Центр еврейской молодёжи Гиллель СПб

Кот Гавот
"Если не я за себя, то кто за меня? Если я только за себя, то что я такое?
И если не сейчас, то когда?"(Гилель)

В 2000 году моя знакомая М., "та, что училась на год младше", привела меня в "Гиллель", на тот момент студенческую организацию. Это было начало...
Что интересно. В середине "нулевых" мы собрались в ночном клубе "Pin-Up" на Моховой. На импровизированной встрече одноклассников я начала было рассказывать об активной жизни среди еврейской молодежи. Однако почти сразу услышала нечто вроде "А, еврейский вариант!" и поняла, что не тема "не катит". Разговор переключился на выбор напитков и закусок, а я ушла на танцпол.
Наблюдение - для меня не очень приятное, однако. Чай (соки) и десерты сейчас зачастую стоят в барах дороже спиртного. Иногда из безалкогольных напитков есть только вода типа "...аквы" по сотне (или больше) за бутылочку. Да и мероприятия всё чаще "переползают" на поздний вечер и ночное время. Очень хорошо, что вот уже несколько лет в "заведениях" нельзя курить.

Это сейчас "Гилель", как и большинство еврейских организаций нашего города, "проживает" в ЕСОДЕ на северо-западе. Однако на момент моего первого визита "Гилель" (как и ЕСОД) находился на ст. м. "Выборгская". В здании "прогрессивной" советской архитектуры с охранниками на проходной, на самом верхнем этаже было несколько комнат. И даже выход на крышу, где по слухам устраивались вечеринки "для узкого круга лиц".

Послужившее эпиграфом выражение принадлежит "широко известному в узких кругах" еврейскому мудрецу Гилелю. Он жил и творил, предположительно, при царе Ироде (1-ый век до н.э.). Своеобразный девиз, призывающий к деятельному милосердию ("хэсэд" на иврите), петербургской еврейской общины, сотрудники (волонтёры) которой участвуют в проектах, затрагивающих все сферы жизни. От занятий с детьми (особенными тоже) до ухода за пожилыми на дому. От лекций до благотворительных ярмарок хендмейда. От субботников до концертов для ветеранов и поездок в детские дома и дома престарелых с подарками.

Сформулировать более-менее простой и внятный ответ на вопрос "Что такое Гилель?" - как ни странно - я очень долго не могла. Точнее, очень долго не могла найти подходящих слов; хотя, казалось бы, всё и так понятно. Смотрела фото, копалась в памяти, читала посты в группе... Потом пошла в Гилель на Шаббат и встретила... Вот! Вот оно! Точнее, они! Гилель - это люди. Это весь спектр эмоций; конечно, отношения между людьми.

Дружба, любовь, пары, браки... И даже дети, которым как нельзя кстати подходит сувенирная футболка с надписью "100% HILLEL". Такую же можно получить, если накопить на клубной карте достаточно баллов, принимая участие в мероприятиях. Ещё есть гаджеты, ручки, термокружки, значки и, конечно, кипы. Это небольшие конической формы шапочки, которыми мужчины покрывают головы: религиозные евреи носят их всегда, а светские только по особым случаям - например, во время молитвы или при посещении синагоги; кстати, на экскурсию может прийти любой желающий, на территории есть кафе и магазинчик.

Однажды мне повезло: во время очередного розыгрыша в Гилеле я получила из ручек нынешнего прекрасного директора - умницы, модницы и счастливой молодой мамы - сертификат известной сети книжных магазинов. Я не любитель конкурсов; а вот муж с удовольствием в них участвует. Благо призы самые приятные; на вечеринке «РЕТРО-ПУРИМ 80-90» ухитрился выиграть «продуктовый набор» из Израиля по номеру входного билета.