Стыд Стива Маккуина

Алиса Обухова
 С первого же кадра фильма «Стыд» мне удалось почувствовать атмосферу этой картины, понять в общих чертах, о чем будет фильм, вероятно, всё дело в хорошей игре Майкла Фассбендера или же в том, что фильм достаточно простой, без глубинных смыслов, всё на поверхности, очень просто и примитивно. А, может быть, и то, что внутреннее состояние главного героя мне знакомо: раздражённость, внутреннее беспокойство, презрение к людям, а так же недовольство собой. Капризный ребёнок, у которого есть все прелести жизни, но всё равно плохое настроение, сегодня, завтра, всегда, ему не нужно ничего большего, просто его всё раздражает: в первую очередь  - сам себя, как следствие – все и всё вокруг.
 

 Затянутая сцена в вагоне метро, где он смотрит на неё, она смотрит на него, скромная улыбка (ах), бесконечные восходящие интонации в мелодии дают нам почувствовать ускользающую надежду, вероятно, это и есть то, чего нашему герою  так не хватает,  чистая, непорочная, настоящая любовь. Конечно же, он не успевает её догнать, она растворяется в толпе и можно сразу догадаться, что в конце наш герой встретит её или её призрак, как нечто неуловимое, недостижимое.
 

 Наш персонаж не испытывает никаких высоких чувств, он испытывает лишь постоянную раздражённость. Подобно животному Брэндон следует своим инстинктам: у него есть обустроенная хорошая нора, в которой он в безопасности, он добывает себе пищу, жахает самочек, доказывая себе, что он – король, самец, он может. Секс с женщинами ему не приносит удовольствия, но он жаждет, жаждет истинного наслаждения, он всё-таки человек, я бы сказала что-то между человеком и животным.
Животным Брэндона делает его примитивность, человеком то, что он всё же догадывается, что что-то не так, так не должно быть и из-за этого наш персонаж испытывает постоянное напряжение – повисший в воздухе вопрос, непрерывно звучащий вводный септаккорд, который никогда не разрешится в тонику. Главный герой даже не понимает, что ему нужно. Что делает человека человеком? Высокие чувства, самое прекрасное – любовь. Люби себя, люби весь мир. Если человек обнаруживает, что в его жизни не хватает любви, он чувствует разочарование, боль и через боль человек учится любви. Создаётся впечатление, что Брэндон не способен на чувства и это его проблема, он пуст, а следовательно не интересен. Такие же пустые женщины ложатся с ним в постель, он находится в обществе манекенов и является его частью.
Полной противоположностью обществу Брэндона является его сестра Сисси, она представляет  собой другую крайность. Она чувственная, очень, слишком, до безумия. Можно ли её назвать несчастной? Она совершает очередную попытку суицида. Что ей это даёт? Эмоции и чувства, ей нравится это испытывать, ей нравится быть счастливой, ей нравится быть несчастной. Она проживает жизнь. Конечно, Брэндону не хочется находиться с сестрой, которая никак не вписывается в его жизнь, общество, в котором он живёт, ни по каким параметрам, она будто из другого мира, только Сисси этого не замечает. Её манеры, поведение, характер – всё раздражает в ней Брэндона и меня, как зрителя тоже. Единственный живой человек в фильме представлен, как отвратительный неуместный раздражающий фактор.
 

 Мы видим типичный пример взаимоотношений старшего брата и младшей сестры, где брат – озабоченный подросток, а сестра для него – маленькая доставучая девчонка, которая привязалась и мешает ему, они не научились общаться друг с другом, они словно малые дети. И Брэндон и Сисси одиноки и это указывает на то, что они оба не умеют выстраивать отношения ни друг с другом, ни с кем-то ещё. (или?)
Вероятно, заключительный поступок Сисси всё же помогает Брэндону раскрыть глаза, раскрыть сердце.


 Все герои «Стыда»  у меня вызвали только негативные эмоции, они жалкие, слабые, скучные, обычные. В фильме очень много откровенных сцен,  для меня это не выглядело эротично или красиво, ведь главный герой не испытывает страсти, он испытывает лишь потребность, необходимость. Даже интересно, почему Маккуини наделил Брэндона именно этим пороком, ведь пустой мужчина с постоянно напряженным выражением лица и фальшивой улыбкой не может выглядеть сексуально или привлекательно, хотя… в больном обществе, где ценится социальный статус и красивая одежда, наверное, всё иначе.


 Я увидела субъективную точку зрения Стива Маккуина, завёрнутую в красивый фантик, но не более того.  Красивые художественные кадры, операторская работа, достойная игра актёров и прекрасная музыка, которая никак не сочеталась для меня с фильмом.
«Стыд». А был инцест?