Пивовар и болотник

Виктория Терентьева 2
Рассказывают, что в одном селении жил человек по имени Вильм. У каждого  в этом мире есть свое дело. Было и у Вильма. Варил и продавал он пиво, как и отец его, и отец отца.  Уважали их семью соседи, частенько собирались в кабачке, поднимали кружки за здоровье пивоваров, и пили лучшее пиво в округе.
Как умирал отец Вильма, то передал сыну рецепт их семейного пива и старый котел, и сказал: - Главный секрет тебе открою. Вари пиво каждый раз так, как будто хочешь подать его самому королю. Даже если в дверь твою входит бедняк.
И Вильм унаследовал семейное дело. Принялся он варить пиво и угощать соседей.
- У нашего Вильма не сердце, а золото! - говорили бедняки, которым частенько наливал он кружку пива и не брал с них даже самой мелкой монетки.
Одна беда - был Вильм ленив и беспечен. Быстро забыл он, о чем говорил ему отец. Лень ему почистить котел - и так сойдет,лень сходить за свежей водой - и болотная сгодится. Морщились соседи да терпели. Где ж другого пивовара взять? Да только если что плохое случиться может, оно и случится, хоть верь-хоть не верь.
Заклубилась однажды пыль по дороге, что вела на все четыре стороны, и вьехал в селение на тележке толстый незнакомец из города.  Побренчал кошельком, купил дом у вдовы сапожника и открыл трактир прямо напротив кабачка Вильма. И недели не прошло, как сельчане попробовали пиво трактирщика. Было оно свежим и вкусным, веселило сердце и ноги сами пускались в пляс.
А что же Вильм? Сперва смеялся он и говорил, что всем места хватит. Да только скоро все соседи забыли дорогу в его кабачок. Разве что бедняки заходили, которых он бесплатно угощал, только не могли они заплатить ему и мелкой монеткой.
Узнал Вильм, что такое нужда. Скоро и дом его оказался заложен, и кабачок, и даже утварь грозился забрать за долги толстый сосед-трактирщик.  Пришел он как-то раз к Вильму, оглядел его дом и сказал:
- Ну что, дорогой сосед, должен ты мне уже немало, и через неделю срок уплаты долга. Есть ли у тебя, чем заплатить? Вижу, что нет. Так и быть, у меня доброе сердце, и подожду я до следующей среды. А потом не взыщи - ступай на все четыре стороны.
Бедняга пивовар вышел из дома и услышал, как напротив, в трактире соседа веселятся его односельчане, поют песни и толкуют о делах. Одному ему во всем селении было нерадостно. За тяжелыми мыслями и не заметил Вильм, как подошел к нему бедняк Хольме. Был он самым старым в селении и помнил деда Вильма юношей.
- Знаю, что на сердце у тебя тяжело, - сказал Хольме, - и не буду ни ругать тебя, ни утешать.
- Что толку? Спасти меня может только чудо, хоть ругай тут, хоть утешай.
- Вот про чудо и пришел я потолковать с тобой, Вильм. Хоть и не послушал ты завета деда и отца, и давно твое пиво не лучшее в округе, но сердце у тебя доброе. Потому мой тебе совет - свари пиво, какого не пробовал и сам король. Тогда вернешь свое добро.
- Да как же я сварю такое пиво, дед Хольме? Его умеет варить лишь болотник - болотный владыка.  Где я его найду?
- Где можно найти болотного владыку, как не в болоте, глупый! - рассердился Хольме. - Не возражай мне, а слушай - когда я был мальчишкой, старики говорили, что один храбрец добрался до того болота и вернулся назад. Завтра утром встань пораньше, помолись Богу и иди по той дороге, что ведет на все четыре стороны. Как дойдешь до  леса, так ступай прямиком туда, где пройти невозможно. Там и будут владения болотника. Да только не вздумай прийти к нему с пустыми руками. Очень уж он любит подарки.
Так Вильм и сделал, потому, что больше делать ему было нечего. Взял он с собой последнее, что осталось - три медных гроша в кармане и фляжку пива, и пустился в путь.
Шел он целый день, устал и проголодался, да и жажда его мучила сильно.  Присел у родника, жажду утолил и вытащил краюху хлеба.
- Добрый человек! Не поделишься ли ты хоть крошкой?
Рядом с ним стояла нищенка, такая худая, что ветер качал ее, как тростинку.
- Изволь, бедолага! Садись, отдохни и поешь. - И Вильм отдал нищенке свою краюху, потому что увидел он, что есть на свете те, кому  гораздо хуже живется. Отломила нищенка кусочек, а остальное спрятала за пазуху.
- Это детям моим! Весь день просила я милостыню, но никто не дал мне и гроша. А детки мои голодны.
Вздохнул Вильм, вытащил из кармана три медных гроша, что нес болотнику, и протянул их нищенке.
- Да ведь если подумать, - рассуждал он, шагая по дороге, - зачем болотнику мои гроши? Старики говорят, что богатств у него не перечесть. Еще обиделся бы. Вот пиво - славный подарок. От него на душе радость.
Так говорил он и не заметил, что забрел в непролазную чащу.
- Дела! Ни души живой вокруг. У кого ж я спрошу дорогу?
- Спроси у нас, коль нужда есть!
Оглянулся бедняга - а вокруг такие страшные рожи, что до смерти не забудешь и в смертный час свой вспомнишь. Забрел пивовар прямо в логово разбойников.
 - Как ты посмел через наш лес идти? Но раз уж пришел, поживимся теперь твоим добром и с тебя шкуру спустим.
- Господа разбойники! - испугался Вильм. - Шкура моя мне самому нужна, а добра не скопил. Вот разве позвольте угостить вас моим пивом. Варил его мой отец, варил дед, а теперь моя очередь настала.  Отведайте - от него на душе веселее.
- Уф, кислятина! - крикнул ему самый страшный разбойник. - Но на душе и правда, весело. Так весело, что охота нам с тобой шутку сыграть. Иди вон по той тропе, да не сворачивай.
Радостный Вильм помчался по тропинке, а разбойники покатились со смеху.
- Эх, дурень! Прибежит прямо к болотнику  лапы, вот потеха будет. А куда он шел-то?
Вильм бежал по тропе, не сворачивая, и скоро ноги его стали увязать в болотной жиже. Остановился пивовар. К болотнику-то ему позарез надо было, но не топиться ж для этого в болоте.
- И как к нему в дом попасть? Дом болотника в самой глубине, а мне уже и шагу не сделать. Э, а это кто?
Увидел Вильм корягу, а на ней крохотного, серого, мохнатого человека-нечеловека, зверя-незверя. То был болотный малявка, самый маленький болотный дух.
- Приветствую вас, господин малявка! - поклонился Вильм. - Что это вы тут сидите на коряге?
- А тебе-то что? - разозлился малявка. - Хочу и сижу. Не видишь, что ли, за хвост я привязан.
- Ах, беда! И кто вас так запутал?
- Владыка наш, болотник. Беда моя, пошутить люблю. Вот и сыграл с ним шутку. А он меня в наказание за хвост к коряге привязал.
Вильм подобрался поближе к малявке и стал распутывать его хвост. Дело это было непростое. Вредный малявка ругал его на все корки да дразнил, да упрекал, что медленно он распутывает.
Наконец освободил Вильм малявку.
- Ну вот и все, теперь вы свободны и можете лететь, куда вам вздумается.
- Я-то могу, пивовар, да вот ты не можешь. Ты зачем на наше болото зашел?
- Надо мне с болотником встретиться. Пришел я просить у него рецепт пива, какого не пробовал и сам король.
Болотный малявка вытаращил глаза.
- Ну и ну! - сказал он. - Много я дураков повидал, и многих завел в наше болото против их воли. Но такого, как ты, вижу впервые. Сам пришел и просишься к нашему владыке! Ладно уж, раз ты хвост мой распутал, проведу тебя короткой дорогой.
Болотник сидел перед камином, где горели гнилушки, и с удовольствием пил свое пиво, лучше которого нет в мире. Выслушал он Вильма и раскричался:
- Ишь ты! Ишь ты! Пришел и просишь мой лучший рецепт! Да знаешь ли ты, что и сам король не пробовал такого чудесного пива, какое варю я у себя на болоте! Дурак ты или храбрец, каких свет не видел? Но раз уж пришел, так дай мне выкуп за рецепт. Что у тебя есть?
- Ничего нет, господин болотник! Был у меня и дом, и кабачок, и отцовский котел, да только осталось от всего добра немного - фляжка пива да три гроша.
- Так давай их скорее сюда! - засуетился болотник.
- Не могу, господин болотник. Три гроша я отдал нищенке, чтобы она накормила своих детей. Фляжку пива - разбойникам, чтобы на душе у них стало весе...
- Ты что же, с пустыми руками ко мне пришел? - ахнул болотник. - Так ты безумец, и я окажу тебе услугу. Сделаю из тебя славное чучело и поставлю на болоте, отпугивать незваных гостей.
Вильм побелел от страха и почувствовал, как трепещет в груди сердце. Но на его счастье, болотнику в тот день было страсть как скучно.
- Вот что! Раз нет у тебя ничего нет, так сыграй со мной в кости. Выиграешь - отпущу!
- С рецептом?
- Ишь ты! Ишь ты! Спроси лучше, что будет, если проиграешь!
- Вы, господин болотник, сделаете из меня чучело и поставите на болоте.
- Так я и поступлю, человечишка! Садись играть. - и вытащил болотник свои кости. Но не простые, игральные, а кости тех, кто зашел в его берлогу, да так в ней и остался.
Страшно было пивовару, но сел он играть. Только не зря говорят старики: сядешь с чертом играть - потеряешь душу. А болотник черту родственник. Разве мог Вильм у него выиграть?
- Ишь ты! Ишь ты! - хохотал болотник. - Что ж рецепт-то не просишь, или пива не хочется больше? Ладно уж, дам тебе последнюю попытку. Рассмеши меня!
- Как же я вас рассмешу, господин болотник? Вот если только историю послушайте...
И Вильм принялся рассказывать истории. Рассказал он, как вдова сапожника продавала гуся, и как заезжий проходимец лечил мельника козьим пометом, и как скупой богач искал себе невесту. Но ни одна история не могла рассмешить болотника. Знай кричит только - не смешно да не смешно.
- А вот слышали ли вы, господин болотник, такую историю... - дрожащим голосом начал Вильм, глядя на сердитого владыку болота. И вдруг...
- Ой,хахахахахахахааааа!!!!! - завизжал болотник и стал так хохотать, что гнилушки в камине погасли. - Ой, не могууууууу!!!!!!
Пригляделся пивовар и понял, в чем дело. Болотный малявка под шумок пробрался к креслу и хвостом щекотал пятки болотника. Ах, сидеть ему снова привязанным за хвост к коряге!
- Нечестно! Нечестно! - закричал болотник, да делать нечего. Рассмеялся так рассмеялся. Пришлось ему идти за рецептом в дальнюю кладовую.
-Ишь ты! Ишь ты! - возмущался болотник. - Как этот человечишка смог заставить меня смеяться? И отдать ему рецепт моего пива, лучшего пива в мире? Да ни за что. Рецепт ты получишь, человечишка, но долго будешь плеваться после него. Тьфу, тьфу и еще раз тьфу!
И с этими словами плюнул он на рецепт.
Вильм ничего не знал о коварстве болотного пивовара и, радостный, пустился в обратный путь . То ли радость ему помогала, то ли опять проделки благодарного малявки, но дошел он до родных мест быстро, как будто его крылья несли. И только подойдя к родному дому, увидел Вильм, что толстый трактирщик уже вовсю хозяйничает там, а вся утварь выброшена на задний двор. Вспомнил пивовар, что срок уплаты долга истек час назад.
- Что тебе надо? - спросил трактирщик. - Если ты пришел просить на бедность, то лучше сразу беги прочь, пока я не спустил собак с цепи. Я не такой глупец, как ты, и не трачу деньги зря .
- Сосед! - взмолился бедняга Вильм. - Отобрал ты у меня и кабачок, и дом мой, и все мои пожитки. Но отдай мне хоть старый мой котел, отцовское наследство. За это я сварю для тебя лучшее пиво в королевство, какого и сам король не пил на своей свадьбе!
- Как ты сваришь его, проходимец! - завопил толстый трактирщик. - Если б ты мог, давно бы уж угощал им соседей, не беря с них денег, как последний дурак.
- Клянусь тебе, что сварю. Я добыл рецепт у болотника, а он лучший пивовар в мире.
Хитрый трактирщик сразу смекнул, в чем дело.
- Вильм, дорогой сосед! - ласково заговорил он с бедолагой, как с родным братцем. - К чему нам ссориться. Ты бы сразу сказал, что был у болотника. Путь к нему долог и труден. Ты устал, так присядь, отдохни, выпей пива. А потом уж мы поговорим о делах.
И с этими словами налил он Вильму кружку своего особого пива, что могло свалить с ног и железных рыцарей в королевском дворце. Выпил Вильм пива, да и упал на землю в ту же секунду.
- Так-то вот! - усмехнулся трактирщик, вытягивая рецепт из кармана. - Котел ему подавай! Да я в твоем котле буду варить кашу свиньям. Куда ж тебя девать, дорогой сосед? Полежи-ка ты в овраге за селеньем. Оттуда легче тебе будет выйти на дорогу да шагать на все четыре стороны.
Так и сделал подлый трактирщик. И немедля бросился созывать помощников и варить пиво на все селение, чтобы хватило всем и осталось для других селений, и считал он в уме золото, которым набьет карманы. 
А что же Вильм? Проснулся он в овраге и не мог понять, куда его снова занесла злая судьба. А как понял, заплакал горько. Потерял он рецепт лучшего пива в мире, потерял отцовское наследство, и некуда ему было идти.
- Что ж! - решил он. - Выберусь я на дорогу и отправлюсь на все четыре стороны. Может, та дорога снова заведет меня в болото, и стану я чучелом у болотника. Ни на что я, видно, больше не гожусь. Однако, как уйти, не попрощавшись со старым Хольме? Один он мне помог, так скажу ему спасибо и уйду из родных мест.
И Вильм зашагал к селению.
Не успел он еще и к крайнему дому подойти, как услышал шум и крики. Видно, сварил трактирщик лучшее в мире пиво и угощал им сельчан. Совсем расстроился бедняга Вильм и хотел уж повернуть обратно, как вдруг заклубилась пыль - то мчался на своей тележке толстый трактирщик.
- Чтоб ты провалился со своим болотником! - закричал он, придержав лошадку рядом с Вильмом. - Подлый обманщик, подсунул мне рецепт самого скверного пива в мире! Теперь мне в селении и глаз не показать! Ах, чтоб тебя на том свете черти этим пивом век угощали!
И с этими словами сбросил он с тележки старый котел, подхлестнул  лошадку и умчался по дороге на все четыре стороны.
Вильм подобрал свой старый котёл, отнес его домой и начистил до блеска. А на другой день принялся варить пиво по старому рецепту, который передал ему отец, а отцу его отец. Снова собирались в его кабачке соседи и друзья, пиво лилось по кружкам и звучали веселые песни. Да только теперь Вильм каждый раз варил сельчанам пиво, как для самого короля. Уж очень не хотелось ему второй раз идти на поклон к болотнику.