Сон. Рассказ с прологом и эпилогом

Алекс Шуваевский
          Пролог.

     Рассказ этот - не более, чем попытка записать на бумагу многолетние сны свои.
     И, пользуясь случаем, поделиться ими с немногочисленными читателями, заходящими изредка на мою страничку.
     В том, что история эта обрела неожиданно новое дыхание и получила незапланированное продолжение, моих заслуг нет и в помине.
     Ибо ни в части второй, ни, тем более, в третьей, нет ни единого авторского слова.
     Как ни странно, но полученным результатом автор доволен.
     - Почему? - может быть и спросит меня когда-нибудь какой-нибудь любопытный читатель.
     - Да потому, что не всем так везет! - абсолютно искренне отвечу я.

          Часть 1 - собственная
   
     Много лет снится мне сон.
     Из двух частей.
     Приходят они, как правило, по одному.
     Хотя бывает, что и на пару в одну ночь накатывают, плавно перетекая один в другой.
     Сны похожи.
     И содержанием своим и своим окончанием.
     В первом, тихим солнечным утром, едва проснувшись, брожу я по квартире.
     Думается, что именно утром.
     По тому, как тихо кругом.
     И солнце яркое, утреннее, отражается в полированном паркете, отчего приходится прищуриваться.
     Впрочем, и днем так бывает.
     В августе, например.
     В детстве.
     Когда родители на работе, а на дворе каникулы.
     В такие дни сладко спится до обеда. И не беда, что солнце шпарит уже вовсю с высокого горизонта.
     Сразу видно, что квартира, по которой неспешно бреду я, после ремонта недавнего.
     Все в ней ново и красиво.
     И белые двери с латунными ручками, и красивый паркет цвета светлого дерева, отполированный до блеска, и желтоватые стены с едва заметным рисунком на обоях.
     Она бесконечна.
     С бесчисленным количеством уходящих в далекую перспективу комнат, естественно перетекающих по плавной дуге одна в другую. 
     И чистыми, до блеска намытыми окнами с левой стороны, умножающими солнечный свет, разбрызганный по всем уголкам бесконечного пространства вокруг.
     В том, что все это мое, нет у меня сомнений. 
     Я знаю это точно.
     Вот же и запах вокруг родной, с детства знакомый. 
     Да и не стал бы я ходить спросонья в одних трусах по чужой квартире.
     Я юн и беззаботен.
     Отчего, гонимый восторженным любопытством, шлепаю босыми ногами все вперед и вперед.
     Пока не натыкаюсь на большую двустворчатую стеклянную распашную дверь. Такие часто показывают в фильмах про старинную жизнь.
     В двери матовые стекла. Одна створка ее слегка приоткрыта и в узкой щелке дверного проема виден круглый кухонный стол, залитый солнечным светом. С синими чашками в драконах, аккуратно разложенными чайными ложечками, вазочкой с крупными кусками сахара и ажурной соломенной корзинкой, полной желто-красных пузатых яблок.
     Стол и чашки мне не знакомы.
     За дверью настороженная тишина. Не враждебная, но таинственная.
     Я понимаю, что это уже чужое.
     Посему стою, затаив дыхание, пристально вслушиваясь в звуки извне и пытаясь сообразить, что бы это значило и почему не закрыта дверь?
     И где люди, оставившие ее открытой?
     В этом месте я обычно просыпаюсь.
     И по пол дня потом не могу распрощаться с подсмотренным.
     Отчего долго пребываю в болезненном состоянии непокоя и легкого раздражения.
     Со временем сон забывается. Как будто нарисовали его старательно мелом на школьной доске, а потом вытерли с особым прилежанием мокрой тряпкой.
     Возвращается он всегда неожиданно.
     И вновь слепит ярким солнцем, белыми новыми дверями с латунными ручками и красивым паркетом цвета светлого дерева, отполированным до блеска.
     Дразнит нетронутыми яблоками в кружевной корзине.
     Беспокоит тишиной, неизвестностью и неудовлетворенным любопытством.
     Во втором сне я брожу по деревянному дому в лесу – не сильно большому снаружи, но необъяснимо огромному внутри.
     Дом жилой, хотя и не достроен до конца.
     Огромные внутренние пространства его местами перекрыты балками, под которыми пустота. И лишь листы фанеры, да доски - времянки, набитые то тут, то там, позволяют осторожно продвигаться дальше.
     В доме живут люди.
     Которых не видно, но чье присутствие явственно ощущается в бытовых шорохах, отдаленных голосах, в скрипе половиц и в грязной посуде, сложенной стопкой на мятой газете на краешке древнего стола.
     Я не юн. Нет прежней беззаботности.
     Это заметно по тому, как старательно, по-хозяйски, запоминаю я места, где нужно наводить порядок, набить полы, установить ограждения.
     Бредя неспешно по дому, я каждый раз поражаюсь восхищенно его огромности.
     И с сожалением понимаю, что не успеть в этой жизни достроить его до конца.
     Да тревожно становится от невозможности встретиться с людьми, населяющими его. Сколько не жди их, сколько не прислушивайся.
     Неопределенность пугает.
     В этом месте приходит пробуждение.
     С нарастающей хандрой и испорченным настроением.
     А годы летят.
     И ночи все бессонней.
     С мыслями разными.
     Без сновидений.
     А когда все же приходят они, как подарок заслуженный, вновь и вновь, словно наяву, брожу я по залитым солнцем комнатам и перебираюсь осторожно по балкам недостроенного дома.
     В приятном волнении.
     Зная наперед, чем все это закончится.
     Но все это будет потом.

22.03.2018

          Часть 2 - аналитическая.

     Которая может оказаться интересней предыдущей.
     Поскольку написана человеком,  который  многое умеет объяснить.
             
     Алекс, добрый день.

     Сразу хочу отметить, что в отличие от ортодоксального биологического подхода Фрейда к интерпретации сновидений, я использую гуманистический подход, связанный с утилитарной функциональностью.
     Он, как показывает практика, наиболее точный. И активно используется уже в течение 60 лет.
     И ещё.
     Сновидение - это своеобразная "фотография", пришедшая во время сна из бессознательного и отражающая реальность, которую переживает индивид. Речь идет об эмоциях, стереотипном поведении, фантазиях и планах.

     Первое сновидение.

     Основная тема в сновидении – это квартира, дом.
     Причем, это не навязанный образ, а твой собственный.
     Это твое психологическое пространство, наполненное личностными ожиданиями, надеждами, возможностями.
     Я предполагаю, что в этом сновидении тебе лет двенадцать.
     Большое количество комнат свидетельствует о многообразии твоих способностей, зарождавшихся в детстве и юности.
     Всё залито светом, солнцем, везде чистота, всё светлое и эстетичное (ручки на белых дверях). Это демонстрирует твое ощущение радости, счастья от того, что ты есть.
     Образ дверных ручек отнюдь не случаен. Это значит, что у тебя есть возможность распорядиться дверью, как ты захочешь: закрыть или открыть ее. То есть ты обратишься к одной или другой своей способности, или к нескольким.
     Такие сновидения приходят к нам, чтобы напомнить, насколько важно испытывать удовольствие от того, что мы есть, и быть верными этому состоянию.
     Тем не менее, в конце этой длинной анфилады комнат за приоткрытой, словно, старинной двустворчатой дверью находится чужая территория. Полная картина не видна ещё и из-за того, что стекло матовое. Это тебя не пугает, но настораживает.
     Это говорит об амбивалентности, или двойственности, ощущений.
     Мое психологическое прочтение данной части сновидения следующее.
     Здесь налицо образ классической интерпретации: подросток, женщина, старуха, животное.
     О последнем говорит рисунок на чашках – драконы.
     Сахар и яблоки символизируют определенный соблазн, но чашки пусты.
     За этой дверью – территория комплекса твоей матери, которую ты, как и мы все, обойти не можешь. Хотим мы или не хотим, материнский комплекс внедряется в каждого из нас.
     Кстати, бороться с комплексами бесполезно, так как в этом случае они лишь усиливаются. Но знать о наличии того или иного комплекса у себя необходимо.
     Дело в том, что комплекс всегда опережает сознание и таким образом навязывает ошибочное поведение, эмоцию и т.д.
     К комплексу нужно суметь нейтрализоваться или даже (как писал об этом Юнг) при умении использовать его в свою пользу.
     Эта часть сновидения подсказывает, что сейчас особенно следует усилить собственный контакт с ощущением радости и счастья от того, что ты есть, что ты успешен, что ты многое умеешь и применяешь свои способности в ежедневной практике жизни.
     И ни в коем случае нельзя позволять себе ворошить мысли и воспоминания о чьих-то несправедливых словах, поступках в твой адрес, о твоих обидах и т.д.
     Это, прежде всего, касается людей из ближнего круга, особенно твоих родственников женского пола.
     Кстати, с этим связано твое второе сновидение.
     Но его интерпретацию я пошлю, скорее всего, завтра.

С уважением,
В.Афанасьев - кандидат психологических наук, сайт - www.afanasyev.com
25.03.2018

          Часть 3 - заключительная.

     Второе сновидение.

     Образ леса, в котором находится дом, весьма положительный, так как он являет собой часть природы, экологию и здоровую среду.
     С точки зрения личностной природы человека, этот образ символизирует открытость как базовым, так и высшим инстинктам, потребностям и желаниям.
     Например, человек хочет получить новые знания и поступает в университет, хочет построить дом, чтобы иметь свою автономную территорию, и делает это, хочет найти жизнеутверждающую любовь и идет к ней навстречу и т.д.
     Этот образ возник у тебя не случайно, поскольку ты – состоявшийся человек.
     Образ деревянного дома – тоже положительный и свидетельствует об одном из твоих важных жизненных проектов, который ты для себя с успехом осуществил.
     Но очень большие внутренние размеры данного дома, причем чужого, – это проявление высокого уровня притязаний с твоей стороны к людям, его населяющим.
     Ты по-хозяйски рассматриваешь недостроенные части, находишь вещи (невымытая посуда), которые тебя не устраивают, и даже планируешь работу для приведения дома в надлежащий вид.
     В то же время ты понимаешь, что у тебя ни сил на это, ни жизни не хватит.
     И голоса людей в доме – отстраненные.
     Владельцев недостроенного дома весьма устраивает такое положение дел.
     А тебя – нет, но ты не можешь до них достучаться, потому что у них иное видение мира и себя в нем.
     Это сновидение раскрывает твою нынешнюю реальность и настоятельно требует от тебя сбалансировать собственные силы, не расходуя их на тех, кто живет в иной системе координат, хотя она тебе и не нравится.
     Твои сновиденческие образы призывают тебя к самосохранению.
     И к тому, чтобы твой собственный дом всегда оставался залитым солнечным светом, чтобы в нем не иссякали творческие проекты, и чтобы тебя радовала собственная жизнь.

     Алекс, позволь посоветовать тебе почаще заходить на мой сайт. Он для меня, как персональная “prosa.ru”.
     Я помещаю там материалы, основанные на случаях из моей психологической практики.
     Таким образом, они служат в качестве опосредованных консультаций для тех, кто их читает.
     Проблемы большинства людей – схожи.
     Помню, как один из зарубежных психологов в своем выступлении на конференции сказал о том, что есть локомотив, который везет состав, наполненный типичными психологическими проблемами.
     Он движется из эры в эру, из эпохи в эпоху, и в этом составе всего лишь пятнадцать вагонов.
     Всего пятнадцать!
     Но всё повторяется вновь и вновь.

Валерий Афанасьев
26.03.2018

          Эпилог.

     С нескрываемым любопытством, некоторым удивлением, но и не без удовольствия, прочел я удивительные истории о рассказанном мною.
     И последующие за этим выводы уважаемого Валерия Афанасьева.
     Так удачно, а главное, так своевременно, зашедшего на мою страницу.
     Обещаю не спешить пока со скоропалительными выводами.
     А попробую перечитать все еще раз.
     А потом еще.
         
     Валерий,
     спасибо тебе за это.
     С уважением, А.Ш.


Почти из этого сна.
Автор натюрморта - Руслан Трофименко. Картон, масло, 1994 год.