Обретение родины

Василий Мишаков
Стирание границ

История этноса, о котором пойдёт речь ниже своими древними корнями уходит к периоду великого переселения народов из Азии в Европу, происходящего  между IV-VII веками. Тогда-то гагаузы в числе многих других народов впервые и появились на прибрежных территориях  Чёрного моря, расположенных к югу от Дуная.  Так уж сложилось, что многовековая и нелёгкая судьба их была  неразрывно связана с двумя соседними и не всегда ладившими друг с другом народами: болгарским и румынским.  В  основном, именно это обстоятельство, а именно: отсутствие доброй воли у этих народов, и стало главным и основным препятствием обретения этим народом своей Родины, или, проще говоря государственности. Хотя, по-началу всё складывалось, как и у всех. Уже определились границы первого Добруджанского княжества гагаузов и даже появилась его Столица. И стал ею красивый и древний город Балчик. Сегодня Балчик (болг. Балчик) — город на северо-востоке Болгарии, административный центр общины Балчик Добричской области. Расположен на побережье Чёрного моря. Болгарский Балчик подчиняется непосредственно общине и не имеет своего кмета.
Балчик — третий по значимости после Варны и Бургаса порт в Болгарии. Здесь принимают пассажирские и грузовые суда средних размеров.
В VI веке до н. э. греки на месте фракийского поселения основали здесь свою колонию Дионисополис, позднее получившую название Круни. Они  полагали, что именно здесь из морской пены родилась богиня красоты Афродита.
Войдя в VII веке в состав первого Болгарского царства, город, первоначально получивший название Карвуна, стал стратегически важным административным центром территории Карвунская земля. В итальянских навигационных картах он обозначался как Карбона.
С XIV века Карвуна - Столица Добруджанского княжества, образованного гагаузами. Позднее город, как и все дунайские и балканские земли, попал под власть Османской империи. Именно тогда город изменил свое название на Балчик. Считается, что название Балчик происходит от гагаузского слова, означающего «малый город», в противоположность недалеко расположенной Варне — «большой город».
Около 1325 года северо-восточная часть Болгарии вышла из-под контроля центральной власти и стала самостоятельным княжеством узов (огузов) со столицей в Карвуне (ныне Балчик) во главе с князем Балык. Это княжество, по сути, являлось первым государственным образованием нынешних гагаузов, которое в дальнейшем расширило границы и получило название Добруджанского деспотата. Данное наименование происходит от огузского произношения имени правителя Добротицы — сына Балыка. Деспотат занимал территорию вдоль побережья примерно от Балканских гор до дельты Дуная. Добротица (правил 1347—1386; начиная с 1357 года пользовался титулом «деспот») добился полной независимости княжества от болгар и перенёс свою  Столицу в Калиакру.
Добротица создает маленький военный флот из 14 галер. При помощи него он ведет успешные военные действия против Генуэзского княжества, а также совершает «рейды» против византийских кораблей. С Венецианской республикой он поддерживает союзные отношения.
После смерти Добротицы (около 1385—1386) на престол взошёл его сын Иванко, которому пришлось стать вассалом правителя Османской Империи султана Мурада I, осадившего новую столицу Добруджи Варну, и подписать мир с Генуэзским княжеством.
Однако после поражения небольшого турецкого войска от валашского воеводы Мирчи Старого, ссылаясь на то, что ни тырновский царь Иван Шишман, ни Иванко не выслали войско, как османские вассалы, султан Мурад I, отправляет большое войско в Добруджанский деспотат и упраздняет его существование, введя в состав Османской Империи. Согласно легенде, крепость Калиакра на одноименном мысе пала тогда  последней. До разгрома Османской Империи русской Армией в 1787-ом году, гагаузы продолжают компактно проживать внутри империи в переделах всё той же Добруджи, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья».
Согласно османской статистике численности населения, датируемой 1597 годом внутри Османской Империи в г. Варна проживали на тот момент:
тюрки христиане — 582 дома,
тюрки мусульмане — 410 домов,
греки — 120 домов,
копты — 31 дом.
Болгар среди народов проживавших в Варне в 1597 году зарегистрировано не было. Отсюда следует вывод, что коренным народом города Варна являются гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами могли являться только гагаузы.
В конце XIX и в начале XX века, в результате освобождения балканских народов от Османской Империи, болгарский и румынский народы с помощью России не только восстановили свою государственность, но и поглотили, разделив между собой, населённую гагаузами Добруджу. Таким образом, гагаузский народ, являвшийся до XX века титульной нацией на территории своей исторической родины - Добруджи, не только не восстановил свою государственность, но впоследствии был полностью  ассимилирован в румын на территории Румынии и в болгар на территории Болгарии. От окончательной ассимиляции гагаузов спасло только то, что ещё накануне русско-турецкой войны небольшая часть гагаузских крестьян переселилась в начале XIX века на территорию Буджака, что в Бессарабии.

Исход

Миротворческая деятельность Русской православной церкви и победные военные кампании России в Молдове и Валахии в 1739, 1768-1774, 1787-1791 гг. стимулировали процессы переселения болгар, гагаузов, сербов и македонцев из Османской Империи в «новоприобретенные области России» Пруто-Днестровского междуречья и Левобережья Днестра.

В 1751 году русский посол в Вене граф А. Бестужев-Рюмин направил императрице России «Прошение православных народов» – сербских, македонских, болгарских и волошских – «принять их на поселение и вечное подданство России». Удовлетворяя эту просьбу, императрица Елизавета Петровна в том же году подписала указ, который официально разрешал переселение в Россию балканских народов «греческого вероисповедания».
Началом первого переселения гагаузов в Бессарабию стали успешные действия России в войне с турками  1768-1774 гг., Правда, и тогда, и позже, в официальных документах, переселенцы эти значились болгарами. Еще шла русско-турецкая война, когда крупный молдавский землевладелец боярин Иордаке Балш в 1770 году поселил в своих имениях первую группу гагаузов.  Именно  им  и были на территории нынешней Республики Молдова основаны первые пять гагаузских сёл.
Активное и массовое переселение гагаузов и болгар в Пруто-Днестровскую Молдову начало происходить с 1812-го  года, когда территории Бессарабии окончательно отошли России.
Накануне русско-турецкой войны 1877-1878, принесшей свободу от османского ига балканским народам,  введение в России всеобщей воинской повинности в 1874 году коснулось также гагаузских и болгарских переселенцев Бессарабии. 
Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. «Военнослужащие гагаузы и болгары первых двух призывов (268 человек) приняли участие в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.), принесшей их исторической родине - Болгарии - освобождение от османского ига и образование независимого Болгарского государства», - отмечает молдавский историк болгарского происхождения С. 3. Новаков.
Тем временем близился день воссоединения бессарабских и освобождённых от турецкого ига  гагаузов и болгар.

Утраченные надежды

В составе русской армии болгарские и гагаузские переселенцы  принимали участие в освобождении своей исторической родины. Однако, не всем из них довелось обрести её вновь. И не потому, что  они пали   за неё  в той войне смертью храбрых. Причина была в другом. России плодами своей победы воспользоваться не дали её союзники, а вернее те страны (а это – Англия, Австро-Венгрия и Германия), которые в войне участия не принимали, но зато активно  включились в раздел Европы после её завершения.
Так,  в  июле 1878 года, после подписания между ними, Турцией  и Россией Берлинского трактата оказалось, что болгары, румыны и сербы обретали свою государственность, а вот гагаузы становились расчлененным этносом. Часть народа оказалась в Болгарии и Румынии. Часть – в Греции и Македонии, а большая часть тех самых переселенцев оставалась жить в Российской империи, которую советские историки почему-то именовали не иначе, как тюрьмой народов.  Однако же и Европа, как оказалось позже, для гагаузов не стала раем.
Так, в 1913 году, по результатам Второй Балканской войны, Румыния аннексировала Южную Добруджу (включая Балчик).  Таким образом, южная часть гагаузского Добруджанского княжества с городом Варна стала принадлежать  Болгарии, а его северные территории с бывшей Столицей  Балчик отошли Румынии.
Во время Первой мировой войны Балчик был возвращен Болгарии, но, когда боевые действия в регионе прекратились, Румыния силой восстановила свои полномочия.
Незадолго до начала Второй мировой войны, 7 сентября 1940 года Румыния по условиям Крайовского мирного договора  уступила Болгарии регион Южная Добруджа и обе участницы договора согласились провести обмен населением (меньшинствами) на прилегающих к новой границе территориях.
И после балканских войн 1913 года, и после первой мировой, а потом и  второй   (1939-1945 гг.), гагаузский народ продолжал оставаться разделенным на многие части. В условиях режимов четырех государств (СССР, Болгарии, Румынии и Греции) судьбы гагаузов все больше и больше  расходились. И везде шёл постоянный насильственный процесс их ассимиляции.
Сначала  из-за гагаузов шла борьба между Османской империей, с одной стороны, и правителями Болгарии, Греции и Румынии, - с другой. Тогда гагаузская элита могла балансировать между ними, используя свою принадлежность к православию и свой язык тюркской группы. Но после заключения Берлинского трактата гагаузы остались один на один с властями европейских государств: Бухареста, Софии и Афин. Впрочем, и сегодня гагаузы в этих странах остаются в той же ситуации, что и век назад. Довольно значительная их часть живет также и на  Украине. Но в статистических отчетах перечисленных стран вы не найдете графы, свидетельствующей о наличии гагаузского населения на их территории. В этих странах этнос гагаузов так и остаётся официально непризнанным и, поэтому, их там становится всё меньше и меньше. Они почти полностью забыли свой родной язык.

Несуществующая нация

Парадоксально, но факт: и в статистических отчетах царской России вплоть до 1897 года этноним «гагаузы» тоже не встречается. Гагаузы в них все еще проходили как «болгары» или просто «православные». Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф академик П. И. Кеппен (1793-1864 гг.), на 1 сентября 1850 г. гагаузское население бессарабского края насчитывало 21424 человека (журнал «Die Bolgarert in Bessarabien», 1854). Длительное время этническую принадлежность гагаузов в России определяли как православных «болгар из Добруджи, говорящих по-турецки». Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. на территории Бессарабской губернии зафиксировано 55790 душ под названием «турки-гагаузы». По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек.
На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 года известный российский ученый академик Л. С. Берг (1876- 1950 гг.) характеризовал гагаузов «как способный, энергичный и трудолюбивый народ». По его словам, гагаузы «весьма религиозны», побывавшие в Иерусалиме (и в Афоне - Ф. А.) «носят почетный титул хаджи» («Бессарабия: страна-люди-хозяйство», Пг., 1918 г., с. 144). Отметим, что в мусульманском мире «haci» называют человека, совершившего паломничество в Мекку.
Добавим, что также и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. С. Державин (1877-1953 гг.), это «не соответствовало реальной этнографической действительности Европейской части СССР. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины» («О наименовании и этнической принадлежности гагаузов», Кишинев, 2005 г., с. 8-11).
Между тем, к середине XIX века болгаро-гагаузское население в бессарабском крае насчитывало около 60000 человек. В селах Болгарского водворения они составляли около 82%, а молдаване – лишь около 14%  всех жителей.

Обретение родины

После Революции 1917-го года гагаузы до 1940-го года оказались на территории Румынии вследствие объединения Бессарабии с Румынией. В период 1940—1941 гг. — Бессарабия по пакту Риббентропа-Молотова  отходит с частью компактно проживающего гагаузского населения к СССР ( с 7 декабря 1940 года переименована в Измаильскую область) и с августа 1940 года большая часть гагаузов находится на  территории Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР). В период  Второй мировой войны с 1941 по 1944 гг. территория Бессарабии входила в состав Румынии. А после войны до 1990 г. — гагаузы опять в  МССР. Накануне распада СССР, 19.08.1990 г. Гагаузия впервые провозглашает себя республикой.  До 23.12.1994 г.  оставалась никем не признанной Республикой  Гагаузия. И, наконец, с 23.12.1994 г. — по настоящее время Республика Молдова признаёт Республику Гагаузию  как  Автономное территориальное образование  Гагаузия  внутри  Молдовы.  Несмотря на своё шаткое и неустойчивое политическое состояние, гагаузы спустя шесть веков (!) обрели, наконец-то, свою государственность! Работают школы, где изучается гагаузский язык, развивается гагаузская культура и искусство, но самое главное: продолжается история этноса  несгибаемого и самобытного народа.
Часть гагаузов (теперь уже меньшая) всё ещё остаётся непризнанной официальными  болгарскими властями, даже как этническое меньшинство, но до сих пор продолжает компактно проживать на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи. Что же касается румынских гагаузов, то они многолетними стараниями властей вообще окончательно утратили  свою этническую идентификацию и бесследно растворились среди румынского населения, навсегда забыв и язык, и веру, и культурные традиции своего многострадального и терпеливого народа.
Однако не всё так радужно складывается для гагаузов сегодня и в Молдавии. 
После распада Советского Союза румынские элиты не воспринимали соседнюю Молдову как независимую суверенную территорию, называя ее или Бессарабией, или вторым румынским государством. В румынском обществе молдавская нация, молдавская идентичность воспринимается как национальный эксперимент СССР, целью которого было разделить два братских народа.

Сами молдавские политики многое сделали и делают для подрыва суверенитета собственной державы. Впрочем, большинство из них уже обзавелись румынскими паспортами — более половины судей конституционного суда являются гражданами соседней страны. 5 декабря они проголосовали за признание румынского языка государственным. Президент Игорь Додон уже заявил, что подобные вопросы должны решаться исключительно на референдуме.

С 1990 г. в молдавских школах изучается история Румынии. Предмет время от времени меняет свое название, но суть остается — история преподносится с румынской точки зрения. Недавний опрос показал, что 70% молдавских граждан от 13 до 20 лет не знают, что Румыния выступала союзником Гитлера во время Второй мировой войны.27 марта с. г. национал-патриоты как в Румынии, так и в Молдове планируют масштабно отметить 100-летие «воссоединения» Румынии и Бессарабии. При этом экс-президент Румынии Траян Бэсеску пару лет назад выражал надежду, что 27 марта будет отмечена не просто юбилейная дата, а состоится реальное объединение двух государств. После ухода с поста президента Румынии он переехал в Молдову, стал почетным председателем Партии национального единства и активно лоббирует идеи унионизма.И в самом Бухаресте все громче звучат голоса сторонников объединения. Существует план «Уния-2018», где фактически описано, как будет происходить слияние двух государств.

Уже практически произошло объединение энергетических систем двух стран, о чем активно пишет румынская пресса. Также на первом этапе предложено создать совместные полицейские и жандармские силы Румынии и Молдовы и два раза в год проводить учения для совместимости обеих структур. Более того, в Бухаресте говорят о необходимости создания министерства по интеграции двух государств.

Несколько молдавских сел, граничащих с Румынией, приняли декларацию о присоединении к Румынии, при этом молдавские СМИ не подняли панику, и это не стало главной новостью в стране, хотя речь идет о прямом факте сепаратизма. Молдавский политик, журналист и политолог Богдан Цырдя пишет: «Это ползучая румынская оккупация, на минувшей неделе румынскими стали три села, а сегодня их уже шесть. Это не что иное, как ползучая оккупация Молдовы Румынией, которую активно поддерживают США». Последние социологические опросы показывают, что так называемое объединение в Молдове поддерживают свыше 76-78% румынского населения, тогда как в Молдавии этот показатель на порядок ниже 20-23% населения. Более того, Гагаузия, город Бельцы и Приднестровье — категорически против и готовы отстаивать свой суверенитет с оружием в руках.
Президент Молдавии заявил, что те депутаты парламента, которые поддерживают действия сельских общин, провозгласивших себя румынской территорией, тем самым поддерживают сепаратизм, при этом не только нарушая конституцию страны, но и провоцируя гражданскую войну.
«Хочу, чтобы было понятно: объединение с Румынией — это гражданская война. Я не боюсь об этом говорить. Мы не позволим ликвидировать государственность Молдовы и будем использовать для этого все законные методы, а если вы будете действовать незаконно, то получите должный ответ», — заявил Игорь Додон.

Заявления президента Игоря Додона, хотя и звучат устрашающе, но Молдова сегодня действительно стоит на грани потери своего суверенитета.

Ситуация усугубляется еще и тем, что половина политической и культурной элиты Кишинева уже сейчас готова присягнуть Румынии, а мнение простого народа для нынешних политиков не является авторитетом. Подобные разногласия в обществе вполне могут перерасти в гражданский конфликт. Рецепт, как этого избежать, существует лишь один — слушать друг друга, договариваться и искать компромиссы.

Зная о том, что произошло с гагаузами на их исторической родине, не трудно предположить, что с ними дальше произойдёт после объединения Молдавии с Румынией. Поэтому в случае, если такое объединение всё-таки случится, то политический класс и народы Тирасполя и Гагаузии готовы наконец-то расставить все точки над «і» и объявить Приднестровье и Гагаузию полностью независимыми государствами.