Великий и ужасный Карлос Кастанеда

София Осон
"Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех". Народная мудрость.

Все мы помним рассказ Волкова "Волшебник изумрудного города", в котором главный основатель города Гудвин, создал иллюзию величественности города, своей все могущественности и мудрости.

Великий и ужасный волшебник, о котором никто толком ничего не знал и о котором слагали мифы, предстаёт перед героями в разных обличиях. Но стоит снять очки, как иллюзия пропадает. Доколе хочешь ты быть обманутым, ты носишь очки. Хочешь узнать правду - снимаешь то, что тебе мешает её увидеть. Хитрый ум великого и ужасного волшебника, с его изумрудным творением может разоблачить только любознательное существо, которое всё время что-то ищет, вынюхивает. В данной сказке речь шла о собаке Элли, которая благодаря своему собачьему инстинкту обнаружила истинное лицо великого и ужасного волшебника.


Постичь умом книги Карлоса Кастанеды невозможно. Читаешь и что-то срабатывает изнутри, какой-то механизм, отвечающий за поиск истины: Вот, это оно! Близкое мне. Чувствуешь, что говорит правду.

Его ли это учение (дон хуановское) или заимствованное из других источников? Это первый вопрос, который пришёл мне в голову. Ведь если не его, а например, повторение извечных тем, обсуждаемых религиозными философами из века в век, то в чём его заслуга? Собрать всё самое вкусное и подать под своим соусом? В непринуждённой художественной манере?

Надо отдать должное его литературному таланту, но не думаю, что стоит рассматривать его как первооткрывателя, духовного учителя, который оставил после себя наследие древних тольтеков.

Доктор философии Де Милле (американец) пришёл к выводу, что «приключения Карлоса произошли не в пустыне Соноран, а в библиотеке в Лос-Анджелесе». Хороший вопрос - можно ли верить каждому слову Кастанеды?

Обычно люди постигают новое по одному распространённому сценарию. Прочли пару страниц отстранённо, и за это время если автор зацепил чем-то конкретным, и чуйка подсказала, что истину говорит, то остальные страницы вроде не должны вызывать сомнения в подлинности информации.


Ну например, меня зацепила информация из книги 9 "искусство сновидений". Совпало с тем, что я пережила в реальности, с моей тогда ещё начинающей практикой сновидений. Пусть и не во всём совпало, но ни кто другой не зацепил так, как Кастанеда. Он сказал только пару предложений, и сразу попал в цель. Я ничего прежде подобного не слышала ни от кого. И я поверила ему, и внесла коррективы в свою практику. Отныне духов я называла неорганическими существами, переход сознания в энергетическое тело - вторым вниманием, стала оперировать такими словами, как точка сборки.

 А сегодня я применяю кастанедовскую терминологию по привычке, чтобы людям было легче меня понять, потому что практически все "сновидящие" "сидят" на Кастанеде. Но уже подумываю над своей терминологией :) Однако вернёмся в то время, когда он впечатлил меня своей девятой книгой. А дальше, встал вопрос, либо я верю всему безоговорочно, либо отказываюсь от его учения. А поскольку ничего другого я не знала, что можно было бы противопоставить учению Кастанеды, то мне пришлось принять его за истину. На какое-то время.

А это означало, что нужно было поверить в то, что после смерти моё сознание склюёт Орёл (если я ничего не буду предпринимать), и потому я должна подумать о том, как мне проскочить мимо этой птицы, у которой нездоровый аппетит. Кастанеда оставил инструкции, которые необходимо выполнять, но в любом случае одной не справиться, одна в поле не воин!

Но по правде говоря, мне сложно забить голову всей этой "ватой". Я бы могла поверить во всю эту галиматью, если бы у меня вообще отсутствовали мозги, но меня всё время одолевали смутные сомнения насчёт Кастанеды. Что-то внутри отторгало его учение, говорило, что оно ложное, неправильное.

Но отвергать все знания, которые были изложены в его книгах я то же не могла. Я всё время возвращалась к осознанным сновидениям, энергетическому телу, неорганикам. Сам он такое придумать не мог. Так что же заставляет меня сомневаться в его учении? Возможно страх быть сожранной Орлом? Нет, я знала точно, это было что-то другое, интуиция, тот механизм, который различает, где правда, а где ложь. И мне ничего другого не оставалось, как начать проверку.


И наконец третье, самым тщательным образом я с головой окунулась в практику сновидений, чтобы исследовать неорганических существ. О своих исследованиях я напишу несколько позже. Меня, человека, который занимается практикой сновидения всё время мучил один вопрос: Почему так мало информации о неорганических существах из сновидений оставили маги древности? Ответ скрывался всё в той же 9-ой книге - Дон Хуан высказал своё пренебрежение к неорганическим существам, потому наверно он так мало говорит о них.

Поскольку я любопытна, то не стала останавливаться на Кастанеде и принялась читать другие "умные книг" и  сделала интересные открытия.



Кто был самым первым, кто написал про осознанные сновидения?



Случайным образом я нашла информацию об осознанных сновидениях. В руки мне попался малоизвестный рассказ "Невеста из сновидений", автор Фредерик Ван Эден. Я заинтересовалась его биографией. И узнала, что это он первооткрыватель осознанных сновидений. В то время, когда он жил, в 18 веке, какой-то журнал парапсихологии впервые опубликовал его статью под названием «Исследование сновидений». Затем, кто-то другой нашёл эту область безумно интересной.

Он не только изучил осознанные сновидения, но и ввел термин «lucid dream», осознанные сновидения, что означает изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может, в той или иной мере, управлять его содержанием. Он выделил несколько типов сновидений, среди которых были ложные, демонические и осознанные. Для осознания Фредерик предлагал посмотреть на свои руки. Ложные пробуждения, тело сновидений, вспоминание сновидений... - всё это знакомое из книг Кастанеды принадлежит перу Фредерика Ван Эдена.

Хм... Что же тогда сделал Кастанеда? Придумал Дона Хуана?

А был ли Дон Хуан? Не является ли он литературным персонажем?



Крупнейшего американского антрополога, ученого, Роберта Гордона Уотсона попросили дать оценку книге "Учение Дона Хуана. Путь знаний индейцев Яки". Уотсон написал письмо Кастанеде, в котором было сказано, что его книга произвела на него впечатление, но больше всего галлюцинации, которые пережил Карлос и он задал ему смелый вопрос: "Имею ли я право сделать вывод, что вы никогда не пробовали грибы и даже не видели их?" Уотсона удивляло, как Кастанеда мог есть грибы в Соноре и в Хихуахуа, если они там не растут?

Антрополога удивили также способы употребления грибов, которые не соответствовали традиционным. На что Кастанеда отправил ему ответ, в котором он указывал что между учением Дона Хуана и традициями яки не существовало прямой связи. Он указывает на то, что Дон хуан вёл кочевой образ жизни. А раз так, то почему книга называется Путь знаний индейцев яки?

Ещё более безжалостно комментирует книги Кастанеды Уэстон Лабарр, знаменитый антрополог и профессор. "Для читателя, интересующегося психотропными растениями американских индейцев хотя бы с десяток лет, книга выглядит скучной, утомительной, поверхностной, псевдоэтнографической и отдающей дурным вкусом". После публикации первых книг Кастанеды, у него появилось много противников в научных кругах.

Вот ещё любопытные вещи, которые я вычитала в "умных книжках". Эманации Орла, о которых писал Кастанеда, у Аристотеля человеческие души - это эманации Бога.

А вот что Кастанеда говорил о материализации неорганических существ:
"Неорганические существа - искусные иллюзионисты, которые любят проецировать себя, как слайды на экран... "

" - Ты противоречишь себе, дон Хуан. Ты сам говорил, что неорганические существа реальны. Сейчас ты говоришь, что это обычные картинки.

- Я тогда имел в виду, что в нашем мире неорганические существа подобны подвижным картинкам, спроецированным на экран; я могу ещё добавить, что они напоминают перемещающиеся образы, создаваемые разреженный энергией, освещающей границу раздела двух миров".

Такое странное представление о неорганических существах вовсе не фантазия Кастанеды. Мадам Блаватская, рассказывая о демонах, сказала, что те могут иногда уплотняться и становиться видимыми на несколько секунд. Это земные духи или астральные души, причём когда они материализуются, то предстают в виде застывших статуй.

Я не считаю Кастанеду первооткрывателем.

В 56 году Кастанеда открыл для себя Олдоса Хаксли, прочитав его роман "Двери восприятия". Автор ради научного эксперимента испробовал на себе ряд наркотических веществ, которые изменили его мировосприятие. Хаксли впервые изучает действие пейота, рассказывая о мистических видениях, вызванных этим наркотиком. Кастанеда по всей видимости выбрал себе амплуа Олдоса Хаксли и подобно ему, познавал реальность, изменяя её наркотическим веществами.

А Дон Хуан - это отчасти прототип Мейгана - его учителя из университета. Мейган был специалистом по шаманизму.

Реальность Кастанеды.


Известный иностранный интернет ресурсе salon опубликовал критическую статью под названием "Темное наследие Карлоса Кастанеды".
В статье Карлос Кастанеда упоминается как самый успешный литературный обманщик XX века., Крестный отец, возглавивший скрытую группу преданных ему последователей в последнее десятилетие своей жизни. Его самые близкие ведьмы остаются без вести пропавшими, а бывшие инсайдеры, предлагая новые подробности, считают, что женщины покончили с собой.

"По мнению журнала Time «Крестный отец нового века», Кастанеда был литературным воплощением эпохи Вудстока. Его 12 книг, предположительно основанных на встречах с таинственным индийским шаманом, доне Хуаном, сделали автора, аспиранта в области антропологии, всемирной знаменитостью. Среди поклонников были Джон Леннон, Уильям Берроуз, Федерико Феллини и Джим Моррисон.

Под опекой дона Хуана Кастанеда знакомился с пейотом, разговаривал с койотами, превратился в ворону и научился летать. Все это произошло в том, что дон Хуан назвал «отдельной реальностью». Кастанеда, умерший в 1998 году, был с 1971 по 1982 год одним из самых продаваемых авторов научной литературы в стране. Ещё при жизни его книги были проданы тиражом не менее 10 миллионов.
Кастанеда воспринимался многими как убедительный писатель, и его ранние книги получили в высшей степени положительные отзывы.

Время называло их «красивой осознанностью» и отмечало «нарративную силу, не имеющую аналогов в других антропологических исследованиях». Считалось, что в книгах были собраны факты, и это способствовало их успеху."
"Статус книг как серьезная антропология почти не оспаривался в течение пяти лет. Скептицизм увеличился в 1972 году после того, как Джойс Кэрол Оутс в письме к New York Times выразила недоумение в связи с тем, что рецензент признал книги Кастанеды нехудожественными. В следующем году Тайм опубликовал рассказ о том, что Кастанеда много лгал о своем прошлом. В течение следующего десятилетия несколько исследователей, в первую очередь Ричард де Милл, сын легендарного режиссера, неустанно трудились, чтобы продемонстрировать, что работа Кастанеды была обманом.

Несмотря на это исчерпывающее разоблачение, книги дона Хуана все еще хорошо продаются. Университет Калифорнийской печати, который опубликовал первую книгу Кастанеды «Учение Дон Хуана: путь знаний Яки», в 1968 году неуклонно продает 7500 экземпляров в год. BookScan, компания Nielsen, отслеживающая продажи книг, сообщает, что три из самых популярных книг Кастанеды, «Отдельная реальность», «Путешествие в Икстлан» и «Сказки о силе», в 2006 году были проданы в общей сложности 10 000 копий.

Сегодня Simon & Schuster, главное издательство Катснеды, все еще классифицируют его книги как научно-популярные. Можно утверждать, что этот лейбл не имеет значения, поскольку многие теперь знают, что дон Хуан был вымышленным созданием.

Но не все так считают, и доверие, которое некоторые читатели вложили в эти книги, ведет к более темной истории, которая почти не освещалась в массовой прессе.

Кастанеда, исчезнувший из поля зрения общественности в 1973 году, в последнее десятилетие своей жизни организовал скрытую группу преданных последователей. Его инструментами были - книги и Тенсегрити, техника движения, которая как он утверждал, была передана 25 поколением тольтекских шаманов.

Корпорация Cleargreen была создана для содействия Тенсегрити; В ней участвовали тысячи практикующих. Писательница и режиссер Брюс Вагнер, член внутреннего круга Кастанеды, помог создать серию обучающих видео. Cleargreen продолжает действовать по сей день, пропагандируя Тенсегрити и учение Кастанеды посредством семинаров в Южной Калифорнии, Европе и Латинской Америке.

В основе движения Кастанеды была группа очень преданных женщин, все из которых были его любовницами. Их знали как ведьм, и двое из них, Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абеляр, исчезли на следующий день после смерти Кастанеды вместе с президентом Cleargreen Амалией Маркес и инструктором Тенсегрити Кайли Лундал. Несколькими неделями позже исчезла и Патрисия Партин, приемная дочь Кастанеды, а также её любовник. В феврале 2006 года скелет, найденный в Долине Смерти, Калифорния, был идентифицирован с помощью анализа ДНК.Скелет принадлежал Партин.

Некоторые бывшие соратники Кастанеды подозревают, что пропавшие женщины совершили самоубийство. Они ссылаются на замечания женщин, сделанных незадолго до исчезновения, и указывают на частую дискуссию Кастанеды о самоубийстве на частных групповых встречах. Достижение трансцендентности через смерть, благородно выбранную, утверждают они, уже давно занимает центральное место в его учении.

"Великий" учитель.

Кастанеда родился в 1925 году и приехал в Соединенные Штаты в 1951 году из Перу. Он изучал скульптуру в Школе изящных искусств в Лиме и надеялся стать художником в Соединенных Штатах. (деятелем эпохи Возрождения)
Он работал в нескольких необычных местах и учился в Лос-Анджелесском колледже по философии, литературе и творчеству. Большинство тех, кто знал его, вспоминают блестящего, веселого рассказчика с завораживающими карими глазами. Он был маленьким (некоторые говорят, 5 футов 2, другие 5 футов 5) и застенчивый, когда дело доходило до фотографий. Вместе со своей тогдашней женой Маргарет Руниан (чей мемуар «Волшебное путешествие с Карлосом Кастанедой» он позже попытался подавить) он увлекся оккультизмом.

По словам Руниан, она и Кастанеда проводят длительные беседы в мужской компании у неё дома, пьют вино вместе с экстрасенсами, медиумами. Однажды ночью друг сказал, что ни Будда, ни Иисус никогда ничего не записывали. Их учение было записано учениками, которые могли бы изменить или создать их. «Карлос кивнул, как бы тщательно размышляя, - писала Руниан. Вместе они с Кастанедой провели неудачные эксперименты ESP. Руниан работала в телефонной компании, и первая попытка Кастанеды сделать книгу была незаконченной публицистическая рукопись под названием «Оператор набора».

В 1959 году Кастанеда поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где он подписал контракт с Калифорнийской этнографией с профессором археологии Клементом Мейгеном. Одним из заданий было интервью индийца.
Он получил «А» за свою газету, в которой говорил с неназванным индейцем о церемониальном использовании дурмана. Но Кастанеда был сломлен и вскоре бросил учёбу. Он работал в магазине спиртных напитков и подрабатывал в такси. Он целыми днями исчезал, говоря Руниан, что собирается в пустыню. Пара разделилась, но вскоре после этого Кастанеда усыновил К.Дж., сына Руниан от другого мужчины.

И в течение семи лет он работал над рукописью, которая должна была стать «Учением Дон Хуана».

«Учение» начинается с того, что молодой человек по имени Карлос появляется на автобусной остановке и встречает дон Хуана, старого индейца Яки, которого сказал ему, «что очень хорошо знаком с растениями». Карлос пытается убедить несговорчивого дона Хуана познакомить его с пейотом.

«Учения» - это в основном диалог между доном Хуаном, мастером и учеником Карлоса, вперемежку с приемом тщательно приготовленных смесей трав и грибов. У Карлоса есть странные переживания, которые, несмотря на увещевания дона Хуана, он продолжает считать галлюцинациями. В одном случае Карлос превращается в ворона и летит. Затем следует аргумент: существует ли такая вещь, как объективная реальность? Или это просто восприятие реальности и разные, одинаково правильные способы их описания? К концу книги Карлос снова встречает Мескалито, которого он теперь воспринимает как реального, а не как галлюцинацию.

В «Учениях» Кастанеда пытался следовать конвенциям антропологии, добавляя 50-страничный «структурный анализ». По словам Руниан, его целью было стать психоделическим ученым в духе Олдоса Хаксли. Он разочаровался в другом герое Тимоти Лири, который, по-видимому, издевался над Кастанедой, когда они встретились на вечеринке, вознаградив себя враждой на всю жизнь. В 1967 году он передал рукопись профессору Мейгяну. Кастанеда был разочарован, когда Мейган сказал ему, что это будет работать лучше, чем книга о торговле или же научная монография. Но, следуя указаниям Мейгэна, Кастанеда взял свою рукопись в офис Калифорнийской прессы в Пауэлл-библиотеке, где он показал ее Джиму Квебеку. Редактор был впечатлен, но сомневался в её подлинности. По словам Руниан, наполненный хорошими докладами из отдела антропологии Лос-Анджелеса, Квебек был убежден и «Учение» было опубликовано весной 1968 года.

Руниан писала, что «Издательство Калифорнийского университета, полностью осознает, что переместив его в книжные магазины Калифорнии в большом количестве, там будет страна студентов потерявших голову от наркотиков». Продажи превзошли все ожидания. И с этого момента Кастанедой заинтересовалось очень крупное издательство.

В своих мемуарах «Другая жизнь» Майкл Корда (редактор Кастанеды) рассказывает о своей первой встрече. Майклу сказали ждать на стоянке отеля. «Перед мной остановилась аккуратная «Вольво », и водитель помахал мне рукой, - пишет Корда. «Он был крепкий, широкогрудый, мускулистый мужчина со смуглым лицом, темными глазами, черными вьющимися волосами и короткой ухмылкой, как у Фраяр Така ... Я редко когда-либо так влюблялся в кого-то так быстро ...

Одним словом Майкл Корда был ошеломлён обаянием Кастанеды, его тонким умом, невинностью, которую он усмотрел в какой-то степени, истинную привязанность к людям.

На следующее утро Корда начал покупать права на «Учения ». Под руководством своего нового редактора Кастанеда быстро опубликовал свои следующие три книги. В «Отдельной реальности», опубликованной в 1971 году, Карлос возвращается в Мексику, чтобы дать дону Хуану копию его новой книги. Дон Хуан отклоняет подарок, предлагая использовать его в качестве туалетной бумаги. Начинается новый цикл ученичества, в ходе которого дон Хуан пытается научить Карлоса «видеть». Появляются новые персонажи, и, самое главное, друг дона Хуана и его коллега-колдун дон Хенаро.

Есть также проявления магии. Дон Хенаро в один момент стоит рядом с Карлосом; На следующем, он на вершине горы. Дон Хуан использует невидимые силы, чтобы помочь Карлосу завести его заглохший автомобиль. И он пытается показать ему, как быть воином - существом, которое, подобно просвещенному буддисту, устранило эго, но в более ницшеанском духе знает, что он превосходит обычных людей, которые ведут бессмысленные, бессмысленные жизни. Дон Хуан также пытается учить Карлоса, как войти в мир сновидений, «отдельной реальности», также называемой «нагвалем», испанским словом, взятым у ацтеков. (Позже Кастанеда поменяет смысл этого слова, сделав его не только отдельной реальностью, но и шаманом, таким как дон Хуан и, в конце концов, сам Кастанеда).

В «Путешествии в Икстлан» Карлос начинает новый виток ученичества. Дон Хуан говорит ему, что больше не будут употреблять наркотики. Это было необходимо только тогда, когда Карлос был новичком.

Многие считают третью книгу Кастанеду Путешествие в Икстлан, его самой прекрасной книгой. Она также сделала его миллионером. Он также сделал его миллионером. По завершении книги Карлос говорит со светящимся койотом. Но он еще не готов войти в нагваль. Наконец, в конце «Рассказов о силе», дон Хуан и дон Хенаро берут Карлоса на край скалы. Если у него хватит смелости прыгнуть, он, наконец, станет полноправным колдуном. На этот раз Карлос не поворачивается назад. Он прыгает в пропасть.


И последнее...

Американские психологи Майкл Мёрфи, основатель института Эсален отметил, что «важные уроки, которые должен преподавать дон Хуан, - это вечные темы, которые преподавали великие мудрецы Индии». В New York Times,

В 1972 году антрополог Пол Рисман рассмотрел первые три книги Кастанеды в «Книжном обозрении Нью-Йорк Таймс», где писал: «Кастанеда ясно дает понять, что учения дона Хуана действительно говорят нам о том, как устроен мир». Статья Райсмана вышла в рубрике Обзор вместо материалав , который Таймс первоначально заказала у Уэстон-ла-Барре, одного из самых авторитетных представителей индейских церемоний пейот. В своей неопубликованной статье Ла Барре осудил письмо Кастанеды как «псевдо-глубокую глубоко вульгарную псевдоэтнографию».

Роджер Джеллинек, редактор, который заказал оба отзыва, объяснил свое решение.
«Обзор Уэстон-ла-Барре, насколько я помню, был не столько обзором, сколько яростной обличительной речью, предназначенной для подавления, а не обсуждения книги», писал он по электронной почте. «К тому времени я достаточно много знал о Кастанеде, о дискуссиях с Эдмундом Карпентером, антропологом, который первым отправил меня к Кастанеде, и от моего чтения известного ученого-шаманизма Мирчи Элиаде в поддержку моего собственного обзора Кастанеды в ежедневной« Нью-Йорк Таймс »,Твердо чувствую, что «Учение Дон Жуана» заслуживает больше, чем личное оскорбительное отношение. Отсюда вторая комиссия Поля Рисмана, сына социолога Гарварда Дэвида Рисмана, и блестящего восходящего антрополога. Кстати, за все восемь лет пребывания в Нью-Йоркском университете, это единственный случай, когда я могу вспомнить, что обзор был дважды использован ».

Вслед за блестящим обзором Рисмана вскоре последовало письмо Оутса редактору, в котором она утверждала, что книги были очевидными художественными произведениями. Затем, в 1973 году, корреспондент «Тайм» Сандра Бертон обнаружила, что Кастанеда солгал о своей военной службе, о профессии отца, о его возрасте и нации (Перу, а не Бразилии).

Никто больше не способствовал разоблачению Кастанеды, кроме Ричарда де Миля. Де Милле, который получил степень доктора философии. В психологии из USC, был чем-то вроде независимого интеллектуала. В недавнем интервью он заметил, что, поскольку он не был связан с университетом, он мог рассказать историю прямо. «Люди в академии не будут этого делать, - заметил он. В частности, профессора Лос-Анджелеса, которые, по словам де Миля, знали, что это была мистификация с самого начала. Но мистификация, которая, по его словам, поддерживает их теории, которые де Миль кратко сформулировал: «Реальности не существует. Это все, что люди говорят друг другу ».

В первом изречении Милле «Путешествие Кастанеды», которое появилось в 1976 году, он указал на многочисленные внутренние противоречия в полевых отчетах Кастанеды и отсутствие убедительных деталей.

«В течение девяти лет сбора растений и охотничьих животных с доном Хуаном Карлос не узнает ни одного индийского названия для какого-либо растения или животного, - написал Де Миль. - Книги были заполнены неправдоподобными подробностями.

Например, «непрестанно прогуливаясь по пескам в сезоны, когда ... суровые условия сдерживают разумных людей, Карлос и дон Хуан идут совершенно спокойно, им не досаждают вредители, которые обычно мучают пустынных туристов».

Де Миль также раскрыл многочисленные случаи плагиата. «Когда дон Хуан открывает рот, - пишет он, - выходят слова конкретных авторов». В его компиляции 1980 года «Документы дона Хуана» включен 47-страничный глоссарий цитат из дона Хуана и их источников, начиная от Витгенштейн и К. С. Льюис к статьям в неясных антропологических журналах.

В одном примере де Миль сначала цитирует отрывок мистиком Йогом Рамачаракой: «Аура человека видится психическим наблюдателем как светящееся облако, яйцевидное, с прожилками тонких линий, таких как жесткая щетина, выделяющаяся во всех направлениях». В «Отдельной реальности» «человек выглядит как яйцо циркулирующих волокон. И его руки и ноги похожи на светящиеся щетинки, торчащие во всех направлениях ». Накопление таких примеров приводит Де Милле к выводу, что «приключения Карлоса произошли не в пустыне Соноран, а в библиотеке в Лос-Анджелесе».

Де Милле убедил многих ранее сочувствующих, что дона Хуана не существует. Возможно, самым ярким свидетельством было то, что Яки не использовали пейот, и дон Хуан был шаманом яки, который учил «методу Яки». Даже Нью-Йорк Таймс заявила, что исследование де Милле «должно удовлетворить любого, кто еще в сомнениях."

Если кто-то из вас захочет узнать больше подробностей из жизни Кастанеды, прочтите также книгу Кристофа Бурсейе «Карлос Кастанеда. Истина лжи». В ней ещё больше подробностей из личной жизни.Я прочла книгу на одном дыхании.

По правде говоря меня меньше всего волнуют сплетни бывших любовниц Кастанеды, его жены и обиженных учениц. Карлос был так популярен, что каждая женщина считала за комплимент заявить о том, что у неё были или назревали близкие отношения с мистическим гуру.

Я для себя сделала выводы, что Кастанеда не является первооткрывателем древнего учения. "Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас".(Книга Екклесиаста) Может кто-то и скажет, что это только лишний раз подтверждает, что учение Кастанеды имеет под собой реальную основу. А я считаю, что нет никакого учения древних тольтеков, а правильнее будет сказать, что нет взаимосвязи между тем, о чем писал Кастанеда и тем настоящим учением индейцев.