Баллада о Прочитанной Книге

Сергей Апостол
Сумрак черный, сумрак белый –
Ночь и рыхлый снег,
И над ширящейся бездной –
Дней безумный бег!
Сумрак черный, сумрак белый,
Город весь заледенелый,
Я люблю тебя навек…

Будет много новых далей,
В верности клянясь,
Позабудь свои печали
В неуемный час;
Будет много новых жизней,
Ярче прежнего свет брызнет,
Но, увы, не будет нас.

Не забыть и не отринуть
Жарких чувств полон,–
Неоглядную равнину
Убаюкал сон,–
Не забыть и не отринуть,
Легче сердце свое вынуть,   
Заживо испепелен…

Вьюга станет веселиться,
Пролистав, грустя,
Испещренные страницы,
Словно смерть твоя…
Вьюга станет веселиться
И умчит под утро птицей –
Вот и Книга Жизни – вся!

1850

ПРОЩАНИЕ

Так тихо и светло в лесу –
Что хочется тотчас забыться.
И душу на руках несут,
Как вольную степей царицу.

Ей чутко внемлет мир земной,–
Настороженно спят могилы,–
Но за туманной кисеей
Скрыт лик таинственный и милый.

И ветер времени пред ней
Смиряется, вздохнув глубоко,
А над просторами полей
Кружит в задумчивости сокол…

И вся процессия идет
Туда, где свет лазурный льется,
За отпылавший горизонт,
В седую даль, где дремлет солнце.

1770

ОТРАЖЕНИЕ

Туманная сырая мга
Объемлет пасмурные склоны.
Разделась роща донага
И смотрит в лоно вод смущенно.

Так – женщина в себя глядит,
Впервые позабыв про радость,
И видится ей впереди,
Что ничего уж не осталось.

1520

СТРОФЫ АДА, 1520

В ПРЕДВЕСТИИ ЗВЕЗДНОЙ НЕВЕСТЫ

Ты прекрасна – как сон,
                Я в тебя лишь влюблен!
        Стаей черных ворон
Дни проклятые мчатся!
Не понять никому,
        Кто глядится во тьму: 
                Я изведал средь мук
Блаженное счастье!

Не буди моих дум;
                Разлюбив жизни шум,
        Я не сват и не кум
Тому, что мне пелось…
Ты меня ждешь вдали,
        За краем земли,
                Где плывут корабли
В звездную вечность!

1520

РАЗУВЕРЕНИЕ

Ты – счастье обещала,
                Но счастье лжет всегда!..
        Грехов свершил немало
В безумных городах!
И сам себе не мил я
        Среди печальных бед…
                Кладбищенскою пылью
Покрыт мой бренный след…

И ветер окаянный
                Не достучится в грудь,
        Любовь лишь множит раны –
Забудь меня, забудь!..
Но снова призываешь,
        В даль за собой маня!
                Но ты того не знаешь,
Что – небом!– проклят я!

1523

В СОВЕТСКУЮ МЕТЕЛЬ

Звезды над Москвой
Замело порошей,
Если я плохой –
Ну а ты хорошая,
То зачем тогда,
Опьяняя взглядом,
Все эти года
Ты со мною рядом?

Снова не до сна:
Ревностью не мучай,
И души струна –
Так в ночи певуча!
В сердце нет обид –
У черты, у края,
И огонь горит,
Нас дотла сжигая!

1939

ПРОРОЧЕСТВО

Горстка жалких людей
правит
диким народом – 
и торжественным скопом

вдаль идут веселей!
Гаснет свет
дальних звезд.
Призывать бесполезно…

И кровавая
бездна
жертву тучную
ждет…

И ты взойдешь –
на эшафот,
безверья
пасмурный народ!

1933

У ЧЕРТЫ

Скорбя и радуясь
Средь хмурых бед,
Искал я правду –
Она в тебе!

И что мне мир,
Что бесприветен?
Ты – мой кумир
На все столетья!

Смолк жизни шум;
И на краю
С тобой дышу,
Люблю, пою!

С тобой в пути –
Не так ли, речь,–
На крест взойти
И в землю лечь!

1770

ЧЕРЕЗ ЭПОХИ

Этот мир не прост,
Дни угрюмо тащатся.
Встало во весь рост
– Настоящее.

Будем ли еще?
Что нам уготовано?
Будущее –
Руку протяни – вот оно!

2250