День тридцать первый. Про фальшивого героя

Филипп Строгов
Прочитал эссе "История русского соблазна" Д.Быкова (http://ruspioner.ru/cool/m/single/5788) и, не удержался, оставил комментарий.


Не скучно? – Да.
Упоительно? – Разве что для автора (здесь и далее: Д.Быкова).

Ещё бы: cам Толстой прикрывает ему спину и спасает, по меньшей мере, от тюрьмы, каторги и пыток, ведь «cегодня, пожалуй, много опаснее высказывать собственное мнение» (с).

Здесь, автор пока ещё не выглядет героем.

Ну да какой с него спрос, если Пушкин в своё время не сдюжил?

Классик, по словам Д.Быкова, как и «подавляющее большинство российского населения все понимает — как понимает и героиновый наркоман, — но не может отказать себе в ресентиментальной зависимости».

Впрочем,(наверное, к счастью!) великий поэт в какой-то момент прозрел и, даже, реабилитировался в глазах автора: «Не зря перед смертью Пушкин сказал: «Был бы весь его», — сказал не то с досадой, не то с горькой радостью от того, что хотя бы в смерть сбежал от такой вероятности».

Конечно, он, Д. Быков, хорош: филигранное владение языком и глубокое знание предмета (какого-то) позволяют ему жонглировать фактами и цитатами не хуже фокусника.

Каков стиль! Виртуоз... кто бы сомневался?

И спасибо, в начале он предупредил, что это не «ненавязчивый треп членов элитного клуба, повод для спекуляций для уцелевшей прессы, которой больше делать нечего», а «абсолютно серьёзный разговор» (одного члена какого-то "элитного" клуба).

Если бы не это, то я, как невнимательный читатель, мог бы пропустить или не понять момент авторского катарсиса. Но, спасибо, был предупреждён, а значит и вооружён...

Ведь в конце Димитрий Быков не только "вылазит" из-за спины Льва Николаевича, но и вытягивает на своих хлипких плечах (ни много ни мало) саму Россию-матушку, которая хоть и «весит гораздо меньше (Советского Союза), но и ее вес выдержать нелегко».

Нет...нет... Он, всё же, герой! Атлант! – всю Россию на плечи, да что плечи. и на грудь готов взять!

Ну, а итоговый манифест, однозначно героичен:

«Я знаю только то, что скажу лично я: НЕТ. НИКОГДА. Я знаю, чем кончается этот соблазн, и если я ему поддамся — пусть самое имя мое будет проклято.

Но этого вы, повторяю, не дождетесь никогда, никогда, нет. И если даже одно это «Нет» останется от меня — как хотите, это не так мало».

Ну, настоящий полков… пардон, герой! (ссори, не выдержал - засмеялся)

И, слава Богу, и он, и мы знаем, что это, всего лишь, красивые, громкие и пустые слова, за которые не придётся ни отвечать, ни, тем более, физически страдать.

А проклятие? Проклятие заслужить надо.

Для этого масштаб нужен... определённый.



*Великий пост 2018г.