О русалках

Олег Гуцуляк
В Японии с 2007 г. распространились рассказы участников  из созданной в 1987 г. правительственной программы исследования жизни китов (JARPA) о существовании в ледяных водах Антарктики гигантских гуманоидов, получивших название «нингены» («нингё»), что означает «человек-рыба», и создания эти, как рассказывают очевидцы, представляют собой больших жирных китообразных, анатомически похожих на людей. В описаниях нингенов всегда фигурирует лицо, вместо ног у них хвост, то ли китовый, то ли подобный русалочьему, а в некоторых отчетах упоминаются также руки и даже кисти рук. Те, кому повезло наблюдать нингенов, утверждают, что длина их достигает 20-30 метров. Кожа существ почти белого цвета, она лишена пигментации. Встречи с этими гигантскими гуманоидами, как кажется, по большей части приходятся на ночное время, когда их крайне трудно сфотографировать. На некоторых снимках нингены напоминают айсберг, но при увеличении фото их якобы можно рассмотреть подробнее [Пейпиньш В. Нингены // Тайны ХХ века. – 2011. – № 38. – http://antarctida-jambudvipa.tumblr.com/post/125089927375].

В японском фольклоре также встречаются названия гёцзин или хангёцзин (получеловек-полурыба).  О японских нингё нет стандартных легенд. Они по-разному выглядели и по-разному вели себя с людьми. В отличие от европейских русалок японские нингё — некрасивые. У них рыбье тело и человеческая/обезьянья/рептилоидная голова. Иногда голову рисовали непропорционально большой, с рожками или клыками. Встречается разновидность нингё под названием амаби или амабико, покрытая чешуей, с головой птицы. По легендам, нингё обладали магическими способностями. Например, их слёзы превращались в жемчуг, а амаби умели предсказывать будущее – хороший урожай и чуму. Она посоветовала людям сделать её изображение, чтобы защититься от чумы.Некоторые нингё были не столь доброжелательны к людям. Они могли менять внешний вид и заманивать мужчин в море. Самое известное поверье о нингё ; их мясо дарует вечную жизнь или долголетие. Одна из самых известных японских народных сказок о нингё называется «Яо Бикуни» (букв. «восемьсот (лет) буддийской служительницы») или «Хаппяку Бикуни». История рассказывает, как рыбак, который жил в провинции Вакаса, однажды поймал необычную рыбу. В течение всех лет, в которые приходилось промышлять рыбалкой, никогда ему не попадалось ничего подобного, поэтому рыбак пригласил в гости своих друзей, чтобы отведать мяса добытого существа. Один из гостей, однако, заглянув на кухню, заметил, что голова этой рыбы напоминала человеческое лицо, и предупредил остальных, чтобы не притрагивались к сомнительной пище. Таким образом, когда рыбак закончил приготовление своего кушанья, и предложил своим гостям отведать жареное мясо нингё, те тайно завернули его в бумагу и спрятали на себе, чтобы выбросить по дороге домой. Но один человек, не в меру пьяный, забыл выбросить странную рыбу. У него была малолетняя дочь, которая, когда отец прибыл домой, потребовала от него какой-нибудь гостинец, и тот по неосторожности отдал ей жареное мясо. Придя в себя, отец попытался остановить её от вкушения странной пищи, опасаясь отравления, но к тому времени было поздно, дочка уже всё съела. А так как ничего плохого с девочкой не произошло, то этот человек больше о произошедшем не беспокоился. Прошли годы, девочка Яо-химэ выросла и вышла замуж. Но после этого она больше не старела; имея всё тот же молодой вид 15-летней девушки, в то время как первый муж состарился и умер. После многих лет неувядающей молодости и неоднократного вдовства, женщина стала буддийской монахиней и странствовала по различным странам. Наконец, она возвратилась в свой родной город в Вакасе, где закончила свою жизнь в возрасте 800 лет. А в честь неё был построен храм. В храме Тенсё-Киоса хранится тело нингё. Согласно легенде, однажды нингё появилось перед японским принцем. Существо, умирая, рассказало принцу, как оно превратилось в нингё. Это нингё когда-то было рыбаком, который пересёк запретные воды, чтобы рыбачить, был проклят и превратился в нингё. Рыбак усвоил урок и попросил принца основать храм, где будут храниться его остатки. Всем, кто посмотрит на тело этого существа, оно напомнит о святости жизни.

Это очень похоже на рассказанных в визионерских сочинениях Г.Ф. Лавкрафта Глубоководных, Глубинных (Deep Ones) – расу разумных амфибий: «…|Мне показалось, что в своей массе они были серовато-зеленого цвета, но с белыми животами. Большинство из них блестели и казались осклизлыми, а края их спин были покрыты чем-то вроде чешуи.  Очертаниями своими они лишь отдаленно напоминали антропоидов, тогда как головы были определенно рыбьи, с выпуклыми, даже выпученными глазами, которые никогда  не закрывались. Сбоку на их  шеях виднелись трепещущие жабры, а между отростками длинных лап поблескивали  натянутые перепонки, Они вразнобой подпрыгивали, отталкиваясь то двумя, а то всеми четырьмя конечностями, и я как-то даже обрадовался, что у них их было всего четыре. Их хриплые, лающие голоса, явно созданные для некоего подобия речи, несли в себе массу жутких и мрачных оттенков, с лихвой компенсировавших малую выразительность их морд» («Тень над Иннсмутом»). Первыми людьми, встретившимися с Глубоководными, были полинезийцы с некоего острова недалеко от Понапе. Контакты между ними начались после того, как землетрясение подняло со дна моря один из городов Глубоководных. Глубоководные иногда заключают договоры с людьми: они пригоняют людям рыбу и приносят со дна моря золото, взамен на человеческие жертвы и возможность спаривания с людьми, ведь популяция Глубоководных растет медленно, то для того, чтобы ускорить этот процесс, они скрещиваются с людьми. Рождающееся в результате существо изначально выглядит как человек, однако довольно скоро начинает приобретать характерные черты лица, а потом и вовсе превращается в Глубоководного и уходит в море. Причем такая судьба ждет не только человека-полукровку, но и его детей (и частично – более отдаленных потомков). Некоторые метисы уже рождаются с признаками Глубоководных – и их превращение происходит намного быстрее. Возможность скрещивания может говорить об общности происхождения людей и Глубоководных. Они с большим мастерством изготовляют причудливые ювелирные изделия из сплава золота с «неким белым металлом». Глубоководные поклоняются Отцу Дагону и Матери Гидре, а также (в меньшей степени) Ктулху. Некий капитан Обедом Маршем, который узнал об их существовании от туземцев одного из посещённых им островов. Вернувшись в свой родной город, Иннсмут, капитан Марш основал «Тайный Орден Дагона» для координации отношений с Глубоководными, которые обитали рядом с Иннсмутом (маленьком портовом поселении в Массачусетсе), под рифом Дьявола, в подводном городе Й'хан-тлеи. В 1846 г. все члены Ордена были арестованы и жертвоприношения прекратились. Разъярённые Глубоководные вышли из океана и уничтожили большую часть населения Иннсмута, не принадлежавшую Ордену. После этого власть Ордена над Иннсмутом стала неограниченной. В 1927 г. правительство заинтересовалось источником иннсмутского золота и деятельностью жителей города. Был произведён рейд, члены Ордена вновь были арестованы, однако на этот раз подводная лодка торпедировала риф Дьявола. Считается, что в результате этого Й;'ха-нтлеи был разрушен. Лишённый Ордена и поддержки Глубоководных, Иннсмут окончательно пришёл в упадок. В рассказах и повестях Брайана Ламли сообщается множество новых подробностей о биологии и цивилизации Глубоководных. В частности, согласно концепции Б. Ламли, Глубоководные способны скрещиваться не только с людьми, но и с другими биологическими видами, и делятся на ряд подвидов. Метисы Глубоководных и людей не всегда подвергаются полному превращению; некоторые из них даже неотличимы или почти неотличимы от нормальных людей. Более того, многие люди являются носителями генов Глубоководных, которые при определенных условиях могут активироваться. В книгах Б. Ламли Глубоководные имеют далеко идущие планы по захвату планеты и освобождению Великих Древних богов, порабощенных заклятиями Старших Богов.

Но, вероятно, с Глубоководными также следует связывать и предание вавилонского историка Бероса (ок. 350/340 – 280/270 до н. э.), жреца бога Бэла: «…  В первый год появилось из моря, в том месте, что вблизи Вавилонии, ужасное существо по имени "Оан(-ес)", тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий. Изображение его и теперь ещё сохраняется. Это существо дни проводило среди людей, не принимая никакой пищи, и научило людей грамоте, и математике, и владению искусствами разного рода, научило жить в городах, основывать храмы, устанавливать законы, и геометрии научило, и показало, как собирать зерно и плоды, и вообще научило всему, что относится к культурной жизни. С того времени ничего больше уже не было изобретено. С заходом солнца существо это вот, Оан(-ес), ныряло назад в море и ночи проводило в пучине. Потому что было оно амфибией».

Также ранее известный врач, алхимик и натурфилософ Теофраст Парацельс (ум. 1541 г.) в своем знаменитом трактате «О нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах» (1536 г.) писал: «... Бог посылает нам ангела, представляет ему свое творение и затем опять забирает его прочь. И тем же самым образом эти существа представлены перед нашими глазами. Так происходит с водным племенем. Они приходят к нам из своих вод, становятся известными, действуют и ведут с нами дела, возвращаются в свои воды, опять приходят – и все это для того, чтобы позволить человеку созерцать Божественные творения. Теперь они люди, но только со стороны животной, без души. Из этого следует, что они выходят замуж за мужчин. Водная женщина берет в мужья человека от Адама, ведет его хозяйство и дает рождение детям. О детях мы знаем, что они наследуют отцу. Так как отец – человек от Адама, ребенку дается душа, и дитя становится как обычный человек, который имеет вечную душу. Более того, это также хорошо известно и должно быть принято во внимание, что такие женщины также получают души, выйдя замуж за людей, чтобы они были спасены перед Богом и спасены самим Богом, подобно другим женщинам. Это было испытано многими способами, что они не вечны, но когда они связаны браком с человеком, они становятся вечными, то есть наделяются душой подобно человеку. Вы должны понимать это следующим образом: Бог сотворил их столь подобными человеку и столь напоминающими его, что ничто другое не может быть более похожим, и случилось чудо, что у них не было души. Но когда они входят в союз с человеком, тогда этот союз дарует им душу. Так же, как союз, установленный Богом, который человек имеет с Богом и Бог с человеком, позволяет нам войти в царство Бога. Если бы не было такого союза, какая польза была бы для нас в душе? Никакой. Но теперь есть такой союз с человеком, и поэтому душа на пользу человеку, иначе союз не имел бы смысла. Это демонстрируется также нимфами: они не имеют души, умирают, и ничего не остается от них, лишь зверь, пока они не войдут в союз с людьми, а тогда они получают душу. И человек, который не состоит в союзе с Богом, точно подобен им. Итак, они демонстрируют, что они звери без человека, и, подобно им, человек без Божественного союза — ничто. Союз двух существ друг с другом может достичь столь многого, так как низший извлекает пользу из высшего и обретает его могущество. Из этого следует, что они ухаживают за человеком и что они усердно и тайно ищут его».

В ирландской и шотландской мифологии существуют особенные персонажи – «шелки», полуженщины-полутюлени. Их внешний облик напоминает человекоподобных тюленей с карими глазами. Обладают они кротким нравом, но если их обидеть, предать, то могут вызывать шторма, кораблекрушения. Этот народ живет в море, но раз в девять дней выбирается на землю. Тогда они скидывают шкуру и превращаются в людей. Если человек завладеет шкурой, то он может повелевать шелки, чаще всего, таким образом, их берут в жены. Шелки могут длительное время жить в браке, но тяга к морю не дает им покоя. Обычно они все-таки находят спрятанную шкуру и возвращаются в море навсегда, оставив семью, лишь периодически встречаются со своими детьми. Девушки-шелки часто сами ищут себе партнеров среди людей. Если молодой человек найдет на берегу красную шапку, то это означает, что им заинтересовалась шелка. И если он принимает предложение, то должен выйти на следующий день на закате к берегу, где ему и явится шелка. Вызвать шелки можно так: сесть ночью на берегу и уронить 7 слезинок в море. Сказка гласит, что некий рыбак шел по берегу и вдруг услышал звонкий смех. Он подкрался поближе и увидел купающихся в море молодых людей. Неподалеку на песке лежали тюленьи шкуры. Рыбак стащил одну из них. Когда все остальные перекинулись в тюленей и уплыли, на берегу осталась одна прелестная девушка. Она умоляла рыбака отдать шкуру, но тот полюбил девушку с первого взгляда и взял ее в жены. Они стали жить вместе и были счастливы, но жену рыбака словно что-то тяготило: она порой с тоской поглядывала на море. Как-то младшая дочка спросила ее, что такое лежит в каменном сарае – такое серебристое, с коричневыми полосками. Женщина бросилась в сарай, схватила шкуру и устремилась к морю. Когда она отплывала oт берега, навстречу ей попалась лодка, в которой сидел рыбак. Он поглядел на тюленя и узнал взгляд жены, но было уже поздно.

Также в ирландской католической церкви почитается местная святая русалка Муиргейн. Согласно ирландским легендам, в давние времена жила Ли Бан – принцесса, которая выжила в чудовищном наводнении еще до прихода в те земли св. Патрика. Земли ее отца оказались затоплены озером Лох-Ней, а Ли Бан и ее собачка превратились в русалку и выдру и промышляли рыболовством на протяжении трех сотен лет. Услышав ангельское пение на водах озера, в VI в. русалку обнаружил ирландский святой Комгалл, который крестил ее и дал имя Муиргейн («морерожденная»). Ли Бан знала, что при крещении отдаст душу Богу, и вместо того, чтобы прожить 300 лет русалочьей жизни, предпочла стать святой мученицей. Ее канонизировали и назначили день памяти – 27 января.

Тут стоит также вспомнить знаменитую «Русалочку» («Den lille Havfrue» – «Маленькая морская госпожа», 1837 г.) знаменитого сказочника Ханса-Кристиана Андерсена, где повествуется о молодой русалке, которая готова отказаться от своей жизни в море ради того, чтобы получить человеческую душу и любовь принца. Однако, не достигнув желаемого – любви и души, – русалочка превращается в дочь воздуха. Другие дочери воздуха объясняют, что она стала такой же, как и они, потому что стремилась всем сердцем получить бессмертную душу. Русалочка в будущем получит собственную душу благодаря добрым делам, и она в конечном итоге воспарит в Царство Божие

Первые упоминания о русалках как о существах из плоти и крови, а не богов или их подручных встречаются в исландской летописи «Speculum Regale» (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе – у нее рыбий хвост, чешуя и плавники». С развитием судоходства свидетельств стало больше. Так, Христофор Колумб в 1492 г. отметил, что у берегов Кубы водятся русалки «с петушиным оперением и мужеподобными лицами». В 1531 г. поглазеть на выловленную в Балтийском море русалку имел возможность весь двор польского короля Сигизмунда II, но, к сожалению, недолго – на третий день пленница скончалась. В 1560 г. у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семерых красавиц. Однако отцы-иезуиты, даже не дойдя до рыболюдей, погрязли в дискуссиях о душе этих заблудших существ, а посему тайна так и осталась тайной. Практическую пользу из пленниц пытался извлечь М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа (тогдашнем центре европейской Ост-Индийской торговли). Для этого он вооружился скальпелем и распотрошил всех семерых пленниц, пытаясь докопаться, так сказать, до сути. В итоге пришел к выводу, что русалки не только внешне, но и внутренне полностью похожи на людей. После выяснения этого факта дискуссии в среде лиц духовного сана разгорелись с новой силой, поскольку нужно было срочно выяснить - есть ли у русалок душа и если есть, то уместно ли впредь употреблять их в пищу? Ведь в тогдашней португальской колонии Ангола туземцы за милую душу уплетали пойманных морских людей... Известный мореплаватель и географ Генри Гудзон (чьим именем названы залив в Канаде, река и пролив), проходя мимо Новой Земли, собственноручно записал в судовом журнале: «Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины... у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.». Вот что написал в своей книге капитан английского флота Ричард Уитбурн: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины: глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья. Дело в том, что в плавании я видел не раз, как большие киты и другие огромные рыбы выскакивают из воды, подпрыгивая высоко. Отступая назад, уверяю, я только это имел в виду. Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог. Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели. В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, вдруг заметили существо, похожее на русалку. Добрые моряки выкинули за борт приличный кусок бекона, насаженный на мощный крючок с прочным линем. Попавшегося, как форель, обитателя глубин вытащили на палубу, но тот так грозно и пронзительно кричал, что его в конце концов спихнули обратно за борт». Датский колониальный священник Франсуа Валентин вспоминал: «1 мая 1714 года при ясной спокойной погоде я видел сам на расстоянии примерно в три длины корабля какое-то человекообразное существо, обитателя моря, голубовато-серого цвета. Оно поднималось над уровнем моря, и на голове его было что-то вроде рыбацкой шапки или нароста из мха. Кроме меня видел его весь экипаж. Существо это было обращено к нам спиной, но оно почувствовало, видно, что мы приближаемся, нырнуло под воду и больше не появлялось. Как подтверждение того, что твари, подобные той, что изображена на гравюре, действительно существуют, позволю себе сослаться на свидетельство, которое совершенно достойно доверия. В 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (территория нынешней Индонезии, – О.Г.). Они плыли рядом, что давало повод предположить, что были они женского и мужского пола. Через шесть недель в том же месте они появились опять, и видели их теперь человек пятьдесят. Существа эти были зеленовато-серого цвета и от головы до пояса имели совершенно человеческую внешность и руки, нижняя же часть тела у них сужалась, сходя как бы на нет...». Изучением русалок в свое время занимались различные натуралисты и даже датская королевская комиссия, созданная в 1823 г. специально для прояснения данного вопроса. В 1830 г. в Британском музее всем желающим демонстрировалась мумия русалки. Еще два чучела морских обольстительниц хранились в Королевском медицинском колледже, но, к сожалению, они не пережили один из налетов нацистов на Лондон. В 1960 г. английский гидробиолог Алистер Харди выдвинул предположение, что на определенной фазе эволюции предки человека обитали в море и, возможно, некоторые там и остались [Васильев Е. Русалки – загадочный народ // НЛО. – 2007. – № 31. – Режим доступа : http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=225].

---------------------

В современной массовой культуре, отражающей мифологическое сознание обывателя, популярен образ русалок / homo aquarius.  / существ из воды.

Например, только в 2017 р. вышло два популярных фильма:  снятый по книге «Холодная кожа» (в русском издании – «В пьянящей тишине») писателя Альберта Санчеса Пиньоля «Холодная кожа» (англ. «Cold Skin»; в русском прокате – «Атлантида»)  испано-французский фильм ужасов режиссёра Ксавье Жанса; «Форма воды» («The Shape of Water») — американская фэнтезийная мелодрама режиссёра Гильермо дель Торо по сценарию дель Торо и Ванессы Тейлор.  Прообразом для человека-амфибии послужил жаброчеловек из фильма «Тварь из Чёрной лагуны» 1954 г., которым дель Торо был очарован ещё в детстве. Дэвид Зиндел, сын американского писателя Пола Зиндела, обвинил фильм в плагиате, заявив, что он практически целиком повторяет сюжет пьесы «Let me hear you whisper» («Позволь мне услышать твой шёпот»), написанной Полом Зинделом в 1969 г.