаги Цукино и решил вновь с ними ознакомиться.
     Ознакомился. Задумался. В течении нескольких месяцев изучал разного рода доступную информацию о "Прекрасной воительнице Сейлор Мун" и различных, прямых, смежных и косвенных аспектах сего творения. И, памятуя о своём прошлом опыте по написанию произведений с военно-фантастическо-апокалиптическо-утопическим уклоном, решил снова взяться за перо.
     Но это уже совсем другая история...
     Конечно же, я не рассказал здесь всего, о чём хотел бы. Но это не моя вина. Просто следует помнить о том, что объять необъятное ещё никому не удавалось.