Таис Афинская и китайское право

Александр Чакиров
Взялся еще раз перелистать книгу о Таис Афинской, книгу о греках и Александре Македонском. Уже давно для себя открыл, что с каждым прочтением, узнается что-то новое. В этот раз я обратил внимание, что Таис аккомпанировала на китаре и прекрасно танцевала. Искусство в Греции процветало, а в Риме вместо театров были громадные цирки, где люди убивали животных и друг друга на потеху ревущей толпе.
У музы три лица: разрушение, созидание и восхваление. Восхваление и лесть у греков считалось злом, а молчание проявлением «истинного языка мудрости».

Спокойствие – дар и свойство Богов. На каком языке разговаривали греки Средиземноморья?  Ефремов, автор книги, утверждает, что это «койне».
Греки придерживались меры, что считалось проявлением благородства. Говорили «Меден атан» - «Ничего излишнего». Эллины чуждались обжорства: мед, молоко, лепешка, сухой виноград (изюм). Были, конечно, и вечеринки – застолья, которые назывались «симпосион». Сейчас симпозиумы — это совещания в квадрате, а может и в кубе. Сплошная говорильня. А тогда, сирийцы и персы все время что-нибудь ели и пили; щелкали орехи, семечки и обнимали первых попавшихся женщин. Это лучшее лекарство от глубокого раздумья и углубления в себя, - считали они.
Греки уже тогда понимали, что великие полководцы, гении, владыки не приносят людям счастья. Чем больше власти, тем больше беды. Счастье, по мнению греков, могут принести люди не обладающие властью: философы, врачи, учителя, поэты, художники….

По мнению автора книги, Эллада всегда была обращена более к Востоку, чем к темному Западу. Она тянулась к древним искусствам и великому знанию, накопленному через легендарный Крит. Как известно,  греков увел на Восток Александр Македонский. При нем Эллада обезлюдела. Македонский был и разведчиком Востока. Уже не помню где читал, что на озере Иссык-Куль был город Парсхан (Эмир персов). Будто бы его основал Александр Македонский, когда привел туда персов и оставил во время похода на Китай.
По-гречески разведчик – криптин. Отсюда наука криптография, связанная с шифрами и кодами. Гостиницы назывались – ксеноне. Интересно, как переводится Ксенофонт? Он описал поход греков к морю через Персию, через горы и степи Кападокии и Армении в Анапу — Анабазию. А может в Абхазию?

Дионис путешествовал в Индию, а индийская аристократия (высшие касты) считали македонцев варварами, дав им прозвище «пастухи», поскольку прежде всего они интересовались скотом. У индийцев, писал Ефремов, первые настоящие люди появились на земле 18 миллионов 616 тысяч 516 лет назад. У евреев сотворение мира произошло шесть тысяч лет назад. Явно выдумка. Сказка про Армагеддон, тоже выдумка. Это город древнего царства Соломона. Пророков было много, и кто-то решил, что в этом городе произойдет решающая битва между силами добра и зла.

«Короткомыслящую» женщину Ефремов боготворил и считал, что она по природе больше сохранила себя и стала сильнее мужчины. Нынешний мужчина придумал для себя много облегчений, стал больше надеяться на технику и инструменты, отделился от естества, потерял свои внутренние силы и потерял веру в себя. Так оно и есть. Смотрю на мириады машин и думаю, во что же через сто лет превратятся вечно сидящие люди. Мышцы не двигаются, кровь застаивается. Наверняка, и мозги закисают. А если к этому прибавить ужасную экологию, то волосы встают дыбом.
Пока читал про Таис, в поселке кончилась вода. Колонки не работают, все запасы воды ушли на полив огородов, а может еще куда.

Вечером задремал, но сон не состоялся. Долго лежал и слушал звуки на улице и на чердаке.  Бодрствовал до трех часов. Утром разбудил колокольчик мусорной машины. На часах семь с копейками. Бока отлежал и ощущение, как будто всю ночь разгружал вагоны. Хотя, по правде сказать, хандра больше от безделья.
Уже проверено, чтобы уснуть, нужно утомиться. Сел за труд «Основы средневекового китайского права». Китайцы по законодательству  делились на простых  людей «байсин» и чиновников – «гуаньжэнь». Байсин, в свою очередь, делились на четыре группы «сы минь»:

- обладающие знаниями – (управленцы)  - ши
- работающие на полях  -                нун
- производители товаров (ремесленники)-  гун
- торговцы и купцы                -  шан

Многие удивятся, но это факт, привилегированное положение в Китае имели образованные люди и земледельцы – именно они имели право поступать на государственную службу. Не дураки были китайцы – торгашей и тех, кто имел материальную корысть к власти не пускали. Вот еще когда они начали бороться с коррупцией!

Чиновников в те времена было не так много. Так, при династии Тан из 50 млн. населения, чиновники и их семьи составляли 1 миллион. или 2 % населения страны. Чиновниками числились лишь те, кто имел официальные должности и чины (байгуань). При династии Северная Вэй появилась, как и у нас с реформ Петра I, система девяти разрядов (цзю пинь) - своеобразный табель о рангах.
Ранг был основным мерилом успеха. С рангами были соотнесены титулы знатности («цзи») и почетные титулы («сюньгуань»). Они делились на гражданские и военные. К гражданским титулам относились: ван, гунн, хоу, бо, цзы, нань. Разряды, ранги, титулы определяли даже фасон и цвет одежды, размер и формы украшения, жилища, способы передвижения. Чиновники управлений делились на четыре группы:

- начальники                -      чжангуань
- заместители начальников                -      тунбаньгуань
- исполнители                -      баньгуань
- писцы, клерки                -      чжудянь


Старое китайское право выделяло так называемые «десять зол» («ши э») Они  нарушали установленный социальный порядок, подрывали моральные устои общества.
Первое зло – заговор о мятеже против государства и родителей («моу фань»). Если прокомментировать, то раньше мы боролись, большей частью, против государственных мятежников. Теперь другие времена, повсеместный мятеж детей против родителей. Последние утратили авторитет.

- Ну что, коммунизм построили? - как-то спросил меня сын. Да, в отличие от своих родителей, мы не поколение победителей. Оставили после себя сплошной Сталинград.
Надо перестраивать мораль. А как?.
Второе зло – непокорство, бунт («моу дан и») наперекор естественному «дао» и благоприятным силам «дэ».
Третье зло  - измена государству («бэй го») предполагало переход на сторону чужеземного государства («тоуфань го»).
Четвертое зло – неподчинение, непокорство («э ни»). Оно охватывало преступления против кровных родственников. Убить родственника считалось тягчайшим из зол, нарушением основных принципов («ли»), на которых зиждились взаимоотношения людей.

Пятое зло -  преступления «противоречащие естественному порядку вещей» («бу дао»): наговоры, колдовство, изготовление ядов.
Шестое зло  - выражение великого непочтения («да бу цзинь»): кражи предметов культа, императорской печати; все просчеты в обслуживании императора, в том числе злословие в адрес его.
Седьмое зло  - выражение сыновней непочтительности к родителям («бу сяо»). Обвинение в чем-либо деда, бабки, родителей; ругань в их адрес; выделение из семьи и раздел имущества; не соблюдение траура и не выражение печали.
Восьмое зло  - несогласия и разногласия («бу му»). Проявления разногласий между родственниками, подача доноса женой на мужа, на старшего родственника.
Девятое зло  -  несправедливость, неправедность («бу и»). Преступления в отношение начальства, командира, учителя и наставника.

Десятое зло  -  кровосмесительные половые связи («нэйлуань»). Они трактовались как «поведение птиц и зверей» и разрушали семью.
Частные преступления имели наименование («сы цзуй»), а общественные – («гун цзуй»).
Чтобы познакомиться с китайским судопроизводством, надо почитать детективные истории Р.Х. Ван Гулика про проницательного и справедливого судью Ди. У меня  есть такие истории, приобрел десяток книжек.. Судья Ди (его полное имя – Ди Женьчжи) был исторической личностью, жившей в 630-700 годах. Проявил себя как толковый администратор и следователь. За эти качества получил высокую должность в столице и стал выдающимся государственным деятелем эпохи династии Тан. В старости стал министром императорского двора и своими мудрыми советами оказывал благоприятное воздействие на дела государства.

И сегодня в Китае помнят судью, его имя так же хорошо знакомо китайцам, как имя Шерлока Холмса нам. В отличии от Холмса, в ведении судьи находилась вся администрация уезда. Кроме сыска и суда, Ди отвечал за сбор налогов, регистрацию рождений, смертей и браков, ведение земельного кадастра, поддержание порядка в уезде.
По-китайски его называли «чиновник отец и мать». Рабочий день у судьи был ненормированный, дом прилегал к зданию суда. Объем задач судьи Ди во многом  похож на обязанности начальника  отдельного округа в бывшей России, типа исправника, где все государственные функции возлагались на его одного, не без стражи и казаков, конечно.
Мысли потекли по новому руслу. Бывали случаи, когда казаки отпускали задержанных преступников, грабили рабочих, занимались вымогательством и пьянством. Их меняли на стражников.

Так, например, на промыслах Ачинско- Минусинского горного округа в 1902 году было 4 урядника, 27 конных и 2 пеших стражника. Все они подчинялись горному исправнику. Чины набирались из вольнонаемных лиц из расчета 1 стражник на 50 рабочих, 1 урядник на 5 стражников. Сверх жалования они получали при прикомандировании их на прииски квартиры с отоплением и освещением (квартира – бревенчатый дом, отопление – дрова, освещение – свечи, керосин), Средства на переезд на пищевое довольствие и фураж за счет золотопромышленника. Ежегодно золотопромышленники облагались особым сбором в размере 1/3 суммы, необходимой на содержание горно-полицейской стражи. Контракты со стражниками заключались сроком от одного до трех лет. Они имели общую полицейскую форму, из оружия – шашку и револьвер.

Кроме постоянных стражников на приисках были командированные – для преследования и поимки спиртоносов и похитителей золота, для сопровождения арестантов, посылок. Подчиненность нижних полицейских чинов была многосторонней: полицейскому приставу или надзирателю, затем окружному исправнику, земскому заседателю, полицейским управлениям или уездным начальникам.
Уездный начальник в Китае находился в самом основании колоссальной пирамиды власти. Его непосредственным начальником являлся руководитель области (округа). Несколько областей подчинялось наместнику провинции. На одном месте уездный начальник обычно служил до трех лет, затем переводился в другой уезд, а с течением времени производился в руководители области. В состав суда входили: писцы, смотритель тюрьмы, присяжный врач, судебные приставы, стражники и гонцы. Раскрытием преступления занимался только судья с помощью сыщиков, которые следовали за ним по местам его службы. Сыщики не были связаны с территориями и действовали по всей стране. Что примечательно, судья не мог быть назначен в родном уезде. Это и нам надо взять на вооружение. Обвиняемые не приглашали адвокатов, и не было у них свидетелей. Судья же пытался обнаружить «пять свидетельств» виновности: выражение лица, как говорит, как дышит, как реагирует на вопросы, каково выражение глаз. Получается, выполнял функции нынешнего детектора лжи.

Процедура суда была задумана, как акт устрашения. В основу китайского судопроизводства был положен принцип – никто не мог быть признан виновным, если не признался в совершении преступления. Потому закон разрешал применение пыток. При этом, правда, если подсудимый умирал под пытками или же получал тяжкие телесные повреждения, то весь персонал суда и сам магистрат  несли жесткие – вплоть до смертной казни – наказания от вышестоящих властей. 
При династии Тан действовал принцип «бу шо цзи» - «не прибегать к крайним мерам». Смертные приговоры утверждались троном и каждый осужденный имел право подать апелляцию. Перед смертью хорошо кормили и поили вином. Наказание палками производилось на месте. Они делились на: тяжелые палки, толстые и тонкие. Били по спине, по ягодицам, по бедрам. Если наложница обругала мужа, ей полагалось 80 толстых палок.
Заговор против императора («моу фань»), болтовня о мятеже, при отсутствии реального умысла, влекла наказание ссылкой на 2 тысячи ли.
Все предварительное следствие в обязательном порядке проводилось публично во время судебных заседаний, частный порядок допросов запрещался. Это надо взять на вооружение.

В Китае существовало семь законных оснований развода: отсутствие детей, разврат, неспособность служить свекру и свекрови, болтливость жены, воровство, со стороны жены, ревность к мужу, тяжелое заболевание. Брак не расторгался в случае если жена носила траур по свекрови и свекру, если семья стала богатой после женитьбы и если жене некуда было идти ( не было тех к кому она могла бы возвратиться).
Женщина всегда находилась в подчинении: в девушках – отцу; в браке – мужу; после смерти мужа – сыну. Выходя замуж, она оставляла отца, братьев и мать. В отличии от многих народов, брак в старом Китае не регулировался никакой религией. Это было лишь согласованием двух сторон, признаваемое властями. Браки никогда не заключались в первые месяцы года, предпочитали конец года – с сентября по декабрь. Вот тогда и писали письма с предложением заключить брак («хунь шу»).
После чтения книг с другом организовали субботник – перепилили старые доски и бревна, которые до этого лежали возле его бани и  железной «юрты», так я назвал сваренную им беседку.

В этот день в поселке случилось несчастье – сгорел дом на улице Калинина. Дым был виден еще с утра с нашего деревенского двора, и слышно было, как лопался от огня шифер. Как будто велась перестрелка. Когда я утром «пилил» мимо на велосипеде, то видел это пожарище и действия пожарников. На обратном пути специально завернул в переулок у киоска и посмотрел на обгоревшие остовы дома и бани. Возле них бродили двое пьяных – мужчина и женщина. Женщина держала в руках бутылку и преследовала, уходящего от нее напарника, слабо держащего на ногах.
-Не мешало бы к ним применить нормы китайского права и побить их по ягодицам толстыми палками, - подумалось мне, а потом «сослать на две тысячи ли» - куда подальше. Есть и наши нормы, но, увы, они не работают, сплошная  говорильня.