Запяточие

Николай Козакевич
    Начальный период пенсии – эмбрион старости, сподвиг меня к написанию стихосложностей. По мере набивания руки в этом деле и росте некоторого (не побоюсь этого слова) графоманского мастерства, а так же побочно возникающего самоограмотнения, я почувствовал нехватку ныне действующих в русском языке знаков препинания. Конечно, сейчас, в эпоху интернета, где о знаках препинания и поговорить не с кем (верх грамотейства – точно знать: где ставить, где – нет в глаголах «ь»), мои измыслы могут показаться извращёнными. Но в век расцвета иных извращенств я, скорее, в тренде. Тем более что эти извращения на фоне иных довольно невинны.

    Если поглядеть, как со знаками препинания дела обстоят в прозе, то у М. Веллера заметил, что после (…) он вполне спокойно продолжает предложение, начиная со строчной буквы. Если, конечно, по смыслу это в пределах данной фразы. Ну, например: «Человечество не  угробит Землю и, следовательно, себя т.к. Господь Бог мог бы проделать это сам… давно и легко, не выдумывая для этого людей»… Тут многоточие, скорее в роли паузы, чем в смысле недосказанности. О паузах в стихах речь пойдёт в дальнейшем…

    Думаю, тут будет уместным и позволительным привести целую выдержку из «Технология рассказа» М. Веллера,  где речь идёт собственно о знаках препинания.

«Если с запятой все более или менее ясно, то авторское право на прочие знаки относится к правилам с великолепной пренебрежительностью.
    A) Точка может стоять в любом месте. Предложение можно рубить на любые куски. Плавное течение речи сменяется отрывистым стуком забиваемых гвоздей: «Никогда. Я. Не. Вернусь. Сюда».
    Б) Можно обойтись вообще без знаков препинания, фраза полетит на одном быстром дыхании: «Воспоминания мучают меня в горячечных снах она возвращается глаза ее темны губы горячи нет мне покоя».
    B) Многоточие, вопросительный и восклицательный знаки могут стоять в любом месте фразы, причем после знака она продолжается с маленькой буквы: «Наглец! мальчишка! как посмел он мне перечить? но он мой сын… в темнице…»
    Г) Вопросительный и восклицательный знаки могут быть поставлены в середине фразы после какого либо слова или оборота и заключены в скобки, чем подчеркивается, что знак выражает авторское отношение к тексту: «Он получил задание от некоего высокого начальника (?) и для его выполнения собрал с предприятий сто тысяч (!), но тут его и обокрали».
    Д) Тире может выделять любое слово, любой оборот, членить фразу на отдельные обороты, интонационно подчеркивая их значимость. Достаточно раскрыть раннего Горького: «Дело – сделано, – мы – победили!» «Ну, что же – небо? – пустое место… Я видел небо».
    Е) Двоеточием можно присоединять подчиненные предложения, обороты и отдельные слова: это более сильная и глубокая связь, чем посредством запятой. «Он вошел: его не ждали». «Он знал жизнь: имел хорошую память». «Жена таится от мужа: и так везде». «Сколько лет он верил: ждал». Допустимы в одной фразе два и более двоеточий последовательно: «В последний раз предупреждаю: оставь ее: ты ее не стоишь: я тебя насквозь вижу».
    Ж) Точка с запятой может заменить едва ли не любой интонационный знак, усиливая паузу, дробя фразу на отрезки, но сохраняя ее непрерывность, единство. («Так глупо я создан; ничего не забываю; ничего!..» «Сверхъестественным усилием она повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки; ее волосы касались воды; минута была решительная». – Лермонтов, «Герой нашего времени».)»

    Мне это показалось и очень познавательным, и поучительным. Надеюсь, что пригодится и другим  Homo-пишущим.

    Если же говорить о стихописании, то число  стихических творений, изобилующих «многоточивостью», чрезмерно. Нехватка воображения и неумение его оформить «стихически», многими пАэтами решается просто – «…», «…» или вовсе «!!!», или ещё круче «!)))))».  Мол, довоображайте себе, уважаемый читатель, сами. При этом автору мнится, что стих получается более экспрессивным, многочувственным, вырастает пространственно, становится объёмней… Но мы то с вами понимаем, о чём это…

    Википедия рассказывает, что:

- примерно в 1480-е годы появилась точка;
- в 1520-е — запятая;
- позднее точка с запятой, которая вначале употреблялась также в значении знака вопроса;
- следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки;
- в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки;
- к концу XVIII века получили употребление тире (одним из первых его начал применять Николай Михайлович Карамзин), кавычки и многоточие (впервые в России употребленное этим же автором).

    Казалось бы, этих знаков вполне достаточно, чтобы можно было логически, синтаксически и пунктационно передать на письме все нюансы стиха, прочитанного в голос (а читать стихи надлежит именно в голос!). Однако легко можно заметить, что число знаков препинания с течением лет растёт и сопровождает развитие речи. Это, в свою очередь, не запрещает, а, скорее,  поощряет раздумчивого написателя текстов к изысканию новых знаков.

    Здесь следует отметить, что искусственно выдумывать новые знаки – занятие непотребное, впрочем, как и неологизмы. Появление новых знаков препинания должно вызываться необходимостью со стороны написателя текстов, которая, в свою очередь, возникает из-за невозможности оформить письменно, нужные автору, оттенки речи, интонационность, продолжительность пауз, пр…

    Вот именно ради этого я и нагородил всё вышесказанное… Всё предыдущее было написано с единственной целью – обосновать-объяснить возникновение во мне, мне же и необходимого, нового знака препинания. Условно обозвал я его «запяточие» т. к. он состоит из запятой и, следующими за ней, двумя точками. Выглядит оно так: «,..».

    Необходимость, возможно и надуманная, возникла в основном из-за того, что, уже имеющееся «…», предполагает или:
- указание на пропуски текста;
- выделение законченных смысловых отрезков текста.

    Но главное – что многоточие предполагает более длительную паузу, чем мне порой необходимо.  М. Веллер, (как было замечено выше), вышел из подобного затруднения путём отказа от продолжения фразы прописной буквой. Но это справедливо и действует в прозе – с одной стороны, а с другой, как мне кажется, всё-таки пауза под знаком «,..»  короче, чем пауза под знаком «…».

    При письменном оформлении  стихотворений, в отличие от прозаического, наблюдаются заметные расхождения. Затрудняюсь их чётко сформулировать, это скорее, чувствуется-угадывается… Возможно, это связано с ритмическим,.. с присущей стихие стихов мелодикой. Некоторое сродство с музыкальным и вызывает, как мне представляется, необходимость использования пауз различной протяжённости, без чего в музыке просто никак.

    Бред! – скажете Вы… Пускай, но он мой,.. родимый, и потому мне же и дорог.
Предлагаю пример применения мною нового знака:

Хорошо,.. трещат поленья,..
мечут искры невзначай.
Воссижу в обнимку с ленью,
пью «похожее на чай».
От тепла и дум хмелея,
song мурлычу сквозь прононс.
Общей благостью смелея,
пёс в ладошку тычет нос.

Хорошо! – оно и ладно,..
если пёс есть и дрова.
Пусть за окнами прохладно,
в снег укуталась трава.
Разморозаны в узоры
стёкла сеют перламутр.
Притуманюсь сонным взором...
Чует псина, как! я мудр…

    Так как в здесь присутствуют и «…» и «,..», то, как мне кажется, разницу уловить можно.

    Герой одного из произведений О'Генри сказал: «Я не умею ни читать, ни писать и не вижу никаких оснований, почему я не гожусь для этой должности». Несколько переиначив (применительно к данной теме и к себе), скажу: «Я никакой не филолог, не писатель, не поэт, – и потому мне невдомёк, почему именно я не имею права заниматься языкотворчеством…»

22/03/2018


    Нина Можная (http://www.stihi.ru/avtor/ninele43) оказала любезность и сформулировала википедически знак препинания, представленный в данной статье:

    «Запяточие (,..) – знак препинания в виде запятой и двух точек, расположенных друг за другом в горизонтальной плоскости, употребляемый при наличии долгой паузы для разделения двух простых предложений в составе бессоюзного сложного, если одно из них односоставное, а второе – двусоставное.
    В русском языке запяточие обозначает более длинную паузу, чем при таких знаках, как запятая (,), тире (–), двоеточие (:), точка с запятой (;), и предполагает обязательное продолжение предложения, а не прерванную мысль или пропуск слова, как многоточие(…).
    Запяточие предупреждает, что после первой (односоставной) части сложного бессоюзного предложения – пауза, а потом последует более распространённая (двусоставная) вторая часть. Однако эти два простых предложения в составе бессоюзного сложного предложения не связана смысловой зависимостью, которая обычно обозначена тире или двоеточием. Например: (Не сердитесь,.. я очень дорожу нашим общением).