Рассказы матери

Нина Костерева
Первый .


            Мама , прикрыв глаза и временами зажмуриваясь, рассказывает нам историю, которая приключилась с ней самой, поэтому достоверна до последнего слова :
- Однажды я собралась на рынок с подругами, но что-то замешкалась со сборами и, когда вышла, их уже не было видно, они ушли далеко вперед, и хоть мне было страшно, но я надеялась их догнать, поэтому пустилась в дорогу.

Теперь я должна немного объяснить почему моей бедной маме могло быть
страшно.

         Жили мы в то время в деревне, до города вела лесная дорога в восемнадцать километров. Дело было зимой, поэтому, чтобы попасть вовремя на рынок , нужно было выйти из дома затемно, около четырех часов утра. Летом мы попадали в город по реке на маленьком пароходике, который ходил ежедневно один раз в сутки, а вот зимой приходилось плохо. Дороги на ту пору построено не было, поэтому, когда земля промерзала надежно, устанавливался санный путь. По нему и можно было добраться до города на санях с лошадью, а то и пешком. У мамы моей был свой олень . Я хорошо помню, как мы в детстве зимой скатывались с огромных мерзлых комков голубовато-серого мха, как с горки. Комков таких в сарае стояло не меньше десяти , им мама и кормила своего оленя. " Олешка " ,- ласково говорила мама. Мы помогали маме ковырять мерзлый мох огромным ножом, это был даже не нож, а укороченный и хорошо обточенный меч. Он легко втыкался в комок и отколупывал его кусками. Эти мерзлые комки собирались в тазик, отогревались дома на русской печке , а потом предлагались "олешку".
            На рынок мама везла ягоды, грибы , домашнее молоко, сметану, творог. Ей нужно было продать все это, а на вырученные деньги купить сахар, хлеб, иногда что-нибудь из одежды.
И вот, собрав и снарядив санки, хорошенько привязав их к "олешку", она взяла его за поводок и быстро - быстро отправилась догонять подружек.
         А надо сказать еще вот что: почему-то, на расстоянии километров трех от деревни, прямо посреди дороги, то есть просто в чистом поле, стояли огромные деревянные ворота, крепко вкопанные в землю, в форме буквы П . Может быть, они использовались когда-то как коновязь, кто знает. Мы называли их " чертовы ворота " , и название это передавалось в каждой семье от взрослых детям, а от тех - своим детям. Потому об этой местной достопримечательности знали и стар и млад.

- Вот я быстро иду, почти бегу,- продолжает свой рассказ мама,- веду в поводу "олешка", и подхожу к "чертовым воротам ". Вдруг, прямо под ними он останавливается, упирается, и ни за что не хочет идти дальше. Я его и так, и этак дергаю - не хочет, стоит как вкопанный. А мне же надо быстро!
Я как крикну : " Да черт тебя побери!..."
" Олешек" вздрогнул и как припустит ! Быстро-быстро побежал, легко так. Я иду и радуюсь, что сейчас нагоню своих. Потом что-то насторожило меня, оглядываюсь - а саночек-то с поклажей нет!
Села я в снег прямо и заплакала. Что же делать? Собрала-то в доме я последнее и надежды возлагала на эту поездку.
Вдруг слышу шум какой-то со стороны леса, а уж развиднелось к тому времени. Поворачиваюсь и вижу  - по лесу, вдоль дороги, двигается огромная фигура, выше деревьев. Идет, а за ней на веревке мои санки болтаются.
Так мне страшно стало!
Закрыла я глаза и взмолилась: " Господи!... Никола-угодник! Помогите мне! Верните мои санки!
Сколько просидела - не помню. Только поднялась, спустя время, и повернула обратно , домой . Без санок-то мне в городе что делать?
 Подхожу я к "чертовым воротам", смотрю - стоят мои санки, и поклажа вся на месте , а веревка - как острым ножом отрезана, никаких лохмотьев!
Вот уж где пожалела я о тех словах моих о черте!

      Но, делать нечего. Привязала я обратно саночки свои, повернулась, да и пошла опять в город .

Всякого в жизни мне испытать пришлось, деточки, только уж с тех пор не поминала я больше черта никогда.

              Мамы моей нет уже давно на свете этом , только историю , рассказанную ею нам еще в детстве, я не забываю никогда .
А сейчас еще и понимаю, какой силы характер был у нее !