Единое в философских системах Востока и Запада

Любовь Звездина
Александр Македонский воспитанный Аристотелем(356-323гг до н.э.) расширил влияние Греции более чем на половину цивилизованного мира, благодаря чему, от Срединоземноморья до Индии усталовилась эллинская культура.  Греческая философская система, пребывая в постоянном поиске и утверждении Истины, соприкоснувшись с индийской философской системой не нашли существенных противоречий в ней, и расширив свои представления на основании традиций оппоненнов продолжали развиваться далее самостоятельно, но Истина осталась прежней.
Грефеские философы Онексикрит и Пиррон, а так же последователи учеников Будды, братьев близнецов Тапассу и Бхалика, соединили воедино учение Будды и эллинскую философию, в результате чего возник и просуществовал более тысячи лет грекобуддизм, продолжателем которого в настоящее время является Буддийская Махаяна.

В Греческой философии существуют 4 Первоэлемента Стихии, 4 вида субстациональной активности, обладающими 4 типами взаимосвязанных но противопоставленных качеств:         ЖАР – ХОЛОД и СУХОСТЬ - ВЛАЖНОСТЬ.
4 качества поделены на пары и противопоставлены друг другу крестообразн.

Буддийская логика для духовных целей выделяет как основу то, из чего исходят изначально и в чем проявляется идеальная, незагрязненная сущность 4 Стихий – Пустоту, в которой проявляется различающая осознающая способность, которая, в свою очередь позволяет проявляться 4 Стихиям, обладающих различными качествами.


В древнем Китае развивались три философские школы. Даосизм – философское учение о великом Абсолюте, современника Конфуция Лао-Цзы(«Дао де цзин»).
В абсолюте проявляются две  полярные силы Инь и Ян и пять первоэлементов, подразумевающими бесконечную многозначность – ДАО – субстанциальную закономерность существующего,  спонтанное разложение на первоэлементы цикличной основы бытия.

Конфуцианство – школа ученых интеллектуалов («Лунь юй»), рассматривающая мироздание в семейно-родственных категориях. В ориентированном на социальные связи учении, главным считался активный развивающий элемент Ян, в противоположность которому Инь (застой, бездна) рассматривался как негативный, повреждающий фактор. В конфуцианском каноне так же рассматривается шесть категорий, из которых две – крайние противоположности, полярные силы,  взаимодействующие между собой 4 основными способами.