Мы спим...

Сашка Серагов
     Мы спим...

     Известно ли вам, что приготовления ко сну и укладывание в постель - это отнюдь не окончание активной фазы жизненного цикла? Для некоторых категорий людей это начало более интересных занятий...
     А для меня в детские годы ночь являлась продолжением дневного веселья.
     Как обычно дети укладываются спать? Да в сущности - очень просто. Мамы подоткнут одеяла, велят положить ручки под щёчку, могут поцеловать в лоб, кому-то на ночь что-то читают... Например, нам с Оленькой дедушка читал книжку про дядю Фёдора, сдувшего из города в деревню Простоквашино. Если ко сну нас готовила тётя Зина - то мы слушали рассказ про ёжика, что забрался ночью в дом, бродил по комнатам и крепко напугал двух мальчишек, что пытались убедить себя в том, что они никого не боятся. Очень располагающий ко сну рассказ! Автор, если не ошибаюсь - Константин Ушинский...
     Летом у бабушки мы с Оленькой спим в одной комнате. Половина дома разделена на четыре крохотные спаленки, обращённые дверями в гостиную. Строго говоря, там и дверей-то нет - каждый вход обычно перегорожен занавеской с цветочным рисунком, или же занавеской из бамбуковых палочек.
     Наши кровати поставлены у противоположных стен. Мы с сестрёнкой очень любим разговаривать - обо всём на свете, или же обо всём - и ни о чём. Но вздумай мы шептаться через комнату - нас бы непременно услышали и спугнули, а посему Оленька на правах старшей зазывала меня к себе под одеяло. И я считаю необходимым особо подчеркнуть, что двадцать с лишним лет назад никто не задавался великим вопросом - хорошо ли то, что маленькая девочка со своим маленьким братишкой спит в одной кровати, или плохо. Никто не отчитывал нас - ни мама, ни тётя Зина, ни бабушка - и не делал круглые глаза... Мой компаньон по деревенским пакостям Витька Ширшов мирно почивал в обнимку со своей сестрёнкой Танюшей, а Кирка Белякова - с братцем Шуриком. И, как говорит всеведующий Яндекс - ничего такого не случилось!
     По ночам я любил пугать Оленьку разными страшилками, например, говорил, что на подоконнике шевелятся кактусы. Или что за окошком появился грозящий указательный пальчик...
     - Страшный пальчик ругается! - кричал я шёпотом, и мы дружно ныряли под одеяло.
     Минуту спустя:
     - Оль, а Оль... посмотри - пальчик ещё там?
     - Ой... не видно ничего!
     - Ладно, я сам...
     Я выглядываю наружу:
     - Скорее прячься, там пальчик ругается! - и я тянул одеяло на себя, в надежде, что зловещий пальчик доберётся до меня после того, как съест Оленьку.
     Иной раз мы ночевали у Беляковых. Киркина бабушка размещала нас в самой большой спальне, и вот тут-то, когда гасился свет и дом погружался в наполненную тьмой тишину, начиналось настоящее веселье.
     Ваш покорный слуга и маленький Шурик - Киркин братишка - размещались на одной половине комнаты, а девчонки - на другой, и начинались самые настоящие боевые действия. Противники швырялись друг в друга подушками, одеялами, плюшевыми игрушками, одеждой... Никто из участников этой подушечно-пододеяльной баталии ни за какие коврижки не сумел бы отгадать - что именно прилетит в его сторону и в какую часть тела придётся удар.
     А вот, положим, кто-то лежит себе под одеялом - а затем говорит:
     - Смотрите все - я сейчас буду делать костёр!
     Что это значит - не всякий сообразит. А делался "костёр" следующим образом - нужно было быстро-быстро сучить задранными кверху ногами под одеялом, отчего оно начинало забавно колыхаться.
     Уложили деток спать - а они даже при погашенной лампочке продолжают веселиться... Разумеется, эти ночные спектакли служили предметом бурного негодования у всех заинтересованных сторон - пап и мам, бабушек с дедушками...
     А знаете ли вы - как неприятно отправляться спать, когда вас перед этим ещё и наказали?
     Вот, например, Толик со своими приятелями как-то вечером задумал развести костёр за баней. Местечко для предстоящего действа было очень уютным - заросший крапивой и лопухами простенок между баней и коровником Петра Иваныча, и по серёдке сего простенка была выкопана яма, в кою мальчишки напихали хвороста и всяческого мусора. Сверху костёр был прикрыт куском чугунной печной плиты, и вот наконец Толик торжественно вынимает стянутый с кухни спичечный коробок...
     По молодости лет мальчишки как-то не подумали, что отскочивший уголёк может превратиться в очаг тления, от которого под утро займётся и баня, и коровник - а потому неудивительно, что наш костёр заприметила бабушка.
     - Это что это вы тут делаете? - загремело над нашими головами в самый разгар веселья.
     Ведро воды положило конец буйству огненной стихии. Толиковские приятели мигом разбежались, оставив виновника переполоха в одиночку сносить бабушкины подзатыльники. Здесь же находился и я - мне разрешили остаться в качестве зрителя, но теперь, после явления народу бабушки, я превратился в равноправного виновника свершившегося преступления. Толик даже не думал упоминать, что моё участие в нём было довольно опосредованным, ибо я не крал спичек и не раскладывал хворост. Наполучав на орехи, он с надутыми губами ушёл ночевать на чердак, а меня отконвоировали домой и хорошенько пропесочили, добавив напоследок:
     - Никаких костров! Понятно???
     Но и это было не пределом того, насколько бурной может быть подготовка ко сну.
     Наша городская сестрёнка Ксюша порой сильно отравляла нам жизнь - мне в особенности, ибо она была младше меня, и уложить её спать было воистину Сизифовым трудом. Девочка, по выражению тёти Зины, то "кружилась на кровати как пчела", то начинала мяукать, или лаять, а порой даже кукарекать... Ещё она любила стучать камешком по отопительной трубе - ей казалось это очень забавным. Но чаще всего она, вместо того чтобы спокойно лежать, говорила какие-нибудь глупости, причём делала это настолько уморительно, что мы с Оленькой буквально хватались за животики от смеха.
     Вот, например, нам застилают постели. Ксюша крутится поблизости и вдруг заявляет:
     - А когда мы ляжем спать, я буду говорить под одеялом нехорошие слова!
     - Какие ещё слова? - удивились взрослые.
     - Алкаш х..., б...ь, п..., - с готовностью пояснила Ксюша. Я не выдержал и рассмеялся, Оленька тоже залилась на все лады, и на нас грозно цыкнули. Мы притихли, недоумевая - почему же никто не цыкает на Ксюшу? Странный, однако, народ - эти взрослые...
     И маленькая девочка доказала, что её слова не расходятся с делом. Битый час, прежде чем дом погрузился в сон, из-под её одеяла нёсся непрерывный поток грязных ругательств.
     Кому когда под силу было предугадать - что за чертовщина может взбрести в голову малому дитяти? Надо полагать, что даже сам Сократ или Цицерон не отваживались разбирать сей вопрос. Вот и наша Ксюша в один прекрасный вечер, едва ей застелили постель, ни с того ни с сего расплакалась и начала вопить:
     - Не хочу я тут спать, я хочу там спать! - и заспешила к моей кровати. Разумеется, меня тут же турнули и отправили на Ксюшино место, но не прошло и двух минут, как девочка заорала не своим голосом:
     - Не хочу я тут спать, я хочу там спать! - и устремилась к своему прежнему месту.
     Что случилось с ребёнком? Раз десять девочка поднимала рёв, бегая с одной постели на другую, переполошив весь дом, и угомонить её удалось лишь к полуночи... впрочем, будь у неё побольше сил, то, как мне кажется, учинённая ею свистопляска тянулась бы до двух пополуночи, а как бы и не дольше.
     Но однажды всему этому пришёл конец. Как оказалось, эти ночные представления можно было прекратить очень простым способом - всего-навсего погасить свет и поплотнее занавесить проходы между комнатами. В темноте Ксюша сразу же переставала буянить, и могла лишь тихонько лежать на месте и всхлипывать:
     - Включи свет! Включи свет! Включи свет! - она тянула эти слова каким-то визгливо-капризным голосом, которому и интонацию не сразу подберёшь. На что тётя Зина отвечала железным тоном:
     - Свет дядя выключил и больше не включит.
     И всё. Коротко и ясно. Тётя Зина - не мама и не бабушка, с ней всякие детские фокусы обычно не проходят - но это если она дома одна, когда некому вмешаться и организовать городской сестрёнке свободную от запретов вольницу.
     Однажды, много лет спустя, я как-то раз лёг спать. Меня тянуло в сон, сильно тянуло - но заснуть я не мог до четырёх утра. Уже повзрослевшая Ксюша лежала на соседней кровати с мобильником в руке, списываясь через SMS с каким-то своим поклонником, и почти беспрерывно хихикала. Странное дело - в наполненной электронными гаджетами бытовой среде мы разучились спать. Мало кто помнит, скажем, такую вещь - лет двадцать назад при наступлении полуночи в каждом часовом поясе нашей необъятной страны отключались все теле-, и радио-ретрансляторы. И, как мне кажется, это делалось не только ради того, чтобы дать отдых аппаратуре.
     Ибо люди ещё помнили, что ночи созданы и для их собственного отдыха.

     Место первой публикации - https://yapishu.net/book/126337