С днём рождения, Коми РО РСП!

Вла-Да
Интервью Татьяны Михайловны Барышевой с председателем Коми регионального отделения Российского союза писателей Надеждой Васильевной Веклич.

Т.Б. Мне в руки попалась статья секретаря Коми РО СПР А.Г.Попова о нынешнем состоянии культуры, творческом союзе, отсутствии критики и государственном заказе. Хотелось бы задать Вам, как председателю Коми РО РСП, аналогичные вопросы.

Н.В. Вы имеете в виду эту статью?
(ссылка на статью "Андрей Попов — о нынешнем состоянии культуры, творческом союзе, отсутствии критики и государственном заказе
Февраль 16, 2017" удалена)

Да, я её тоже читала. Я не против, задавайте вопросы.

Т.Б. Что из себя представляет Коми РО РСП? Мне-то, конечно, известно, но многим, полагаю, будет интересно узнать о новой организации.

Н.В. 3 марта 2018 года Коми региональному отделению Российского союза писателей исполнился год. Наш РО РСП ещё очень молодой, но уже «неслабо стоящий на ногах». Российский союз писателей (РСП) организован на базе Литературного клуба в 2012 году. Тогда же в нашей республике было образовано отделение, которое просуществовало до 2017 года. Далее, для облегчения координации деятельности было решено зарегистрироваться официально в качестве Коми регионального отделения, так как РСП разрастался, креп, в нём числилось уже более семидесяти отделений.
3 марта 2017 года на Учредительной конференции в Москве принято решение об утверждении региональных отделений. 3июня 2017 года внесены поправки в Учредительные документы.

Т.Б. Чем продиктована необходимость появления РСП?

Н.В. Всё течёт, всё меняется и в природе, и в жизни. Образование РСП продиктовано требованиями времени. На сегодня РСП – в России одна из самых перспективных, мощных, современных писательских организаций.

Т.Б. Что даёт вступление в союз?

Н.В. Если бы вступление в союз не давало ничего, то разве был бы смысл вступать в него? Кто считает, что нет смысла, но вступает, тот явно кривит душой или недопонимает, зачем это делает.

Союз открывает всем своим членам широкие возможности для творческого общения, реализации идей и активного участия в литературной жизни; объединяет творческих личностей, создающих произведения самых разных форм, и стремящихся популяризировать, помочь донести свои произведения до широкой читательской аудитории и критиков; помогает войти в читающее и пишущее сообщество России и зарубежья, получить адекватную оценку и должное признание, получить возможность учиться; получать профессиональную помощь и помогать другим.

Старые союзы имеют ещё государственную материальную поддержку в виде предоставленных офисов, зарплат, материального обеспечения, оплаты канцелярских товаров, помощи министерства культуры.

Мы рассчитываем на свои силы. На данный момент нам поддержку оказывает Центр защиты прав граждан, организованный «Справедливой Россией». Свою помощь нам может предложить любой желающий сохранить и развивать литературу.

Т.Б. Сколько крыльев у нашего союза?

Н.В. Крылья – птицам, бабочкам, жукам… Летаем только в снах и мыслях. У нас в груди «пламенный мотор». Если по делу… наше отделение многонациональное. Пишем на русском языке, но если кто-то захочет переводить на другие языки – не возбраняется. Моё стихотворение недавно в честь 710-летия «Божественной комедии» Данте Алигьери опубликовали на двух языках: итальянском и русском.

Т.Б. Чем отличается РО РСП от уже имеющегося в республике РО СПР?

Н.В. Да, отличие есть. Мы - РО РСП, они - РО СПР. Конечно, не только отличие в аббревиатуре. В нашем отделении все являются членами Российского союза писателей.
Под эгидой Российского союза писателей работают крупнейшие литературные порталы Стихи.ру и Проза.ру - своего рода «творческий инкубатор», который также активно используется и членами регионального отделения СПР, и другими писательскими объединениями, и всеми желающими, имеющими склонность к творчеству. Наиболее подготовленные граждане могут изъявить желание и будут приняты в члены РСП, благо, из такого количества любителей слова выбор вполне возможен.
 
При поддержке РСП создано первое литературное телевидение Литклуб.TV, продуктивно действует издательство Российского союза писателей, оснащенное автоматизированной системой работы с рукописями, выпускает книги лауреатов литературных премий, а также членов РСП.

Писатели и поэты имеют право претендовать на гранты для выпуска книг.
На постоянной основе проводятся уникальные конкурсы.

Т.Б. С Коми РО СПР готовы сотрудничать?

Н.В. Готовы. И не только с Коми РО СПР. Если появятся другие союзы, мы также открыты к сотрудничеству.

Т.Б. Новодел и коммерция – это о нас?

Н.В. Грубовато, топорно. Мы, общественная организация, не преследуем коммерческой цели. Здесь уместно вспомнить анекдот о «синдорском поэте и композиторе», которого «не ждали». Вот и нас не ждали, хотя и с Синдором не всё так просто: уверены, и там живут народные таланты. Мы уже обратили внимание на талантливую синдорскую поэтессу, и если она когда-либо изъявит желание быть нашим членом, то мы, разумеется, с учётом её способностей, рассмотрим её кандидатуру.

Намереваясь создать региональное отделение РСП в Сыктывкаре, что значительно бы облегчило общение единомышленников, я первым делом обратилась за консультацией к секретарю РО СПР А.Г.Попову. Никакой консультации конечно не получила. Но сей секретарь, войдя в роль ментора почему-то пытался меня проэкзаменовать на «годность», на предмет состоятельности, требуя изложить ему «миссию писателя». Я стояла перед ним и, глядя на него, думала: «Неужели взрослые люди всё ещё себя путают с комсомольскими вожаками, партийными бонзами, пытающими школяров и неразумных рабочих на предмет достойности пенитрации в «их узкие круги». Миссия писателя известна, подробно описана и на нашем сайте РСП, и на сайте СПР, рассказывать профессионалу о его миссии мне как-то даже неудобно.
По духу мне ближе демократичный василенковский СРП.

Новодел - разговорное, в значении «копия», повторяющая утраченный оригинал. Если говорить о «копии», то это точно не о нас. Овечка Долли – как раз СПР, клонировавший себя из разложившихся в 1991 году СП СССР и СП РСФСР. После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства. В бондаревском (ныне ивановском) СПР нашли приют те, кто, утратив развалившийся СП СССР, внёс в новый свой союз всё то, что было в старом, сохранив «патриотический» курс. Возродившийся из СП РСФСР василенковский СРП, держа руку на пульсе времени, значительно обновился в соответствии с требованием этого нового времени, верно взяв курс на «демократичность».

Наш РСП – самый что ни на есть оригинал, во многом отличающийся от уже имеющихся писательских объединений. Всё старое всегда и везде рано или поздно меняется новым, это ни для кого не секрет.

В России сейчас действует немало писательских объединений, не только СПР и СРП, в интернете о любом из них желающий найдёт достаточно информации. Признавать–не признавать «конкурентов» – личное дело союзов, от признания или проявления пренебрежения ни старые, ни новые союзы не становятся хуже или лучше. По крайней мере, признание точно заслуживается не кулачной конкуренцией. Считающим себя столпами литературного общества трудней принять новые веяния, новые объединения, трудней переориентировать себя на требования и нужды настоящего времени, потому-что по течению плыть, по накатанной колее ехать – удобней и привычней. И легче.

Т.Б. Говорят, что во всех союзах есть распри…

Н.В. Да? До сих пор мы не ощущали этого. В нашем союзе точно нет такого. Поживём – увидим, может быть. Знаю, что в василенковском СРП неплохая атмосфера.

Т.Б. Каковы, по-вашему, причины распада СПР СССР и СПР РСФСР?

Н.В. Причины распада этих СПР, я считаю, те же, что и причины распада СССР, да и любого распада. Уж точно не Евгений Евтушенко расшатывал, но возможно он раньше других почувствовал «запашок распада» и не промолчал. Виной распада - процессы системной дезинтеграции во всех сферах страны, в том числе в литературной жизни, которые привели к прекращению в 1991 году и государства, и этих Союзов писателей. Факторы? Деградация властных и руководящих элит, моноцентризм принятия решений, эгоистические стремления, КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ, противодействие «демократизации», неравномерность распределения благ, усыхание былого источника материальных благ, нравственное разложение…

Понятно, что распад СП случился не вдруг, обозначился раньше. В 1991году лишили привилегий Союз писателей СССР, в силу того, что исчез руководящий орган Россией — КПСС. Это ежемесячно не менее 110 руб, плюс 8 кв.м. дополнительного бесплатного жилья, плюс санаторные путёвки, дачи, квартиры, плюс бесплатное издание миллионными тиражами книг, гонорары - в основном за заказную «соцреалистическую» литературу. Тогда и произошёл развал писательского союза с последующей реинкарнацией в СПР и СРП. Профессиональные союзы стали, пусть и как прежде, профессиональными, но - ОБЩЕСТВЕННЫМИ организациями, согласно закону существующими на членские взносы и на деньги из бюджета по статье на культуру. Нас «материально-финансовое» разочарование не коснулось, ибо мы изначально общественная организация.

Ясно проявился развал СП уже 14-15 июня 1990 года на Учредительном съезде Всероссийской ассоциации любителей отечественной словесности и культуры - "ЕДИНЕНИЕ", проходившем в Москве в концертном зале им. П.И.Чайковского. На съезде ведущим, писателем Ю.Прокушевым были произнесены слова: «Наша тревога вызвана самым бедственным положением, в котором сегодня оказалась культура Отечества, многонациональной России. Над духовной сокровищницей россиян, которая создавалась более тысячелетия, нависла угроза катастрофы, распада, исчезновения. На протяжении семидесяти лет за общими словами о "расцвете" культуры, литературы, искусства стоял так называемый "остаточный" принцип материальной помощи творческим силам страны. В результате сегодня многие театры, библиотеки, музеи, клубы находятся в запустении, рушатся и ветшают жемчужины мирового зодчества. Нравственно-эстетическое воспитание новых поколений в школах и вузах фактически отсутствует. «Коммерческое» отношение к делу культуры, ставшее в последние годы государственным принципом, приводит к самым трагическим последствиям…» В качестве членов ассоциации на съезде были: заместитель председателя СП СССР писатель Ю.Бондарев, писатель Ю.Прокушев, писатель В.Астафьев, космонавт В.Аксёнов, певица Л. Зыкина, прозаик М.Ганина, гл.редактор журнала «Слово» А.Ларионов, поэт И.Ляпин, писатель С.Золотцев, почётные члены патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, писатель Л.Леонов и многие другие. Участие приняли руководители ряда известных газет и журналов. Из Коми республики участие в съезде принимали кроме меня ещё трое: В.Тимин, Г.Спичак, и Н.Мирошниченко, которая впоследствии стала инициатором создания в республике общества "Русский дом". После съезда мы вчетвером собирались в редакции газеты «Коми му» по поводу организации общества, по предложению В.Тимина я была единогласно избрана его председателем. Но… из-за тяжёлой длительной болезни практически самоустранилась изначально. Хорошо, что Надежда Александровна взяла инициативу на себя.

Т.Б. Основной критерий воздействия на общество?

Н.В. Трудно выделить какой-то один критерий. Качество человека - качество общества. И патриотизм в произведениях должен присутствовать, и художественность должна быть, и ещё много чего. Правда, патриотизм просто обязан опираться на интеллект, во избежание скатывания в анархизм. Главное, чтобы критерий воздействия был правильно подобран, не чужд людям, соответствовал времени, ситуации и традиционно был соотнесён с нравственностью. А если, к примеру, писать для детей, то детская литература – область, в которой безусловным является приоритет этических норм над эстетическими и бытовыми.

Т.Б. Белинских нынче не видно?

Н.В. Да, раньше критика была более зрима. Теперь таких специалистов немного, и не только в литературе. Рухнувшая в девяностых годах налаженная система, стремительный переход на рельсы нынешнего анархо-капитализма, способствовали если не полному развалу, то невиданному раздраю, это точно. Учитывая воспрянувший поэтический энтузиазм народа и наплыв литературного материала, ранее изучавшим литературный процесс проработка новых объёмов стала явно не по силам. Новый литпроцесс в стадии формирования, поэтому по степени зрелости его - «созреет» и критика. Сейчас к процессу критического осмысления часто подключаются люди, мало смыслящие в этом, к тому же часто настроенные агрессивно-негативно. Некоторые, возведя себя в критики, просто «отрываются» на авторах, удовлетворяя своё ущемлённое или ненасытное эго. Не потому ли свои критические сентенции такие критики зачастую начинают с грубой проработки, переходя на личность автора, абсолютно не замечая достоинств произведения, зачастую «с водой выплёскивают ребёнка». Бывает, что за недостатки принимают как раз достоинства произведения.

- Принятие взгляда Белинского предполагало изменение взгляда критикуемого?

Н.В. Принятие взгляда Белинского предполагало изменение взгляда критикуемого не только на искусство, но и на саму жизнь и, как следствие, отношение искусства к жизни. От поиска небывалого, великого он призывал переходить к изучению реального. Именно Белинский «дал ход» И.Тургеневу, которому, в отличие от Ф.Достоевского, И.Гончарова, не особо везло: поначалу он был обделён вниманием и читателей, и критиков... К чему вспомнился И.Тургенев? В связи с его предстоящим юбилеем, 200-летием со дня рождения. Рецензия на драму «Параша» изменила отношение общества к творчеству писателя.

- Литература не может обойтись без освещения народной жизни. Так ли уж лишними были «лишние» люди, описанные в литературе? Скорее всего, они появились несвоевременно, раньше; российская действительность была неготова к восприятию их ума, их таланта, их мировоззрения…

Н.В. Ни одна тема в литературе не решалась без хотя бы косвенного соотнесения её со стихией народной жизни. Развитая, одарённая личность должна иметь ещё и смелость, решительность, должна стремиться осуществить заложенные в ней возможности, это её долг. Лишних людей нет, каждый несёт свою миссию. Государственная машина в умных людях никогда не нуждалась. Она нуждается в уме, способном быстро и беспрекословно подчиняться. Показатель ума поэта, писателя, человека должен быть намного выше, чем того требует госмашина, ибо мы не рабы. По определению А. Герцена, лишними людьми называют «умные ненужности». В лучших людях все их хорошие качества связаны с народом, с народной нравственностью. Об этом не следует забывать как писателям, так и критикам.

Т.Б. Что можно сказать об отношении к нам критики?

Н.В. А разве у нас есть повод для недовольства ею? Нормально относится, обычно: от полного неприятия (ату их!) до неприличного восхваления. Это стезя большинства поэтов и писателей, как великих, так и неизвестных. Совсем недавно о нашем писателе С.Н.Ярчуке высказались в печати как об именитом, талантливом писателе-фантасте. Причём, оценка была получена от уважаемого писателя Юрия Виськина, члена СПР, проводившего обзор прозы в популярном литературном журнале. Отмечают наш вклад в литературу. Наши именитые литературоведы, в том числе А.В. Канев, член Петровской академии, член СПР, высказали удивительно тёплые слова о Ваших стихах. Достойны внимания литературоведов стихи нашего ухтинского поэта Г.Зорина. Мои произведения также с удовольствием публикуют и читают в России и в более двадцати зарубежных странах. Надо помнить, что наш союз очень молод, а отделению всего-то год. Это не срок для «сбора богатого урожая», но и сейчас у нас урожай неплох.

Т.Б. Чью память предложили бы увековечить мы?

Н.В. В следующем году исполняется 220 лет со дня рождения А.С.Пушкина. «Пушкин – наше всё». Тургенев в Пушкине видел «полубога». Можно найти в нашем городе по ходу улицы Пушкина хорошую свободную площадку и сделать на ней пушкинский уголок, с его барельефом, с красивыми скамейками и столбами освещения, с деревом, в дупло которого дубровские могли бы прятать свои записочки любимым; там люди могли бы встречаться, влюбляться, читать стихи, посвящая их Пушкину, отдыхать, предаваться размышлениям.
В Эжве улица Маяковского была бы ещё прекрасней, будь на ней уголок (бульвар или площадь) Маяковского с его барельефом.
Алексея Иевлева многие горожане воспринимали при жизни как уникальный человеческий сплав учёного естественника и высокого гуманитария. О нём земляки писали: «Он методично мыслил и чувствовал масштабами миров. Таких людей в России сегодня мало остаётся. Алексею удавалось всё, за что бы он ни брался в семье, в науке, в поэзии. В детстве было у него прозвище - Вождь. За ним шли люди. Он был младший из поколения тех, на чьих руках держалось небо». Как завораживающе он читал свои чудесные стихи! Алексей Иевлев, считаю, достоин, чтобы его память была увековечена. Я его запомнила читающим свои стихи на Дне поэзии: строгий костюм – пиджак нараспашку, на шее белый символический шарф поэта, в петлице пиджака цветок, в руках листы А4. Взгляд усталый, голос негромкий, умиротворяющий.

- Наверное есть и такие поэты, судьба и талант которых остались вне внимания.

Н.В. Да, и такие есть. Хочется вспомнить о поэтическом творчестве врача Юрия Груббе. В республике для многих талантливых поэтов путь в союз был заказан, они и остались неизвестны народу по причине нежелания вторгаться в поэтические союзы-междусобойчики. Мы обязательно будем посвящать им свои творческие вечера.

Т.Б. Отношение к идее памятника Аввакуму?

Н.В. Как я, филолог, могу относиться к такой, народной, инициативе? Как к ней могут относиться здравомыслящие люди? Конечно, только положительно. Меня восхищает, что людей волнуют такие идеи. Даже в наши суровые времена. И, видимо, не просто так, не от нечего делать у них возникают в головах такие мысли. Мы приветствуем.

Т.Б. Набирает популярность творчество Довлатова…

Н.В. Я ценю творчество Довлатова. Он вполне известный поэт. Ухтинцы его, как писателя, практически не воспринимают.

- Ухтинцами озвучивались и другие инициативы. По своей сути они люди неравнодушные к общественным инициативам.

Н.В. Да, Совсем недавно, к примеру, они предлагали перенести столицу республики в их город, назвать улицу именем героя-боевика Арсения Павлова. Павлов - герой? Герой, несомненно. Но - с искажёнными идеалами антигероя. Такова судьба детдомовцев. Арсению Павлову повезло больше, чем его предшественнику детдомовцу А.Матросову, успевшему «провоевать» всего два дня. В тех местах из-за необдуманного командования, трусости командиров много людей бездарно положили. Об операции «Марс», предпринятой в тех местах, также до сих пор умалчивают, а она практически подготовила и сделала возможной победу под Сталинградом. Нельзя так с людьми! Людей надо беречь, тогда и Родина будет в безопасности.

- Довлатов не детдомовец.

Н.В. С Довлатовым тоже не всё так просто, идея тоже сомнительная, хотя он не детдомовец. Почему сомнительная? Да, Арсений Павлов родился в Ухте. Да, С. Довлатов служил три года во внутренних войсках в охране исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык), близ города Ухты. Место службы не выбирают. Многие ухтинцы припоминают именно эти моменты его биографии в судьбе их родных и близких, посему настороженно относятся к идее переименования улицы. Стало быть, есть почва для назревания конфликта мнений, интересов, пусть даже скрытого. А место, где мы живём должно навевать позитивные эмоции, чтоб людям жизнь была комфортна.

- Возможно, Сергей Довлатов извлёк какой-то положительный опыт и от пребывания в республике?

Н.В. Я понимаю, что получив такой неоднозначный опыт, писатель получил и бесценный материал для своего творчества, а мы имеем возможность узнать эту кухню изнутри, описанную правдиво, интересно. По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».
Я понимаю, что судьбы складываются по-разному, но можно выбрать щадящие варианты, менее травмирующие обе стороны конфликта. Люди должны созреть до понимания и приятия. Довлатов умер в Нью-Йорке. В честь Довлатова 7 сентября 2014 года названа улица в Нью-Йорке. Кстати, это первая улица в том городе в честь русского писателя. Его книги и статьи переведены на 26 языков. На 68-м Берлинском кинофестивале в "Берлинале Паласте" состоялась мировая премьера фильма Алексея Германа-младшего "Довлатов". Фильм будет показан в тридцати странах. Это большая популярность. Близка ли Довлатову Ухта? А так ли близок - сейчас - он ухтинцам?

Т.Б. Публицистика, песня – поэзия?

Н.В. Поэзия, проза могут вмещать в себе всё: и публицистику, и слова песни.
Разве плоха, к примеру, публицистика В.Распутина, В.Астафьева? А как оригинален и изящен в своих публицистических статьях наш В. Сумароков! С истинным удовольствием читаю. И это не книксен, не лесть по случаю… Просто это достойно. В нём изящно сочетаются и Н.Гоголь, и М.Зощенко, но это наш самобытный В.Сумароков.
Песня – поэзия, завёрнутая в соответствующий фантик. Если появляются песни с не очень хорошими словами, то почему они появляются? И слова некоторых песен заслуживают не меньшего внимания, чем строки, написанные «высоким штилем». Разве не поэзия – стихи В.Высоцкого, А.Розенбаума, Ю.Левитанского, А Дольского?.. Но если кто-то представляет и видит поэзию и прозу только лишь как продукт некой «высокой моды», то это сугубо его взгляд. Мы ведь не встречаем на улицах сплошь и рядом людей, одетых вычурно, по высокой моде. Это было бы и смешно, и ужасно. И – неудобно, непрактично. Всякому моменту своя мода: рабочему – рабочая одежда. Идущим на бал – бальная. И в поэзии, в прозе, считаю, диапазон столь же широк: от высокого штиля, до кежуал. Продукт, произведённый человеком, выражает его настроение, его старание, его возможности. Запретить не получится. Воспитывать вкус, направлять, помогать – можно и нужно. Этим призваны заниматься и поэты с писателями. И музыканты…

Т.Б. Музыкант может быть писателем, поэтом?

Н.В. А почему нет? И даже повитухой может быть, если его увлечёт такой выбор. Примеры есть: Михаил Львович Герцман, достояние республики. Приехал в Сыктывкар в 1971 году, после окончания Ленинградской консерватории. С ним меня познакомили сотрудники музтеатра в 1973 году. Приехал в Коми из Санкт-Петербурга уже с большой любовью к ней. Глядя на этого импозантного бородатого интеллигента, думала: «Неужели вот так, приехав, сразу можно быть влюблённым в чужую республику, принять, впустить её в свою душу. Годы, прожитые Михаилом Львовичем в Сыктывкаре, утвердили меня в мысли, что да, можно. Но огонь в его глазах уже не так ярок и, видимо, есть причины. Вспоминается А.А.Шергина. Заслуженный работник РК, редактор русского текста гимна республики (по мелодии, основанной на песне Виктора Савина в обработке председателя Союза композиторов республики Коми Михаила Герцмана, в редакции В. Тимина на коми языке, и также А. Суворова на русском языке). Александра Александровна ютилась в маленькой комнатушке общежития. Страшно такое неуважение к людям, пренебрежение республики к их нуждам.

Т.Б. В прочитанной статье автор затронул вопрос членства Михаила Львовича в РО СПР. Что Вы об этом думаете?

Н.В. О вступлении Михаила Львовича в СПР могу сказать следующее: Михаил Львович, обладая поэтической душой, творческим талантом, острым умом вполне последователен в своём желании. Им написаны стихи, песни на которые исполняет В.Леонтьев, он пишет прозу.

- Надо отметить, что рекомендации ему дали известные, уважаемые люди, авторитетные литераторы.

Н.В. Именно так. Известные, уважаемые, авторитетные. Они знают толк в жизни, в литературе асы. Рекомендовали – значит нашли его достойным. Кто отказал - не важно по какой причине, тот имеет право на личное мнение, на выбор симпатий и предпочтений.

Т.Б. На кого в наше время равняться?

Н.В. Каждый сам для себя выбирает. Есть столпы, на них равняться – верный вариант. А уж предпочтения каждый выстраивает для себя сам. В России есть на кого равняться, чем не столпы поэзии, к примеру, А.Пушкин, Е.Евтушенко, А.Дементьев, В.Высоцкий! В Коми тоже есть знаковые имена – В.Савин. Н.Мирошниченко. Считаю, Надежда Александровна Мирошниченко - в республике поэт №1, в том числе и по отзывчивости на волнующие граждан события, по терпимости. Оспаривать значимость этих поэтов – время терять.

Т.М. Как вы относитесь к Е. Евтушенко?

Н.В.Н.В. Достояние России. Гражданин мира. Заслуженная известность, добытая потом и кровью. Кто за последние полвека с Евтушенко сравним по популярности?! Его миссионерская деятельность действительно не знала границ. Всё происходящее он воспринимал сердцем и чувствами, на всё мгновенно и адекватно реагировал именно как поэт, несущий свет в массы. Поэты, писатели продолжают это делать.

И сейчас поэты откликаются на общественно значимые события?

Н.В. Раньше возможностей откликаться на события было значительно больше. Одно только почившее наше республиканское «Красное знамя» чего стоило! Статья в нём могла мгновенно вознести на пьедестал, а могла поразить наповал. Бумажную версию, зная силу и влияние газеты, убили, растерзали. И не кто-нибудь, а с подачи власти, призванной заботиться о своих гражданах. Дарьин клон, «псевдоКрасное знамя», народ республики так и не воспринял, эта газетёнка сама увяла. Появилось множество бесплатных газет, вроде даже в них бывают неплохие материалы, как, например, в газете «Про город» статьи «Прогулки по Сыктывкару». Отличная тема. Хороша также попытка окунуться в проблемы народа. «Трибуне», небеззубой газете, волшебным образом удаётся выживать, и это радует. Но это не ежедневная газета с выстрелом свежайших новостей.
Литератор, если он таковым себя осознаёт, всегда откликнется на волнующие его темы, если имеет такую возможность.

Т.Б. О вере и законах развития, о мироздании. Владыка, церковь.

Н.В. В то, что нам неизвестно, мы можем только верить.
Для достижения цели своего развития литература, как маятник, должна последовательно развиваться в полярно противоположных тенденциях, подобно взаимодействию света и тьмы. Внешняя реальность явлений, окружающая нас, является реальностью двух миров, которые находятся в борьбе между собой. Если длительное время предаваться материалистическим представлениям, то под их воздействием в сознательной воле также развивается материалистический образ жизни.

- Что именно и произошло с СП в 1991 году.

Н.В. Да, так. Реальность действительная устроена иначе, чем кажущаяся, и её следует познавать соответственно её закономерностям. Мосты надо строить реальные, а не абстрактные, судить надо по фактам, а не «от фонаря до сентября». Не следует вводить в заблуждение широкие общественные массы, переворачивая факты с ног на голову, выдавая желаемое за реальность. Нельзя также построить моста между двумя мировыми потоками – добром и злом, светом и тьмой – посредством только естествознания, ибо одно только естествознание не может постигать всю совокупность жизненных явлений в целом.

- Не потому ли не был понят современниками герой И.Тургенева Базаров?

Н.В. Потому. Не одн6о естествознание движет мир. Естествознание должно быть дополнено духовными, социальными, политическими науками… Историческая, политическая жизнь течёт в соответствии с законами естествознания. Это так. Но – не только! Естествознанию не хватает мировоззрения, которое, к примеру, хорошо описал И.В.Гёте, на что ссылался и доктор философии, социальный реформатор Р.Штайнер. Тогда бы закон полярности в литературе, как и в природе, познавался как основной и стало бы нам понятно: рано или поздно наступает распад (что обоснованно случилось и с СП в 1991 году) с необходимостью возврата к кристаллизации.

- С появлением новых союзов, с новыми идеями…

Н.В. Да. Уже древние мистерии признавали и строили всё на полярности мироустройства, но в наши времена, до сих пор, некоторые пытаются на веки вечные провозгласить себя пупами Земли, не желая видеть того, что происходит вокруг них, предпринимая попытки не считаться с законами мироустройства. А вокруг происходит много всего интересного, необычного, непривычного. И – нового. Жизнь без нового закисает, стагнирует в разы быстрее. А если более стагнировать уже некуда? Иллюзия майи, что с появлением новых союзов нечто будет утеряно.

- Не будет. А если будет – это закономерно.

Н.В. Точно, как в природе: что-то создаёт почву, что-то плодоносит. Как писал И.В.Гёте, все семена никогда не приживутся, а приживутся некоторые, все икринки не станут рыбами, повезёт только некоторым. Так и на развитие литературы влияет много факторов: кто-то более старателен, кто-то более интеллектуален, кому-то просто везёт. А кому-то чего-то из всего этого не хватает.

- Вот и наши площадки СТИХИ.РУ и ПРОЗА.РУ этому
отбору способствуют.

Н.В. Природа должна производить много больше, чем приживается, прорастает, приспосабливается, чтобы в потоке бытия это могло принести плоды. Да, в природе господствуют порядок и необходимость. В природе общества, в природе литературы оно тоже должно быть. С одной стороны, излишняя материализация членов СПР, коммерциализация страны с начала 90-х, с другой стороны, моральное и материальное обнищание культурных и воспитательных институтов и привели к закономерному развалу, в том числе и СПР. Чуть позже гомункул восстал из-под развалин в виде современного СПР. А мог и не восстать, и, возможно, следует воздать дань почести флагману нового СПР Юрию Бондареву, что нашёл в себе силы понять, что дальше так жить нельзя, и всколыхнул общество к переменам. Жаль только, что, восстав, возродившись в новом обличье, члены обновлённого СПР взяли на вооружение те же манифесты, тот же образ жизни, те же авторитарность и клановость.

- А двери общественной организации должны быть открыты для всех желающих, имеющих склонность к творчеству, способности.

Н.В. И приходя в союз человек не должен сталкиваться с «ломбардными оценщиками» или кастой неприкасаемых. Жизнь сама всё расставит по местам. Не должно происходить по разнарядке, каким семенам удобрять почву, а каким зацвести пышным цветом. Этот процесс саморегулируемый.

- В жизни, наверное, каждый пробовал себя в сочинении стихов.

Н.В. Да, поэзия многих завлекает в свои сети. «Таинственная страсть стихосложений, как писал В.Аксёнов, владеет душами поэтов». Всякий в поэзии пробует себя: от царя до слуги. В природе бывали всякие поэты. Когда душа человека поёт, он готов писать и декламировать, петь и танцевать. Пишет стихи С.В. Лавров, министр иностранных дел РФ (https://rg.ru/2015/02/04/stihi-site.html) . Писал бывший лидер государства Сталин (http://grachev62.narod.ru/stalin/t17/t17_001.htm), писал «четырёхглавый» Гамзатов, писал некронос Борис Сивко (https://dkuzmin.livejournal.com/459544.html) …

- Понятно, что всему надо учиться. Я читала последние стихи Владыки. Очень неплохо написано…

Н.В. И склонности, и талант не появляются ниоткуда. Владыка – член Московской писательской организации от СПР, возглавляемой В.Бояриновым. А о ситуации в СПР и его подразделениях отлично высказались Владимир Гусев. В статье "О чувстве меры". "Московский литератор", №20, 2008 г. и Вячеслав Оргызко в газете "Литературная Россия", 16.12.2011, статья «Почем жульничество?». Я согласна с авторами, но Владыку как раз понимаю. Как он оказался в МГО? Человек имеет желание научиться, у него это неплохо получается. Да, пока его стиль сравним со стилем народного художника Пиросмани. Но разве он в лесу живёт? Человек обращался к специалисту, секретарю РО СПР, не помогли. Осмеяли. Аудитория владыки достаточно многочисленна. В этой ситуации не смеяться надо.
Мы однозначно не отвернёмся, будем помогать, если нужно. Осмеивать невелико умение. Осуждать нам действия чужих союзов, лезть со своим уставом в чужой монастырь? А судьи кто? Всё и так очевидно. Попав в среду писателей и поэтов, человек скорее обретёт умение и мастерство, нежели сам бы продолжал «вариться в своём котле», и многим страждущим душам будет даже более полезен, чем некоторые замкнувшиеся в своей корпоративной скорлупе писательские союзы.

Т.Б. Культура в упадке?

Н.В. Это не так. Кстати, в республике 2018-й год объявлен годом культуры. Культура годом конечно не ограничивается, но никогда ещё литература не развивалась так бурно, как сейчас. И говорить, что она, как и культура, в упадке, значит не знать о литературе ничего. Она переживает бурное становление после утраты нравственных приоритетов. А то, что они с начала 90-х были значительно потрёпаны и забиты в самые дальние уголки социального бытия – факт известный, неоспоримый. Постаревшие союзы ещё живут «старыми песнями», но мир уже другой. И приоритеты складываются другие. Почему? Потому что назрела пора менять вектор от разложения к кристаллизации.

Т.Б. Международный день поэзии. Поэтический марафон

Н.В. Вы же знаете, что мы не ориентируемся на марафон. РСП в Доме правительства Москвы традиционно провёл День поэта, вручение премий. В Сыктывкаре у нас двойной спринт: в честь Дня рождения регионального отделения, также чествование поэтов, с чтением стихов 24 марта.

Т.Б. Хотелось бы побольше видеть в людях добра, терпимости, любви к ближнему. Хотелось бы самим поменьше ошибаться.

Н.В. Пусть так и будет. Пожелаем всем того, чего желаем сами для себя и для своих близких. С первым годом вас, дорогие члены Коми РО РСП!