Коррупция причина бедности. 2017

Лернастан Айрапетов
Обозначения на диаграмме:  1 – Люксембург;  2 – Швейцария;  3 – Норвегия;  4 – Дания;      5 – Новая Зеландия;    6 – США;       7 – Сингапур;  8 – Швеция;   9 – Финляндия;  10 – Эстония;      11 – Литва;   12 – Латвия;  13 – Германия;  14 – Великобритания;  15 – Япония;  16 – Франция;  17 – Италия;  18 – Словения; 19 – Тайвань;  20 – Грузия;   21 – ЮАР;  22 – Бразилия; 23 – Китай;  24 – Армения; 25 – Россия; 26 – Венесуэла; 27 – Судан.
 
Для оценки уровня коррупции в странах мира использованы баллы коррупции К, которые рассчитываются как:
                К = 100 — Т, где

Т — индекс восприятия коррупции Transparency International.

       Использование абсолютного параметра  (баллов коррупции)  вместо относительного  (позиции страны в индексе восприятия коррупции), который использовался ранее,  позволяет получить более объективную картину о коррупции в странах мира.

       На диаграмме по оси X отложены баллы коррупции за 2017г., а по оси Y – ВВП на душу населения в год в тысячах американских долларов по данным МВФ также за 2017г.  Учтены страны с ВВП на душу населения больше 2000 долларов в год.  В диаграмме использованы данные двух независимых друг от друга организаций, Transparency International и МВФ, и они удовлетворительно коррелируют и аппроксимируются степенной функцией Y = 7930,7 Х^(-1,724) при коэффициенте достоверности  аппроксимации R^2  = 0,65.

       В левой стороне диаграммы располагаются высокоразвитые страны с низким уровнем коррупции, в правой – бедные страны с высоким уровнем коррупции. Бедность и коррупция – две стороны одной медали. Чем более коррумпирована страна, тем она беднее.  Нет богатых стран с высоким уровнем коррупции.

       Условно все страны можно поделить на четыре группы. Богатые страны с ВВП на душу населения более 30 тысяч долларов в год. Страны среднего достатка населения  с ВВП на душу населения от 15 до 30 тысяч долларов в год. Бедные страны с ВВП на душу населения от 5 до 15 тысяч долларов в год. Беднейшие страны с ВВП на душу населения менее 5 тысяч долларов в год.

       Диаграмма достаточно наглядно иллюстрирует положение стран мира в пространстве право-экономика, характеризует качество жизни граждан, одновременно показывая и их материальное положение, и их отношения с государством.  Она дает немало возможностей для анализа.

       Для более полной оценки социально-экономического положения в стране значение имеет не только среднее значение ВВП на душу населения, но и его распределение между гражданами. Простым, внятным и весьма эффективным является децильный коэффициент R/P10% —  отношение среднего дохода 10% самых богатых к среднему доходу 10% самых бедных граждан страны. При большом значении коэффициента нарушается социальная справедливость в обществе. А слишком малые значения коэффициента могут ограничить экономическую активность. Так в Японии при низком значении коэффициента, равном 4,5, низка и экономическая активность.  Оптимальным можно считать  R/P10% = 7..10.

       В сравнении с данными 2016г., по которым впервые была построена такая диаграмма, больших изменений в 2017г. не произошло. Немного увеличился коэффициент достоверности  аппроксимации R^2, с 0,63 до 0,65.  Подавляющее большинство стран мира улучшили свое экономическое положение. Лишь несколько стран не смогли этого сделать. Наихудший результат у Венесуэлы (26), ВВП на душу населения которой сократился почти на 21%.

       Отсчет уровня коррупции начинается не с нуля, а с 11-ти баллов. Это свидетельствует о том, что даже в самых высокоразвитых странах имеются коррупционные проявления.

       Положение  России (25) с уровнем коррупции в 71 балл и ВВП на душу населения 8664 долларов в год вполне соответствует общей  закономерности. Интересно сравнить современную Россию с бывшей окраиной Российской Империи Финляндией (9).  Как видно на диаграмме, бывшая окраина вполне благополучна и находится в левой верхней части диаграммы недалеко от высокоразвитой Норвегии (3) и Швеции (8). А метрополия   находится в правой нижней части диаграммы в компании бедных и беднейших стран.  И это вызывает немало вопросов.

        В середине 1990-х годов экономики большинства стран – бывших советских республик достигли «дна» и началось их постепенное восстановление. Во второй половине 1997 г. и экономика России показала признаки оживления. В условиях многократного увеличения цены нефти (с $10 – $12 в начале 1999г. до $146 в середине 2008г. за один баррель марки брент), растет и экономика России. Средний годовой темп роста ВВП в эти годы составил 6,9%. Сохранись такое положение и дальше, сегодня Россия на диаграмме располагалась бы и левее, и выше.

        Однако после кризиса 2008-09 г. г. экономика России уже не восстановила прежних темпов роста, хотя цена нефти оставалась достаточно высокой. В активную фазу вступает вертикаль власти, законодатель и суд становятся послушными исполнительной власти. Такое монолитное, единое государство, где нет противовесов и сдержек, настраивается на круговую поруку, в нем не действует принцип неотвратимости наказания чиновников за нарушения законов.  Чрезмерно укрепляются позиции чиновников и силовиков. Коррупция, рейдерство достигают угрожающих масштабов, незаконное обогащение пронизывают общество.  Развивается неэффективный государственный сектор экономики, растут военные расходы. Инвестиции сокращаются, экономика скатывается в стагнацию, условия жизни большинства граждан страны ухудшаются.

        В 2012 и 2013 годах значительно  уменьшился темп роста ВВП России: до 3.0% в 2012г. и 1.3% в 2013г. против 4.5% и 4.3% в 2010 и 2011 годах, соответственно. В 2014 г. рост экономики  замедляется до 0,6%,  а в 2015 г. она сокращается на 3,8% в то время как мировая экономика в целом продолжает расти. Отрицательная динамика сохранилась и 2016г. Средний годовой темп роста ВВП в 2012-17 годы составил 0,3%, в 23 раза меньше чем в 2000-е годы. В результате Россия сегодня находится далеко от Финляндии, в правой нижней части диаграммы в компании сильно коррумпированных бедных и беднейших стран.

        В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей, государство, защищая граждан, защищая общество, в то же время им и противостоит. Когда государство становится слишком мощным, монолитным, оно начинает подавлять, угнетать народ. Для того чтобы этого не происходило  используется разделение властей с системой сдержек и противовесов.

        Самодержавная монолитная «сильная» вертикаль власти бессильна перед преступным личным интересом, незаконным обогащением, круговой порукой, коррупцией,  а дробная, субтильная, либеральная демократия с горизонтальным взаимодействием ветвей власти на всех уровнях государственного устройства их успешно подавляет. Такая система сверху донизу настраивается на профилактику коррупции.
 
        Из бывших советских республик наибольшего успеха достигли прибалтийские страны Эстония (10), Литва (11) и Латвия (12), они стали странами с невысоким уровнем коррупции и средним достатком населения. А Молдавия, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия вообще не попали на диаграмму, поскольку имеют ВВП на душу населения меньше 2000 долларов в год. За попытку построить счастливое будущее силовым методом мы сегодня платим высокую цену.

        Обращает на себя внимание несоответствие экономического положения Грузии (20) ее инвестиционным возможностям. Уровень коррупции и, следовательно, инвестиционная привлекательность Грузии такие же, как у Литвы и Латвии, а ВВП на душу населения почти в 4 раза меньше. Одна из причин такого положения, по-видимому, в самоизоляции Грузии, в нежелании восстановить железнодорожное сообщение с Россией и наладить торговые отношения и с Россией, и с ЕАЭС.

        Положение Грузии – наглядный пример того, как неудачные политические решения приводят к бедности. Но есть и примеры того, как обуздание коррупции и либерализация экономики способствуют богатству стран без больших природных ресурсов. Пример Сингапура (7) хорошо известен. Можно назвать также Словению (18), Тайвань (19), другие страны, расположенные в верхней части диаграммы.

        ВВП на душу населения в Армении увеличился за прошедший год на 6,2%, с 3511 долларов до 3729 долларов на конец 2016 и 2017г., соответственно. Это неплохой результат, он почти в 2 раза превышает среднемировые показатели. При таком среднегодовом темпе можно за 5 лет  преодолеть  порог в 5000 долларов и из категории беднейших стран перейти в категорию бедных. За следующие 18-20 лет можно преодолеть порог в 15000 долларов и стать страной со средним достатком населения.  Скромные, вообще-то, социально-экономические параметры для нынешнего мира. Но даже их достичь будет проблематично при современном состоянии правовой культуры и законности  в стране. Для того чтобы решить хотя-бы озвученные скромные задачи, необходимо кардинальным образом изменить положение в правоохранительной сфере, поднять уровень правовой культуры, обеспечить верховенство права, уровень коррупции снизить с нынешних 65 по крайней мере до 40-45 баллов, характерных для стран со средним достатком населения.

        Качество жизни имеет вполне конкретные количественные измерения. Это позволяет речи политиков и программы партий измерять количественными социально-экономическими показателями.  Экономика ставит оценку политике.


        Страну на диаграмме можно найти по ее координатам Х и Y в ниже приведенном  перечне.  В перечне не указаны страны, по которым нет данных по ВВП или по индексу восприятия коррупции  и страны с ВВП на душу населения меньше 2000 долларов в год.

  Новая Зеландия (11; 37.676). Дания (12; 55.068). Финляндия (15; 43.856). Норвегия (15; 72.046). Швейцария (15; 79.348). Сингапур (16; 54.053). Швеция (16; 52.109). Канада (18; 41.921). Люксембург (18; 108.005).   Нидерланды (18; 46.594).  Великобритания (18;  43.700).  Германия (19; 43.270). Австралия (23; 50.795). Гонконг (23; 45.540).  Исландия (23; 60.920). Австрия (25; 50.795). Бельгия (25; 41.596).   США (25; 58.952).  Ирландия (26; 57.220).  Япония (27; 35.793). Эстония (29; 19.350). ОАЭ (29; 35.237). Франция (30; 39.123). Уругвай (30; 15.977). Барбадос (32; 16.566).  Бутан (33; 3.431). Чили (33; 13.266). Багамские острова (35; 24.692).  Португалия (37; 20.348).   Катар (37; 67.270). Тайвань (37; 22.230). Бруней (38; 23.557). Израиль (38; 36.524). Ботсвана (39; 6.244). Словения (39; 22.072). Польша (40; 13.038). Сейшельские Острова (40; 16.149).   Коста-Рика (41; 12.249). Литва (41; 15.955). Латвия (42; 15.186). Сент-Винсент и Гренадины (42; 7.435). Кипр (43; 23.503). Чехия (43; 18.105). Доминика (43; 7.739). Испания (43; 27.921). Грузия (44; 4.192). Мальта (44; 25.433). Кабо-Верде (45; 3.196). Сент-Люсия (45; 8.313). Южная Корея (46; 27.023).  Гренада (48; 9.765).  Намибия (49; 5.327). Италия (50; 30.995).  Маврикий (50; 10.018).   Словакия (50; 17.439). Хорватия (51; 12.407). Саудовская Аравия (51; 20.202). Греция (52; 18.873). Иордания (52; 5.932). Румыния (52; 9.801). Малайзия (53; 10.787).  Черногория  (54; 7.010).  Венгрия  (55; 12.239). Беларусь (56; 5.237). Ямайка (56; 5.117).  Оман (56; 13.812). Болгария (57; 7.250). ЮАР  (57; 4.826). Вануату (57  3.050). Тунис (58; 3.913). Китай (59; 8.833). Сербия (59; 5.451). Суринам (59; 8.304). Тринидад и Тобаго (59; 18.450). Марокко (60; 3.348). Турция (60; 9.969). Аргентина (61; 10.167). Кувейт (61; 27.613). Соломоновы острова (61; 2.059). Свазиленд (61; 2.614). Албания  (62; 4.506). Босния и Герцеговина (62; 4.471). Гайана (62; 4.545). Шри-Ланка (62; 4.295). Бразилия (63; 7.495). Колумбия (63; 5.651). Индонезия (63; 3.906). Панама (63; 14.517). Перу (63; 5.765). Таиланд (63; 6.205). Бахрейн (64; 23.747). Монголия (64; 3.959). Армения (65; 3.729). Македония (65; 5.511). Вьетнам (65; 2.327).  Филиппины (66; 4.249). Алжир (67; 4.205).  Боливия (67; 3.122). Сальвадор (67; 4.439). Мальдивы (67; 9.721). Эквадор (68; 5.439).  Габон (68; 8.181). Азербайджан (69; 3.783). Джибути (69; 2.066). Казахстан (69; 7.418). Иран (70; 5.027). Украина (70; 2.206). Доминиканская республика (71; 7.384).   Гондурас (71; 2.374). Мексика (71; 8.956). Папуа — Новая Гвинея (71; 2.095). Парагвай (71; 3.864). Россия (71; 8.664). Гватемала (72; 4.218). Ливан (72; 11.648). Нигерия (73; 3.291). Никарагуа (74; 2.135). ДР Конго (79; 2.084). Ангола (81; 3.238). Туркменистан (81; 6.818).  Ирак (82; 4.444).  Венесуэла (82; 4.686). Экваториальная Гвинея (83; 9.854).  Ливия (83; 7.411). Судан (84; 2.416).

        Всего представлены 125 стран, из них 25 могут считаться богатыми, 23 – страны со средним  достатком населения, остальные 77 бедные и беднейшие страны. Если же учитывать 193 страны, представленные в ООН, то бедными и беднейшими окажутся  более 75% стран мира. Коррупция и войны создают разруху и бедность. Но войны и сами часто являются следствием коррупции. Коррупция не только создает бедность, она ослабляет государственную власть и угрожает стабильности мира.