***

Алиса Обухова
 Каким же было моё удивление, когда я узнала, что фильм «Комиссар» был единственным, а следовательно, и первым снятым фильмом Александра Аскольдова. Во время просмотра этого фильма получаешь не только эстетическое удовольствие, но и пищу для размышлений. В основе сюжета лежит рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», который после просмотра фильма я решила прочитать. И, хочу заметить, что, по моему мнению, фильм Александра Аскольдова гораздо глубже, чем рассказ, и даже похож на своеобразный ответ Гроссману, в котором Аскольдов не соглашается с его позицией.


 Музыку к фильму писал великий композитор Альфред Шнитке.
Почти каждый хороший фильм можно узнать с первых кадров, «Комиссар» не исключение. Под мирные звуки природы и колыбельную нас встречает отряд конной армии, который движется молча не спешно мимо статуи Божьей матери – автор фильма даёт нам намёк на дальнейшие события.

 В начале фильма мы узнаём, как легко Вавилова может лишить жизни человека: «Отдаю под суд революционного трибунала!», звук расстроенного пианино звучит после этих слов, что символизирует сломанную жизнь несчастного дезертира, дальнейших слов Вавиловой мы не слышим, но во время артикуляции слышим выстрелы.
Вместо топота копыт и выстрелов мы - бытовые звуки, чувствуем домашнюю суету и уют, это новая обитель комиссара Вавиловой. Звуки мирной жизни: ночное пение птиц, сверчков, капанье воды, сопение семьи, тиканье часов – всё это не даёт уснуть Вавиловой. Но и это житейское спокойствие скоро будет нарушено: весёлые крики купающихся детей прерываются жутким грохотом и скрежетанием, звуками ужаса и страха – везут пушку.
« - Рожать детей, - сказала она, - вы думаете, что это просто, как
война: пиф-паф и готово. Ну нет, извините, это не так просто.» (В. Гроссман «В городе Бердичеве»)
Жуткий крик разрывает тишину – комиссар рожает! Глаза Вавиловой полны безумия и страха, в бреду она видит тяжёлые военные будни: вздохи, скрежет, крики «помогите», шум воды, изнеможённые армейцы пьют. В этой сцене присутствует человек с завязанными глазами, он не может видеть, он не понимает, что происходит, Вавилова кричит вместе с ним, так же как он она сходит с ума и не понимает, что происходит. В бреду комиссара мы встречаем «того, печального, всегда молчаливого, который оказался сильнее ее и добрался через толстую кожу куртки, сукно гимнастерки до ее бабьего сердца» ( В. Гроссман «В городе Бердичеве» ). Под звон колоколов, что символизирует их истинную чистую любовь, он страстно целует её. Голоса, которых не разобрать, звук косы и звук песка – бойцы косят песок в пустыне, бессмысленное действие, как сама революция. На деревянном мостке расстрелян её возлюбленный, скачут кони без седоков, скачут мимо кладбища. Очень интересна шумомузыка в этом фрагменте: речь людская, но будто наоборот, лай собак, музыка, крики Вавиловой, грохот взрывов, стрельбы – всё смешалось в полнейшем безумии.


 Звон колоколов и патетическая музыка сопровождает уверенный шаг Вавиловой с ребёнком на руках, плавно переходит в полифонию при встрече героини со священником, а в стенах храма мы слышим еврейское звучание, переливы из мажора в минор, гармонические ходы. Музыка прекращается, и мы слышим ржание коней, которое прежде всего замечает Вавилова и убегает, её трепет отражает музыкальное сопровождение – барабаны, диссонирующие созвучия.


 С особой нежностью главная героиня фильма поёт колыбельную своему дитя, «как хорошая еврейская мать» (цитата из фильма).
«- Что ты думаешь, - отвечал Магазаник, - если женщина одевает кожаные штаны, она от этого становится мужчиной?» ( В. Гроссман « В городе «Бердичеве»)
Постепенно пение Клавдии сливается с еврейским пением.
Удары в большой барабан, как символ чего-то ужасного, стихийного, как предупреждение, одиночные удары молоточков, будто крышка гроба заколачивается. Звон колокольчиков - еврейская свадьба, как знак того, что жизнь продолжается.
Но какая жизнь?
Мальчики преследуют сестру, которая не хочет с ними играть, в
руках у них игрушечные пистолеты, они рвут на девочке платье, бусы и привязывают её к качелям, раскачивают. Нынешняя жизнь народа отражается в жестоких детских играх.


 После просмотра этого фильма на душе остаётся нечто, что можно осознать, но сложно выразить, что-то необъятное смог заложить Алексей Аскольдов в свой единственный фильм «Комиссар».