Фильм с завлекательным названием

Алиса Обухова
Фильм с завлекательным названием «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова снятый в жанре истерн в 1974 году по повести «Красное золото» Эдуарда Володарского и того же Никиты Михалкова досмотреть до конца удалось мне с величайшим трудом. Везут золото в Москву, золото пропадает, а далее что происходит? Большинству актёров я просто не могла поверить, особенно Никите Михалкову в роли Брылова, главаря банды. Как только я его увидела перед поездом на рельсах, мне пришла мысль в голову «нет, ну точно не ты, ты не можешь остановить поезд, я не верю твоему самодовольному лицу». Бандиты-налётчики даже доверять бы не стали человеку с таким хитрым лицом и неуверенным голосом, не то что следовать за ним. Как актёр в этом фильме завоевал моё сердце Александр Калягин в роли Вонюкина.


Фильм нас встречает радостным всадником, который сообщает нам о победе. Под «песню о корабле» главные герои фильма радуются победе, мы слышим громкое «Победа! Равенство! Братство!». В «песне о корабле» лодка является образом советского государства, из песни можно понять, что речь в фильме пойдет о проблемах того времени. Так же мы видим милую девушку, которая, возможно, так же является образом молодого государства.


Напряжение того времени можно почувствовать в начале фильма: Сарычев напряжённо ведёт записи у себя в кабинете, жужжание мухи в кабинете взбешённого Забелина, где сводится дебет с кредитом, до которого Забелину нет никакого дела, потому что ему лишь бы шашкой махать. Забелин в фильме создаёт суету, этакий бравый парень, которому не сидится на месте, неприятный персонаж для меня.
После того, как обнаружили труп в комнате Шилова Сарычев отдаёт приказ Кунгурову отправить золото немедленно, после он остаётся один в комнате напряжённо дышит пошатываясь, смотрит на портрет дедушки Ленина, с озадаченным лицом устремляется к окну, звучит тема «три товарища», тикают часы, что отражает внутреннее напряжение героя. Далее перестрелка в поезде, напряжение не спадает, герои фильма ничего не понимают, я тоже ничего не понимаю, что происходит?! Да, какая разница! Тема «трёх товарищей» и воспоминания главных героев дают зрителю отвлечься от постоянного напряжения и острого сюжета. Также в воспоминаниях присутствует карета, которая катится в тартарары, как знак того, что всё старое уходит, приходит новое.


Могу отметить одну картину из фильма, которая мне запомнилась, потому что вызвала вопросы: расстрел предателя. Никодимов просто мастер конспирации, помимо того, что он оказался предателем, он лихо видоизменяется за доли секунды: уходит за угол в белой рубашке и бритый, а возвращается обросший и в рубашке в полоску.
Возможно, фильм не произвёл на меня должного впечатления, так как незадолго до его просмотра я посмотрела спагетти-вестерн Серджо Леоне «Однажды на диком западе». Фильм был снят в 1968 году, кстати. Качество съёмки, музыка в фильме, игра актёров… думаю, что нет смысла сравнивать с фильмом «Свой среди чужих». И я почти уверена, что Никита Михалков под впечатлением от фильмов Серджо Леоне решил снять «что-нибудь подобное».
Больше всего в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» мне понравилось название.