Курейка 78

Валерий Крылов
Эта история произошла в 1978-м году, когда я вместе с сокурсниками МАИ 
оказался в дремучем месте, находящемся между районом Туруханска и Игаркой, где
начиналось строительство Курейской ГЭС. До начала стройки самой ГЭС необходимо было
создать инфраструктуру района: детский сад, школу, телецентр со спутниковой связью и т. д.
Нам было поручено строительство телецентра, которого раньше в этих местах
не было и строительство школы, которая раньше здесь была, но её нечаянно сожгли
местные строители во время бурного застолья по поводу окончания строительства этой
школы накануне первого сентября. Где весь год учились школьники этого посёлка,
история умалчивает, может быть они вообще не учились. На этот раз был представлен
проект новой, уже двухэтажной школы, в которой должны были получать знания дети
начальных и даже старших классов.
Забегу вперёд и скажу, что новую школу мы (совместно с теми же местными строителями)
успели построить к концу августа 1978-го года, но её также нечаянно сожгли во время
очередной попойки местного руководства при торжественном открытии.
Фундамент для второй школы мы построили добротно из красного обожжённого кирпича,
поэтому он остался цел и невредим после пожара. Впоследствии на нём можно будет
построить уже третью, четвёртую и т.д. школы (на сколько хватит терпенья и бюджетных средств).
Вот такая была печальная история.
Окончание строительства телецентра также отмечалось, но местные пьяницы сжечь его
не смогли, так как он был построен из бетона, покоившегося на скальной породе.
Телевизионная вышка была железная и также не могла гореть, поэтому телецентр устоял
перед натиском беспредела местных аборигенов.
Мы работали самоотверженно и ударно, поэтому через четыре недели вкалывания без
выходных, стали понемногу выдыхаться и уставать.
Было решено устроить себе день отдыха с походом в глубь тайги к лесному озеру,
на берегу которого можно будет разбить бивак, половить рыбы, насобирать ягоды с
грибами и отдохнуть от напряжённой работы.
На счёт «половить рыбы». В нашей бригаде были два заядлых рыбака: Сергей и Андрей.
Они были обычными студентами и ничем не выделялись среди нас до тех пор,
пока речь не заходила о рыбалке и снастях, от этого у них тут же сносило мозг и они
начинали часами хвастаться о своих подвигах на Подмосковных водоёмах.
Как выяснилось перед самим походом, они оба не сообразили взять с собой
рыболовные снасти из дома, поэтому решено было забыть про свежевыловленную
рыбу и готовить еду из тушёнки с перловкой. Для этого мы взяли с собой в поход два
котелка, один большой для каши и другой поменьше для чая.
Чтобы не было проблем с водой, я предусмотрительно взял в поход два больших
новых оцинкованных ведра, так как на обратном пути хотел в них набрать грибов
подосиновиков, которых в это время года было огромное количество.
Место бивака определили в полукилометре от лесного озера. Студенты ССО (Студенческого
Строительного Отряда) стали организовывать стоянку для отдыха и готовить кострище,
я взял вёдра и пошёл к озеру, чтобы набрать воды.
Озеро было не маленькое, от берега, достаточно далеко, шли старые мостки из лиственницы,
по которым я и пошёл поближе к середине водоёма, где на мой взгляд, должна быть самая
чистая вода. До конца мостков я не дошёл, так как пришлось остановиться и
удивиться от местного чуда природы, которым оказалась огромнейшая старая щука.
Одна её половина метра на полтора была с левой стороны от досок, вторая половина
с огромной пастью также на полтора метра простиралась с правой стороны мостков.
Я стоял и думал, как поймать такое сокровище при помощи двух оцинкованных
вёдер, но ничего путного в голову не приходило, так как я никогда не рыбачил вёдрами.
Пришлось действовать по обстановке. Я улёгся животом на мостки и попытался крепко
схватить руками животное, так как оно находилось не глубоко, почти у поверхности воды.
Щука, по какой-то причине, сначала меня игнорировала и не показывала признаков
беспокойства, так как мои пальцы легко соскальзывали с её огромного, скользкого и
тяжёлого векового тела. Потом, видимо сообразила, что её таким незамысловатым
способом пытаются поймать, слегка дёрнула хвостом (едва не сбросив меня в воду) и
отплыла в сторону метра на два.
Её выпуклые столетние глаза из-под воды внимательно смотрели на меня и я подумал:
«Может быть эти щучьи глаза видели когда-то молодого товарища Сталина», который много
лет тому назад отбывал ссылку как раз в этих местах (раньше эта территория называлась
Туруханским Краем). Потом я перестал думать про Вождя народов и сконцентрировался
на добыче.
Щуку можно было схватить за хвост, если сильно вытянуть руки, но были две опасности:
упасть в воду или быть укушенным этой гигантской рыбой, чего совсем не хотелось.
 Мне, однозначно, была нужна помощь товарищей, заключавшаяся в паре дополнительных
крепких рук и профессионального совета. Поэтому я побежал в лагерь звать на помощь
Сергея и Андрея.
Товарищи-студенты слушали мой рассказ про щуку и почему-то ехидненько так, улыбались,
видимо решив, что я нагло вру и хочу их тупо разыграть, но пройтись к озеру они всё же
согласились, так как надо было забирать вёдра с водой, которые я оставил на берегу.
Мы подошли к озеру.
Щуки не было видно, мы прошлись по мосткам, щука также визуально не обнаруживалась,
видимо она не стала далее искушать судьбу и нырнула на глубину или уплыла к другому
берегу.
Ребята убедили себя в том, что их так примитивно разыграли и их усмешки с сарказмом в
мой адрес стали ещё более неприятными, мне даже показалось, что они на меня обиделись.
Я взял вёдра и пошёл им вслед, обдумывая произошедшую неловкую ситуацию,
потом остановился немного передохнуть (вёдра были полные и тяжёлые) и увидел в
них при ярком свете Солнца кучу копошащихся циклопов и прочих водных личинок.
Стало брезгливо-неприятно от того, что придётся есть кашу и пить чай из такого бульона,
поэтому озёрная вода тут же вылилась на землю и было принято решение спуститься
к реке Курейке, где в проточной ледяной воде этих насекомых быть не должно.
Я спустился к реке и стоя на берегу долго наблюдал пороги и перекаты, находящиеся
внизу по течению, на которых можно было запросто разбиться на лодке, если не знать
правил поведения на столь бурной и быстрой воде.
Мои наблюдения прервал рёв мощных моторов больших катеров, выплывших из-за
скалистого поворота и причаливших к берегу. Видно было, что катера заполнены под
завязку каким-то грузом, плотно накрытым брезентом. Из катеров повылезали мужики и
стали привязывать свои судна к столбам, вбитым в каменистый берег.
У меня возникла мысль спросить местных про расположение ближайшего родника,
но эта мысль куда-то улетучилась, когда мужики откинули брезент и перед моим
взором предстали сотни килограмм не виданной мной ранее красивой речной рыбы.
«Эта рыба называется Хариус» -услышал я от рыбака. «Возьми себе сколько надо».
Я подошёл, выбрал самую крупную рыбину, сказал: «Спасибо» и положил её в одно из
вёдер. Мужики рассмеялись, забрали у меня оба ведра и плотно навтыкали в них
максимально возможное количество деликатесных рыб.
Путь в гору обратно на место отдыха нашей бригады занял значительное время,
так как нести полностью набитые вёдра с уловом по мягкому мху, в котором глубоко
утопали ноги, было непросто.
Андрей и Сергей стояли рядом с горой Хариусов и тупо не могли понять, как вообще такое
возможно? На их упорные вопросы о возникновении такого количества рыбы я врал,
что наловил её вёдрами в реке (памятуя их недавние ехидства и недоверие в мой адрес,
когда им рассказывал про чудо-щуку). Они мне, конечно же, не верили, но и не могли
понять возникновение данного улова, да ещё в таком количестве!
Часть рыбы сварили и съели, остальное принесли и отдали студентам другой бригады.
Все были довольны, кроме наших рыбаков. До конца строительства они старались
избегать темы разговоров про рыбалку. Прежние дружеские отношения немного
испортились.
Эта тема всплыла лишь через три года, когда мы писали дипломную работу в МАИ.
Ко мне подошёл Сергей и сказал, что вопрос по поимке тех Хариусов мучает его до сих пор
и он хочет от меня честного признания. Я рассказал, как на самом деле всё тогда произошло.
Видимо, гора упала с его плеч и «пазл» в голове Сергея чудесным образом собрался,
он даже немного повеселел. Повернулся и собрался идти по своим делам, затем обернулся
в мою сторону и сказал: «Ты только Андрею ничего не говори, пусть продолжает ломать
свою голову над этой проблемой» и ушёл.
Андрея я так и не видел (он годом раньше перевёлся на вечернее отделение и контакты
с ним потерялись). Вот так, возможно до сих пор терзают его сомнения и доводы, а ведь
всё могло быть гораздо проще для Сергея и Андрея, если бы они изначально были более
доверительны и менее саркастичны и ревностными к рассказам своих сокурсников об
удивительных событиях, которые спонтанно происходят в их жизни.