Петров день

Нина Костерева
               


12 июля - день славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.


Но узнала об этом я значительно позже.
Тогда, в детстве, это был для нас - Петров день. День всенародного гулянья нашей и всех окрестных деревень.
Почему праздновался именно этот день, я даже сейчас не могу объяснить.То есть из всех детских праздников я помню не Новый год, не день рождения, не 8 марта или какую-то другую дату, а только Петров день. Потому что это был - ПРАЗДНИК.
                Вся деревня загодя готовила брагу, варила самогон, запасала какие-то нехитрые продукты. В канун праздника из города приезжали гости.
Гостей было всегда много. В нашем доме собиралось человек тридцать, взрослых и детей, близкой и дальней родни.
Сейчас, став взрослой сама, я не могу представить, как так получалось, что каждый год к нам съезжалось такое количество народа, и все они находили приют в нашем, совсем не помещичьем домике. И моя мама принимала их с радостью, и принимала, видимо, хорошо, если они каждый год ждали этой поездки.
         К утру Петрова дня в каждом доме были напечены пироги.
Мама делала фигурные плюшки, большие открытые сладкие пироги с клюквой, закрытые пироги с рыбой и рисом, и обязательно - такие маленькие на плоской ржаной лепешке кораблики с ячневой кашей и луком. Это была ее "фишка"."С ясьневой",-говорила мама. И они, действительно, были вкусные!
        Ближе к полудню на главной улице деревни расставлялись столы.
У нас было так: на нашем краю деревни столы ставились около нашего дома, прямо перед ними с небольшим уклоном текла река. На другом конце деревни собиралась своя компания.
    Угощение на столы несли хозяйки со всех близлежащих домов.
Конечно, было оно не таким уж и хитрым , да и, в основном, похожим: соленья, грибы, рыба и разнообразная выпечка. И начиналось гулянье!
Нас, детей, обязательно всех сажали за стол, и до первых песен мы крутились у взрослых под ногами, так как насыщались гораздо раньше их.
Потом кто-то затягивал протяжное: -Хазбулат удало-о-ой, -бедна сакля твоя-я-а,-дружно подхватывал весь стол. Пелись лирические "Зачем тебя я, милый мой, узнала-а","Вот кто-то с горочки спустился", "Огней так много золотых на улицах Саратова", любимая песня моего отца -"Маруся,раз-з-з, два, три-и".
Когда начинались задушевные песни, мы убегали проверить другой конец деревни, иногда с нами шли взрослые, а оттуда прибывала их делегация. Начиналось "братание". Потом еще много раз мы уходили и возвращались, гулянье продолжалось долго, мы успевали выспаться и опять вернуться.
Деревня пела и плясала два дня!

      Потом начинался отъезд гостей: прощания, провожания...
Наконец, жизнь входила в обычное русло, и начинался сенокос.

Очень многие песни в своей жизни я вынесла с этих празднований, и потом часто, уже со своими подругами, в застольях пела их, всегда зная слова и никогда не ошибаясь в мелодиях.