56. Иона во чреве китовом

Ольга Кузнечик
- Господи, покажи нам чудо!
- Евангелие читайте! Там сплошные чудеса!
- Нет, Господи, ты - нам! Нам покажи!
- Блажен не видевший, но уверовавший!
- Ну-у-у... Так неинтересно-о-о... Покажи-и-и!..
- Ну, смотрите!
И куча китов выбрасывается на побережье какого-нибудь моря-окияна, выплюнуть Иону, который, вообще-то, уж много столетий, как благополучен.

Каких чудес только не напридумывал гений человеческой природы, взять хотя бы маршрутки: пешком мне понадобилось бы и одеться иначе, и обуться не "в каблуки", да еще, поди, и саночки взять, и проснуться поутру - чтобы дойти за пять-десять километров туда, куда маршрутка домчит "женщину-тоже-человека" за пятнадцать минут. А мы всё ноем, мол - где Бог-то? Нету Его! Маршрутка - есть. Бензин вместо сена - тоже есть. Водитель за рулем. Рубли на оплату проезда. Дороги, которые не так давно отремонтированы иностранной рабочей силой. Выхлопы вредные - тоже есть. А Бога? Кто Его видел? Значит - нету Его! Мифический персонаж...

Отчего Господь Иисус Христос ссылался на Иону, когда Его нудили дать знамение, показать чудо, представить доказательство Божественного происхождения? По сути, Книга Ионы - это какой-то странный отрывок из огромного контекста Божественной Истории, без особого начала и конца: вот был народ. Как и многие прочие народы - отпавший от Господа. И сказал Господь одному человеку: "Сходи, вразуми их!". Естественно, человек тот был далеко не идиот, и, как всяческий "не идиот" он банально пришел в ужас от предложенной миссии - как это возможно ЧЕЛОВЕКУ?! Если целый народ - отпал от Бога?
Ну, предположим, как если бы мне, пассажиру маршрутки, сказали бы: "Пассажир! Да-да, вы! Ехать желаете? Жела-а-аете... Значит, выйдите-ка из маршрутки, возьмите ее на ручки и перенесите через Волгу, а потом, значит, все вместе и поедем!". То есть - масштаб примерно какой-то такой: возможно обратить к Богу того, кто хочет к Нему обратиться и ищет способа - как. А тех, кто не желает этого - ну, как?! Меня, например, пробовали как-то бараниной накормить, а если я ее не хочу? Я и свинину-то, привычную с детства, "как-то не очень", а уж баранину? Чем можно замотивировать? Здоровью полезна? Так я просфорки для здоровья кушаю. Вкусная? Как по мне - нет. Курятина вкуснее. Просто прикольно? Для "просто прикольно" я от баранины другое беру - шерсть для валяния.

Невозможно...

А тут - речь-то идет не о "покушать". Речь идет ни много, ни мало: "А давайте всем народом свихнемся, вспомнив, что не мы - пуп земли! Что есть, оказывается, Бог! И что именно Он, оказывается, собственник и наших (!) баранов, и наших (!!) домов, и наших (!!!) денег, и всего прочего, что мы привыкли считать нашим! И что все, что мы имеем - оно совсем не наше! И что сами по себе мы - не свои, а Божии! И что мы не свободны! И что на нас лежит куча обязанностей перед - кем? Кто-нибудь Бога видел?!"
То есть вот взять, и целый народ "свихнуть с ума".

Ну, сбежишь от такого поручения! Вот Иона и сбежал. Свихнувшись первым: куда? Куда можно сбежать от Бога? На Марс? Так его тоже Бог сотворил.

Дальше свихнулись корабельщики. Они, что называется, "первые вспомнили о Боге", даже раньше того, как Иона рот успел открыть "для проповеди" - Господь просто взял, да и устроил "смертельную бурю" на море, по которому они плыли. Вспомнили о Боге, и даже вспомнили о правиле: "Бог просто так ничего не делает, значит, надо искать крайнего!". Искать решили через жребий - на кого "карта выпадет", тот, значит, и виноват.
Странно ли, что Господь не преминул воспользоваться инициативой "свежеобращенных" и указать жребием - на Иону.

Иона признался в малодушии, но, вместо того, чтобы сказать: "Друзья! Братья! Давайте поплывем в Ниневию и все вместе, раз уж вы вспомнили Бога, постараемся выполнить то, что Он мне велел - я один не в состоянии выполнить Его поручение! Я, собственно, поэтому и сбежал!", в общем, вместо этого он сказал просто: "Пристрелите меня, чтоб не мучился! Нигде от Бога спасения нет!" - и оказался за бортом корабля.

Там его Господь и подхватил на крылья ангелов. Усадив в брюхо к киту. И - вразумив. По сути, уже это само по себе приключение должно было бы успокоить Иону - если он сам от Бога никуда не мог деться, как ни старался, то отчего другие-то смогут? Бог ведь для всех - Всемогущий...

То есть, крестный путь Ионы был в одном: внять в себя как следует главные свойства Бога, поскольку без понимания их - невозможно проповедовать кому бы то ни было. Как можно проповедовать Бога, не имея в себе живого представления о Боге? И как только Иона уразумел эту часть "сути Бога" - ему, в общем-то, оставалось только просто "открыть рот и что-то сказать Божественное", как тут же все и обращались к Истине.

По этому поводу как-то не так давно изумлялась одним лондонским институтом, который научно доказал, что лектор, помимо подаваемой лекции, транслирует и свои эмоции, и свои переживания и много-много того, что проходит "невербалом". А совсем недавно довелось посмотреть интервью Екатерины Гопенко (музыкальная группа "Немного нервно"), она в числе прочего рассказала как слушатели реагируют на ее концерты (многие потом два-три дня плачут, например), и это - простые люди, не имевшие личного контакта с Господом. А Иона - он имел живую связь с Богом! Опамятуешься, когда с тобой говорит человек, и сам в какой-то степени отпавший от Бога и получивший - лично! - от Господа пенделя за это.

И целый народ обратился к Богу.

А вот дальше - очень странно...
Народ - обратился, а Иона - очень этому огорчился.

Читаешь, и возмущаешься: каков эгоист! Мало того, что уклонист - Господь за ним сколько бегал, чтобы заставить выполнить простую миссию? так он еще и огорчился тому, что Господу удалось заставить его доделать дело не просто "до конца", но и - "отменно хорошо"!

Странно, да? В этом месте аж просится вставить сноску: "А мы все такие! Только еще хуже! Мы Господа вообще игнорируем - надо Ему от нас что-то или нет? Кого это волнует?", но - не буду пуританствовать, каждому свое, у каждого свой крест, каждому - по силам Бог дает, вне зависимости от "богослышимости" (Он самовластен).

Это - не странно. Это - Божественно.

Господь подал Ионе ни много, ни мало - Власть Слова. Силу Слова. Силу и Власть обращать словами людей к Богу. Заставлять их делать угодное Богу.
Дал - как? Через пророчество: "Господь сделает вам так и так, потому что вы - мерзость!".
И люди - поверили!
И убоялись!
И - сделали что? перестали гневать Господа. Доказав Ионе, что он - полный идиот: "Ну, и где гнев Божий? Которым ты там нам угрожал? Нету? То-то! Знай наших!".

Господу-то надо было что? Покарать ниневитян?
Нет.
Так Он и не покарал.
Выражаясь "по-нашенски", выставив Иону дураком: сказал, что сделает то-то и то-то, Иона - поверил и "выболтал планы Господа", а Тот взял, да и не сделал, как обещал...

В общем, "Или, Или, лама савахфани!" - это именно огорченный Иона, которого напоили уксусом и желчью, доказав, что он - лжепророк.

Вот и думай - отчего Иоанн Предтеча дожидался Господа Иисуса Христа в аду? И - кому он там проповедовал?..